Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степень теоретической разработанности темы



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Степень теоретической разработанности темы 0.00 из 5.00 0 оценок




В немногочисленной отечественной историко-философской литературе получили освещение лишь некоторые аспекты темы «Хайдеггер и теология». Можно отметить монографию Н.З.Бросовой «Теологические аспекты философии истории М.Хайдеггера», а также отдельные фрагменты в работах В.В.Бибихина, И.А.Михайлова, А.Г.Чернякова, А.А.Михайлова, Н.В.Мотрошиловой, исследующих философское наследие Хайдеггера. Некоторые аспекты теологического диалога с философией Хайдеггера рассматриваются в работах С.В.Лезова, Т.П.Лифинцевой, Б.Ю.Кузьмицкаса, посвященных истории западной богословской мысли ХХ века. В западной исследовательской литературе можно выделить три основных группы работ по данной проблематике: а) непосредственный диалог христианской теологии с философией Хайдеггера; б) историко-философские исследования хайдеггеровского понимания теологии, понятий священного и божественного; в) анализ влияния теологии на формирование философии Хайдеггера.

а) Теологический диалог с мыслью Хайдеггера начался вскоре после выхода в свет «Бытия и времени» и продолжался вплоть до конца ХХ века. У истоков этого диалога стояли Эрих Пшивара и Рудольф Бультман, определившие два направления теологического восприятия мысли Хайдеггера. Пшивара акцентировал различия между хайдеггеровской экзистенциальной аналитикой и христианской теологией. Бультман, напротив, был максимально открыт диалогу с Хайдеггером, поскольку для него экспликация веры, которую осуществляет теология, объединяющая в себе науку и провозвестие, основана на философии.

Первое направление преобладает до начала 1940-х годов, к нему принадлежат К. Левит и Э. Брунер (с протестантской стороны), и Э.Пшивара и А.Делп – с католической. Всех этих авторов объединяют определенные предпосылки в подходе к Хайдеггеру, наиболее явно выраженные в работе Делпа, который видит в «Бытии и времени» «гимн трагической экзистенции» и радикально противопоставляет его христианскому видению человека. В католической теологии в начале 1940-х годов появляются работы Карла Ранера и Ханса Урса фон Бальтазара, в которых намечаются некоторые возможности обновления метафизики через диалог с философией Хайдеггера.

В 1950-е годы выходят работы двух наиболее последовательных сторонников диалога с Хайдеггером – англиканского теолога Джона Маккуорри и ученика Барта Генриха Отта. Работа Г.Отта «Мышление и бытие» (1959) на многие годы вперед определила круг дискуссий о возможной рецепции Хайдеггера в теологии: статьи американских и немецких теологов, объединенные в сборник «Поздний Хайдеггер и теология» (1964), несколько встреч «старых марбуржцев» (в том числе и с участием Хайдеггера), ряд богословских конференций 1960-х годов были посвящены обсуждению того пути развития теологии («хайдеггеровской» или «хайдеггерианской»), который был предложен Г.Оттом.

В январе 1967 г. вышел в свет сборник под редакцией Герхарда Ноллера «Хайдеггер и теология», в котором двенадцать протестантских авторов (Э.Бруннер, К.Хайм, Г.Кульманн, Р.Бультман и др.) размышляли о путях собеседования с Хайдеггером.

В 1970-1980-е годы в теологической мысли интерес к Хайдеггеру снижается. Можно назвать несколько статей Эберхарда Юнгеля, считающего Хайдеггера «провоцирующим мыслителем», побуждающим теологию быть теологией, и работы одного из самых ярких католических теологов второй половины ХХ века Бернарда Вельте. К 100-летию со дня рождения Хайдеггера вышел небольшой сборник «Хайдеггер и христианская вера» (1990), где в центральной статье Вальтера Штрольца акцентировалась нейтральность хайдеггеровской философии по отношению к теологии и христианской вере. В работе доминиканского теолога Фергуса Керра «Бессмертные упования» Хайдеггер, вместе с Айрис Мердок и Витгенштейном отнесен к тем мыслителям ХХ века, собеседование с которыми открывало новые пути развития христианской теологии.  

б) Историко-философские исследования хайдеггеровского понимания теологии публикуются с начала 1950-х годов. Среди многочисленных исследовательских трудов можно выделить два основных направления: работы, посвященные проблематике «Хайдеггер и вопрос о Боге», и исследования, разрабатывающие тему «Хайдеггер и теология».

