Особенности развития рынка труда в условиях кризиса
Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в IV квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4% [1]. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали: · ухудшение структуры массового спроса и потребления; · сокращение спроса на товары и услуги; · свёртывание производства соответствующих товаров и услуг; · сокращение персонала на предприятиях; · повышения уровня безработицы. Кризис волнообразно накрывает все сектора экономики. Банковский сектор первым попал под эту волну и на данный момент понес наибольшую потерю. Теряют работу люди, чьи доходы были явно завышены. В сложившейся ситуации кто-то идет работать за меньшие деньги, а кто-то, получив неплохое выходное пособие, пережидает кризис дома. Так же происходит перераспределение работников по отраслям, например, из банковской сферы идут в консалтинг. Сильно падает спрос на банковских специалистов, юристов, маркетологов, рекламщиков и специалистов из других «перегретых» отраслей. При этом спрос остается стабильным на такие непопулярные профессии, как врачи, инженеры, учителя. Кризис сделал так, что те, кто был в конце списка, оказались на самом верху, возглавили его.
Таблица 1 – Рейтинг запросов работодателей на поиск персонала (% от всех запросов) [ 16 ]
Ведущие направления кадровой политики: в условиях кризиса: · первое направление – это активное сокращение персонала. Перед HR-службами стоит задача сокращения 20-30% персонала. Сокращения касаются либо среднего звена, и остается руководитель отдела работать один за весь отдел, либо увольняют дорогих руководителей и оставляют среднее звено, либо сокращают весь отдел. Но все мы знаем, насколько необоснованно были раздуты штаты, когда люди за ничегонеделание получали 4000-5000 долларов в месяц, а топ-менеджеры получали по 1 000 000 – 1 500 000 долларов в год только за то, что рынок рос сам по себе, а они при этом не принимали никаких долгосрочных решений и тому подобных вещей; · второе направление - никого не увольняют, а просто останавливают набор новых сотрудников. При этом, если человек добровольно покидает компанию, на его место никого не берут, а его обязанности распределяются между оставшимися членами коллектива. · третье направление - снижение зарплат, урезание бонусов и соцпакетов у работающих сотрудников, как с сокращением рабочего времени, так и с его сохранением. Так же имеют место отправления сотрудников в отпуск без содержания [17]. Продолжают набирать людей фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор и торговые сети. Наблюдается снижение затрат на маркетинг и рекламу. Происходит смена неэффективного менеджмента. Сейчас менеджмент будет думать, как оптимально выстраивать бизнес-процессы, улучшать качество товаров и услуг, развивать отношения с клиентами, а не снимать сливки с быстрорастущего рынка. Что касается маркетологов, то по мнению экспертов примерно 30% останутся на текущем месте работы, остальные буду уволены и начнут переквалифицироваться в другие специальности. В нашей стране нет конкуренции, соответственно маркетинг не нужен, нужны продажи, личные продажи, прямые продажи. Маркетологов, как правило, набирают успешные компании, чтобы маркетолог объяснил руководству, что компания успешна. В связи с этим, у нас маркетинг направлен не на продажи, а на демагогию, теорию и необоснованную трату денег на рекламу. В итоге будут востребованы маркетологи, которые смогут решать проблемы конкретного предприятия и продавать свои идеи руководству. В условиях кризиса будет развиваться директ-маркетинг, причем бумажный, то есть рассылка писем обычной почтой. Электронная рассылка постепенно теряет свою эффективность ввиду перенасыщения информацией, полученной через интернет. Так же дополнительный толчок в развитии получит интернет-маркетинг, особенно контекстная реклама. Возможно, начнет расти малый бизнес, ибо уволенным сотрудникам надо будет найти новый источник дохода. Сокращение количества безработных в середине 2009 года, может смениться значительным ростом в конце 2009 - начале 2010 года. Об это в Лондоне на Российском банковском форуме заявил заместитель главы ведомства Андрей Клепач. Предполагается, что под увольнение могут попасть еще около полумиллиона россиян. «Мы ожидаем, что может быть серьезная волна зимой, в конце этого - начале следующего года», - цитирует выступление замминистра РИА Новости. В итоге, общая численность безработных граждан России в 2010 году ожидается в размере 6,3 млн. человек - 8,6% экономически активного населения, сообщил в Совете Федерации вице-премьер России Александр Жуков. Число официально зарегистрированных безработных в 2010 году составит 2,2 млн. человек - 3% экономически активного населения. «Безработица в 2010 году останется одной из самых серьезных проблем России», - об этом заявил Дмитрий Медведев на встрече с главой Федерации независимых профсоюзов Михаилом Шмаковым. По словам российского президента, рынок труда восстанавливается медленнее всего, но это не должно служить оправданием для бездействия правительства, профсоюзов и работодателей. В то же время Медведев отметил, что не стоит пренебрегать и общественными видами работ. Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики. Правительство принимает все необходимые мер для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей.Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на: · опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила; · переобучение работников и повышение квалификации. Есть и позитив: рынок труда серьезно оздоровился, прекратился безумный и неоправданный рост зарплат, компании начали избавляться от «компромиссных» наймов, сделанных в прошлом году, увольнять сотрудников, взятых по принципу «хоть кто-то», и нанимать тех, кто умеет трудиться и отрабатывать вложенные работодателем деньги. Появилась конкуренция среди кандидатов (иногда очень серьезная). Люди начали понимать, что деньги платят за реальный результат, а не просто за «красивые глаза». Компании начали гораздо серьезней относиться к своим расходам и сравнивать, что выгоднее, «наращивать» непрофильные бизнесы у себя или отдавать их на аутсорс. В этом смысле рынок начинает постепенно цивилизовываться, работодатели осознают, что надо концентрироваться на основном бизнесе и бросать все имеющиеся ресурсы на него, а все остальное можно «отдать» профессионалам в соответствующих секторах. И это очень хорошо, потому что способствует повышению эффективности бизнеса, а так давно уже живет весь цивилизованный мир.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |