Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



2019-12-29 368 Обсуждений (0)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На протяжении последнего десятилетия в обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров.

Курс на создание современной рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, выбора направления экономической деятельности, выпуска товаров и услуг активизировали потребность в научно-прикладных маркетинговых концепциях и исследованиях.

На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.

Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:

· социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;

· социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;

· значительные изменения в институте образования: позитивные (вариативность школ, новые технологии в подготовке учителей и др.) и негативные (повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.);

· поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам), криминализация детской среды, утрата ценностных ориентации и духовный вакуум;

· ответно-защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.

В былые времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался – не было в этом необходимости.

Сегодня практически все изменилось в укладе нашей жизни.

Возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Это мы, старшие, еще помним, как было и, может быть, не во всем еще успели перестроиться, а дошкольник пришел в сегодняшнюю жизнь такую, какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования  [2, с.34].

Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников. В результате допускаются досадные «опечатки» в работе с детьми.

Изучение вопроса экономической социализации детей до недавнего времени в отечественной психологической науке не проводилось. Все исследования, касающиеся изучения экономической социализации детей старшего дошкольного возраста, рассматривались зарубежными экономистами и психологами, и изначально строились в рамках стадиальной теории Ж. Пиаже.

Девять таких стадий выявил А. Страусс в одном из ранних исследований, касающихся обращения детей с деньгами (1952). Это исследование носило лишь поисково-констатирующий характер, в нем не было анализа факторов, которые заставляют ребенка двигаться от одной стадии к другой. Позднее К.Данзигер (1958) выделил четыре стадии развития представлений ребенка в области экономики. Как и А.Страусс, К.Данзигер считал, что развитие экономических представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами. Р.Саттон выделил шесть стадий, а Г. Фёрт – пять  [3, с.112].

В отечественной науке проблемой экономического воспитания на разных этапах детства занимались многие ученые, среди которых – А. Б. Фенько, О. С. Дейнека, С. Ю. Буренина, М. Ю. Семенов, Ю. В. Мацнев, Ж. А. Жилина, Е. В. Щедрина, Л. Ю. Кибизова, А. В. Суптеля, С. И. Ерина, В. В. Новиков, Г. Э. Белицкая, Е. В. Шелкопляс.

В этих и подобных исследованиях непосредственно сопоставлялись стадии интеллектуального развития ребенка и уровни понимания им экономических отношений. Другие исследования были посвящены развитию мышления ребенка в аспекте усвоения таких специфических экономических представлений, как выгода, банковские операции, собственность, имущественное неравенство и бедность, деньги и пр. В ещё более поздних исследованиях речь уже шла об экономической социализации ребенка (Саттон, Яхода, Баррис и др.)

Собственно экономическая социализация в детстве направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социо-экономических феноменов как богатство, бедность, банк, реклама и др. [12, с.47].

В основе экономической социализации лежит освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков, то есть, результатом освоения социально-экономического пространства должны стать мнения, отношения и убеждения ребенка относительно экономических понятий. Этот процесс во многом зависит от таких факторов социализации, как семья, общество сверстников, СМИ, специальные институты экономического воспитания и др.

Т. В. Гусева в экономической социализации различает трудовую, потребительскую и собственно экономическую социализацию.

Целью потребительской социализации в детстве является приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др.

Целью трудовой социализации детей становится формальное отношение к труду через поведенческие аспекты в различных сферах (домашний труд, учебная деятельность и др.)  [3, с.114].

Итак, экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:



2019-12-29 368 Обсуждений (0)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)