К первым можно отнести работы Вальтера Шульца, Вильгельма Вайшеделя[2], Альфреда Йегера[3], Хельмута Даннера[4], Йозефа Брехткена[5], Перо Бркича[6], Георга Ковача[7], Паолы-Людовики Кориандо[8], Хельмута Хельтинга[9], Бена Веддера[10]. Среди них необходимо выделить  исследование А.Йегера, в котором речь идет о «немыслимом Боге» у Хайдеггера, в тесной взаимосвязи с мышлением о бытии и «требованиями ничто», в диалоге с учением о человеческой свободе позднего Шеллинга. Х.Даннер и Х.Хельтинг рассматривают теологическую проблематику в философии Хайдеггера в контексте хайдеггеровских штудий поэзии Гельдерлина. Й.Брехткен и П.-Л.Кориандо сосредотачивают свое внимание на теме «последнего Бога» в бытийно-историческом мышлении. В монографиях П.Бркича и Б.Веддера предпринята попытка целостного рассмотрения теологической проблематики в философии Хайдеггера от студенческих статей до работ 1960-х годов. В 1980 г. во Франции вышел сборник «Хайдеггер и вопрос о Боге»[11], где были опубликованы статьи Дж.О᾽Лири, Ж.Боффре, Ж-Д.Мариона, П.Рикера. Можно также отметить опубликованный в 1990 г. под редакцией Г.Пёлтнера сборник «По следу священного: хайдеггеровский вклад в вопрос о Боге»[12], куда вошли статьи фон Ф.-В. фон Херманна, Э.Кеттеринга, Ф.Федье и др.

Работы Аннемари Гетман-Зиферт[13], Ричарда Шеффлера[14], Матиаса Юнга[15] включают в себя оба направления исследований. Первая часть работы А. Гетман-Зиферт посвящена рассмотрению соотношения философии и теологии в мышлении Хайдеггера, во второй же анализируется рецепция хайдеггеровских построений в протестантском богословии. Р.Шеффлер исследует вопрос о Боге в философии позднего Хайдеггера в контексте учения о мышлении и языке, и представляет обзор путей интерпретации хайдеггеровской философии в католической теологии. М.Юнг вводит третий аспект в рассмотрение темы «Хайдеггер и теология». В первой части своей работы он анализирует влияние теологии на мышление Хайдеггера, во второй – рассматривает хайдеггеровскую позицию по отношению к теологии в ранних работах и в «Бытии и времени», а третья часть посвящена диалогу Хайдеггера и Бультмана. К этой же категории работ можно отнести статьи Х.Франца, Г.-Г.Гадамера, К.Лёвита, опубликованные в сборнике под редакцией О.Пёггелера «Хайдеггер: перспективы интерпретации его работ»[16], и сборник «Хайдеггер и христианская традиция»[17].

 Ключевым моментам интерпретации философии Хайдеггера в христианской мысли посвящены работы Г.-В.Иттеля[18], О.Пёггелера [19], В.-Дж.Ричардсона[20], Р.Шеффлера[21].

в) Исследования влияния теологии на формирование философии Хайдеггера появляются в 1960-х годов, при этом особенно интересные публикации возникают после выхода в свет 60-го тома собрания сочинений Хайдеггера, куда вошли его ранние лекционные курсы по средневековой мистике и феноменологии религии. Влияние католической теологии на складывание собственного философствования Хайдеггера прослеживает О. Пёггелер в первых главах своего известного труда «Путь мысли Хайдеггера» (1963). Католические истоки хайдеггеровской философии рассмотрены также в биографических работах Хьюго Отта[22] и Бернарда Каспера[23]. К наиболее фундаментальным исследованиям можно отнести работы Д. Ван Бурена[24] и Т.Кизиля[25], где не только представлен подробный анализ ранних трудов Хайдеггера, но и показана укорененность проекта экзистенциальной аналитики Dasein в хайдеггеровской интерпретации фактичного жизненного опыта раннего христианства. Детальный разбор лекционного курса Хайдеггера «Введение в феноменологию религии» представлен в статье Томаса Шихана[26]. Попытка обнаружить воздействие теологии не только на ранние работы Хайдеггера, но и на всем пути его философствования предпринята в сборнике «Исходное остается будущим…»[27] вышедшим в 1998 г. под редакцией  П.-Л.Кориандо.  Таким образом, можно заключить, что, несмотря на значительное число работ по данной проблематике, среди них нет целостного исследования, в котором прослеживались бы как вопросы о Боге и священном в философии раннего и позднего Хайдеггера, так и пути рецепции хайдеггеровской мысли в христианской теологии различных конфессий.

