Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Учение Карла Маркса.



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Глава 2. Учение Карла Маркса. 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Учение о заработной плате.

     До сих пор мы говорили о стоимости и цене рабочей силы и об отношении их к прибавочной стоимости. Но заработная плата представляется не ценой рабочей силы, а ценой труда. «Заработная плата, это -- сумма денег, которую платит капиталист за определенное рабочее время или за исполнение определенной работы» (К. Маркс, Наемный труд и капитал, К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения в двух томах, т. 1, стр. 54).

     Цена товара есть его стоимость, выраженная в деньгах. Значит, раз .труд имеет цену, он должен иметь и стоимость,-- так рассуждали экономисты. Как же велика стоимость труда? Она определяется, как и стоимость всякого другого товара, количеством рабочего времени, необходимого для производства. Сколько же нужно рабочего времени, чтобы произвести 12-часовой труд? Очевидно, 12 часов.

     Следовательно, если труд оплачивается по своей полной стоимости, то рабочий получает в своей заработной плате такую же стоимость, какую он прибавляет к продукту. Таким образом, этот расчёт приводит нас к альтернативе - признать ложным либо учение о прибавочной стоимости, либо учение о стоимость, либо оба эти учения вместе и признать загадку капиталистического производства неразрешимой.

     Классическая буржуазная политическая экономия, венцом которой является учение Риккардо, разбилась об это противоречие. Вульгарная же политическая экономия, которая ставит себе задачей не исследование современного способа производства, а его оправдание и изображение в розовом свете, воспользовалась им для своих пошлейших измышлений.

     Маркс покончил со всем этим, установив ясное различие между трудом и рабочей силой, т. е. между теми понятиями, которые экономисты постоянно смешивали.

     В 1847 г. Маркс ещё не сделал этого фундаментального открытия. В своей «Нищете философии» и в статьях о «Наемном труде и капитале» он говорит ещё о стоимости труда, которая, однако, сама собой переходит у него в стоимость рабочей силы. Но наши экономисты так плохо поняли значение различия между этими понятиями, что и теперь ещё смешивают их. Они обычно толкуют о теории стоимости Маркса - Родбертуса. Между тем Родбертус целиком принял теорию стоимости Риккардо с её смешением труда и рабочей силы и вытекающими отсюда противоречиями, а Маркс очистил эту теорию от противоречий в данном и многих других решающих пунктах (напомним лишь об ограничении труда, образующего стоимость, общественно необходимым трудом и о различении всеобщего труда, создающего стоимость, и особого, создающего потребительную стоимость и т.д.) и из учения Риккардо впервые создал действительную, исчерпывающую и твёрдо обоснованную теорию стоимости. Маркс первый доказал, что труд не есть товар и не имеет, поэтому стоимости, хотя является источником и мерой всех стоимостей товаров. На рынке фигурирует не труд, а рабочий, продающий свою рабочую силу. Труд возникает вследствие потребления товара рабочая сила точно так же, как вследствие потребления товара шампанское у человека появляется весёлое настроение. Капиталист покупает шампанское, а не вызываемое им опьянение; точно так же он покупает рабочую силу, и не труд.

    Но рабочая сила - товар особого рода: за него уплачивают лишь после его потребления. Рабочий получает плату только после того, как исполнит работу.

     Покупается рабочая сила, а, кажется при этом, будто оплачивается труд. Заработная плата не проявляется как цена рабочей силы. Прежде чем появиться на свет из кармана капиталиста, эта цена претерпевает прекращение, представляется нашему взору в виде цены 1 руда.

     Каким образом совершается это превращение и каковы его последствия - это, конечно, не могло быть научно исследовано предшественниками Маркса, так как они не понимали различия между ценой рабочей силы и ценой труда. Маркс, стало быть, впервые дал строго научную теорию заработной платы.

     Двумя основными формами заработной платы являются повременная и поштучная плата.

 

 

2.2. Учение о прибыли.

В теории доказывается, что хотя рабочая сила как товар продается по стоимости, но именно этот товар является тем единственным и специфическим товаром, ценность которого не может устанавливаться при капитализме в точном соответствии с принципом трудовой теории ценности (стоимости). Разгадка этого явления у К. Маркса достаточно проста, и суть ее примерно такова: труд количественному измерению поддается с точностью, а оценка ценности рабочей силы — это в большей степени проблематика, как выразился Р. Арон, определяемая «состоянием нравов и коллективной психологии, что признавал сам Маркс».

Поэтому вывод автора «Капитала» однозначен — источником прибавочной стоимости является только «неоплаченный труд» производительных рабочих, продающих свою рабочую силу. Причем механизм извлечения прибавочной стоимости в понимании К. Маркса — это данность, которая также проста и очевидна: в течение «необходимого времени», которое всегда меньше фактически отрабатываемого вре­мени, рабочий отрабатывает своим «необходимым трудом» ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработной платы, а в течение «прибавочного времени» имеет место уже «прибавочный труд», который и создает желанную капиталистами «прибавочную стоимость».

 

 

2.3. Учение о капитале.

В 1867г. был опубликован первый том “Капитала” – основного труда К. Маркса, посвященного исследованию капиталистического способа производства. Сущность “Капитала” сравнивается им со “средством эксплуатации” рабочего и установлении власти над рабочей силой.

В первом томе «Капитала» К. Маркс рассматривает процесс производства капитала, во втором томе — процесс обращения ка­питала, в третьем томе — процесс капиталистического производ­ства, взятый в целом.

