Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы развития малого бизнеса



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Проблемы развития малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделим две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства; вторая – частного, преимущественно организационного, характера. Рассмотрим аспекты экономической политики, выступающие причинами первой группы.

Главная сложность при анализе этой политики в том, что изначально не была чётко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.

Особенность стихийного рынка – функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Большие доходы в этом случае имеет лишь незначительная часть населения; большинство населения имеет низкую покупательную способность; у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведёт к сворачиванию производства.

Характер рынка напрямую влияет и на характер вложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в сфере предпринимателей название “коротких” денег. Они “делаются” в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые “длинные” деньги вкладываются в производство на более длительный срок; отдачу от них нельзя получить сразу, поскольку это долгосрочные вложения, требующие определённых стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одна из причин формирования в России деформированного типа рынка – некритическая осмысление и непродуманное перенесение опыта западных стран в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели “шоковой терапии”. Концепция “шоковой терапии” применительно к российским условиям оказалась несостоятельной. Наоборот, эта стройная научная теория оказалась весьма результативной в ряде стран.

Опыт западных стран свидетельствует, что одна из целей введения “шоковой терапии” состоит в потребности скрыть “узкие” места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера “расшивает тромбы” в экономике и в короткие сроки выводит её из кризиса.

В России “шоковая терапия” проводилась, когда ещё не сформировалось главное условие её положительной результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог существенно повлиять на улучшение ситуации.

Использование мирового опыта, безусловно, важно, но при непременном учете собственных условий и возможностей, что в большей степени может обеспечить отечественная наука.

Другая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства, - снижение покупательского спроса и свёртывание внутреннего потребительского рынка.

 Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу. Покупательные возможности этого класса обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

 Очевидно, что сформировать средний класс в России не удалось, т.е. в сране складывается ситуация, когда большинство населения располагает ограниченными покупательскими возможностями.

Отметим два обстоятельяства, отрицательно влияющих на покупательскую способность населения и понижающих мотивацию труда производителей:

· рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда, т.е. спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах; промышленные товары остаются не востребованными;

·  уровень разрыва доходов между полярными группами населения.

Опыт западных стран свидетельствует, максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми 1:6 – 1:9; если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 1999 году в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 году.

Сдерживающий фактор развития промышленного предпринимательства – сужение внутреннего потребительского рынка – обусловлен сокращением общей платёжеспособности населения, приобретающим всё более ощутимый характер.

В условиях свёртывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за её слабой конкурентоспособности и насыщенности рынка нелегко. И это ещё один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет ситуацию на фоне снижения платёжеспособности населения неплатёжеспособность промышленных предприятий.

Причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведённому Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятия в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенства налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика, в большей степени носящая фискальный, а не стимулирующий характер, обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной.

 Главные её недостатки:

· чрезмерно высокий уровень налогов, они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения необходимо;

· нестабильность налоговой системы;

· множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры, поэтому производством конкретных товаров заниматься не выгодно.

Вполне очевидно, что пока в стране существуют источники обогащения вне сферы производства, дающее огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет.

Отрицательно влияет на предпринимательство общая криминализация экономики, приобретающая устойчивый характер. Отличительная особенность малого предпринимательства – высокая его доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства*.

С криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности предпринимателей, что подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения.

Создание собственной службы безопасности дорогостоящее занятие, и из-за недостаточного профессионализма её работников она не обеспечивает надёжной защиты.

Причины организационного характера. Первые сложности наступают на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры.

 Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, существенно затрудняющих образование новых предприятий. Такое же влияние оказывают различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, при установлении квот и т. д. 

Серьёзные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведёт к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жёсткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность: необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.

Существенно затрудняет создание и развитие предпринимательства производственного направления отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей приводит к серьёзным перекосам в структуре его развития, не обеспечивает максимально возможных результатов.

Серьёзный фактор, тормозящий развитие предпринимательской деятельности, - отсутствие необходимой достоверной информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур.

Отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам.

Ограниченная информация не дает полного представления о предприятии, усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей.

Доступ предпринимателей к информации затруднен из-за того, ее сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры.

Информационное поле сейчас представлено следующими уровнями:

§ общегосударственным – сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.;

§ ведомственным – сбором информации занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства;

§ местным, где действуют информационные службы областных местных администраций;

§ коммерческими информационными системами в виде возможных агентств, предпринимательских структур, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.

Из-за разнотипности применяемых информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что затрудняет её использование.

До настоящего времени не выработаны морально-этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям во взаимоотношениях и при обмене информацией приходится полагаться на собственную интуицию.

Наряду с вышеназванными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в производственной сфере, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий.

Таким образом, здесь можно говорить о серьезном дисбалансе в проводимой государством политике поддержки малого предпринимательства, в результате которой наиболее востребованные виды помощи являются наименее доступными для предпринимателей. Представляется, что одним из довольно ярких проявлений данной ситуации является относительно высокая пассивность предпринимателей в получении каких-то льгот и поддержки, их оценка качества работы государственных и местных властей в данной области.

 



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Проблемы развития малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы развития малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)