В «Капитале» К. Маркс дал глубокий анализ капиталистическо­го способа производства. Свой анализ он начинает с товара — эле­ментарной клеточки капиталистического производства. Товар имеет потребительную стоимость — способность удов­летворять потребности человека и стоимость — способность об­мениваться на другие товары.

Выводя развитие капитализма из товарного производства, К. Маркс открывает противоречия между потребительной стоимостью и сто­имостью товара, показывает двойственный характер труда, вопло­щенного в товаре, считая этот пункт отправным в понимании по­литической экономии.

Учение о стоимости, создаваемой общественно необходимым трудом, является сердцевиной марксистской экономической тео­рии. Развивая дальше теорию стоимости Д. Риккардо, К. Маркс считал, что стоимость каждого товара определяется общественно необходимым трудом для его производства, а общественно необ­ходимое рабочее время, писал он, есть то «рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимос­ти при наличных общественно нормальных условиях производ­ства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интен­сивности труда». Стоимость является тем центром, вокруг кото­рого под влиянием изменения спроса и предложения колеблются рыночные цены товаров.

В своем главном труде К. Маркс дал четкое разграничение по­нятий стоимости и меновой стоимости, обстоятельный анализ форм стоимости и их развития, начиная с простой и кончая денежной. А это имело важное значение для выяснения не только сущности, но и происхождения денег.

В процессе развития товарного обмена на последней стадии возникает особый товар — деньги как всеобщий эквивалент. К. Маркс показал пять функций денег: мера стоимости, сред­ство обращения, сокровище, средство платежа, мировые деньги. Он подробно характеризует функции денег, показывает, что в них проявляется сущность денег, и устанавливает связь между различ­ными функциями.

 

 

Заключение

     В 18 - 19 в.в. политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вместе с тем он не различал товарную и натуральную стоимость, считал труд единственным источником потребительской стоимости, видел в человеке природную склонность к обмену и др.

     Несмотря на эти недостатки, А. Смит достиг в своем анализе закономерностей капитализма весьма существенных результатов: ему удалось обнаружить общий принцип экономической системы капитализма - стоимость и дать ей свое знаменитое определение как "действительного мерила" меновой стоимости всех товаров. Он внес свой вклад и в развитие методологии: наряду с анализом и индукцией широко использовал синтез и дедукцию, т.е. шел на основе ранее сформулированных положений от простого к сложному и далее к целому.

     Главной же заслугой А. Смита, экономиста мануфактурного периода, стало создание первой целостной экономической системы на основе суммы знаний, которые были накоплены к тому моменту общественного развития. Рассматривая работы А. Смита с высоты нашего времени, мы отдаем должное той грандиозной работе, которую он проделал и плодами которой мы пользуемся по сей день. Поэтому мы можем с полным основанием назвать А. Смита классиком экономической мысли.

     Однако А. Смит не завершает развития классической школы. Он выступил со своим главным экономическим произведением непосредственно накануне промышленного переворота. Объектом исследования А. Смита был капитализм, еще не получивший своей адекватной производственно-технической базы в виде машинной индустрии. Это обстоятельство в известной мере и обусловило относительную неразвитость самой экономической системы А. Смита. Но теория послужила исходным пунктом для последующего развития в трудах Д. Рикардо, а затем и других великих экономистов.

     Таким образом, социально-экономические взгляды А. Смита представляют собой одну из вершин экономической мысли 18 века.

     Очень объективно сказано о Марксе в статье в петербургском “Вестнике

Европы” за май 1872 г., цитату из которой привёл сам Маркс в предисловии ко второму изданию ”Капитала”. Я с ней полностью согласен и приведу её целиком. По моему мнению, лучше о марксе и его теории сказать трудно:

“ Для Маркса важно только одно: найти закон тех явлений, исследованием которых он занимается. И при том для него важен не один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоотношении, которое наблюдается в данное время. Для него, сверх того, ещё важен закон их изменяемости, их развития… Сообразно с этим, Маркс заботится только об одном: чтобы точным научным исследованием доказать необходимость определённых порядков общественных отношений и чтобы возможно безупречнее констатировать факты, служащие ему исходными пунктами и опорой…Маркс рассматривает общественное движение как естественноисторический процесс, которым управляют законы, не только не находящиеся в зависимости от воли, сознания и намерения человека, но и сами ещё определяющие его волю, сознание и намерения…Иному читателю может при этом прийти на мысль и такой вопрос…ведь общие законы экономической жизни одни и те же, всё равно, применяются ли они к современной или прошлой жизни? Но именно этого Маркс не признаёт. Таких общих законов для него не существует…По его мнению, напротив, каждый крупный исторический период имеет свои законы…словом, экономическая жизнь представляет нам в этом случае явление, совершенно аналогичное тому, что мы наблюдаем в других разрядах биологических явлений…В зависимости от различий в уровне развития производительных сил изменяются отношения и законы, их регулирующие.

Задаваясь, таким образом, целью – исследовать и объяснить капиталистический порядок хозяйства, Маркс только строго научно формулировал цель, которую может иметь точное исследование экономической жизни…Его научная цена заключается в выяснении тех частных законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие, смерть данного социального организма и заменение его другим, высшим. И эту цену действительно имеет книга Маркса.”



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Глава 2. Учение Карла Маркса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Учение Карла Маркса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)