 Источниковая база исследования состоит из нескольких групп произведений. К первой группе относятся работы Хайдеггера, в которых затрагивается теологическая проблематика. Прежде всего, рассматриваются работы раннего периода: студенческие статьи в журналах «Allgemeine Rundschau» и «Akademiker», диссертация «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» (1916), разработки лекционного курса «Философские основания средневековой мистики» (1918/1919), лекционный курс «Введение в феноменологию религии» (1920/1921). Для понимания хайдеггеровского видения теологии в контексте фундаментальной онтологии принципиальное значение имеют «Бытие и время» (1927), «Что такое метафизика?» (1930) и доклад «Феноменология и теология» (1927). Хайдеггеровская критика метафизики исследуется на материале статьи «Онто-тео-логическое строение метафизики» (1957) и работ, посвященных Ф.Ницше. С целью изучения темы священного в бытийно-историческом мышлении привлекаются работы Хайдеггера, посвященные философии досократиков – лекционный курс «Парменид» (1942/1943), материалы семинара по Гераклиту, который Хайдеггер проводил совместно с О.Финком в 1966–1967 г.г. Поскольку поздний Хайдеггер рассматривает поэзию как толос подлинного мышления, раскрывающий возможность обновленного опыта священного и Бога, анализируются хайдеггеровским работы, обращенные к поэзии Гельдерлина («Гельдерлин и сущность поэзии», «Земля и небо Гельдерлина», «…поэтично обитает человек», «Как в праздник…», «Воспоминание»).  Особое значение для исследования темы божественного у Хайдеггера «после поворота» имеет работа «Материалы по философии» (1936-1938), которую многие историки философии рассматривают как  вторую центральную работу Хайдеггера. Шестой раздел данной работы «Последний Бог» позволяет показать, что для позднего Хайдеггера вопрос о Боге может продумываться только из сути бытия.

Объект исследования. Объектом исследования является философия Хайдеггера и философская теология ХХ века.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает осмысление проблематики священного, бытия и Бога в философии М.Хайдеггера; рецепция хайдеггеровской философии в христианской теологии ХХ века.

Цель данного исследования состоит в раскрытии религиозной проблематики в философствовании М.Хайдеггера, в выявлении основных путей интерпретации мысли Хайдеггера христианскими теологами.

На пути к достижению поставленной цели решаются следующие основные задачи.

1. Выявление специфики соотношения феноменологии и теологии в ранних работах Хайдеггера, особенностей хайдеггеровской феноменологии религиозного опыта, прояснение истоков первого «поворота» в мышлении Хайдеггера, рассмотрение генезиса экзистенциальной аналитики Dasein в феноменологическом исследовании раннехристианского жизненного опыта.

2. Анализ и истолкование  проблемы соотношения феноменологии и теологии в фундаментальной онтологии Хайдеггера. В рамках решения этой задачи особое значение приобретает осмысление  понятий фундаментальной и региональной онтологии; рассмотрение отношения философии как науки о бытии к позитивным наукам о сущем; определение специфической позитивности теологии, определяющей ее особое место среди наук о сущем.

3. Интерпретация понятий священного, божественного и Бога в поздних работах Хайдеггера:

- выявление  особенностей соотношения между двумя периодами хайдеггеровского философствования;

- анализ проблемы раскрытия опыта божественного в контексте хайдеггеровского понимания истины как «несокрытости»;

- рассмотрение основных моментов хайдеггеровской критики метафизики как онто-теологии;

- раскрытие хайдеггеровского видения священного через его интерпретацию поэзии и философии досократиков.

4. Анализ рецепции философии Хайдеггера в философской теологии ХХ века: теологии кризиса, экзистенциальной теологии, неосхоластике, православном апофатизме. Решение этой задачи предполагает осмысление теоретических оснований теологии, прояснение возможностей философского обоснования теологической мысли, исследование различных теологических подходов к проблеме соотношения понятий Бога и бытия.

Метод исследования. В диссертационном исследовании применялись методы историко-философской компаративистики, а также методы, разработанные в рамках феноменологии и герменевтики.

 Использование комплексного историко-философского анализа источников и исследовательской осуществлялось с целью выявить эволюцию религиозной проблематики в философии Хайдеггера, проследить основные направления влияния хайдеггеровской философии на христианскую теологию ХХ века. Применение сравнительного метода позволило сопоставить концепции христианских мыслителей, вовлеченных в диалог с Хайдеггером, сравнить их позиции с хайдеггеровским видением соотношения философии и теологии, продемонстрировать сходства и различия в отношении к понятиям «бытие», «священное», «Бог» у Хайдеггера и христианских теологов.

Метод философской герменевтики используется там, где перед автором стоит задача прочитать Хайдеггера через работы христианских богословов и христианских теологов – через Хайдеггера. С одной стороны, выявляется значимость христианского жизненного опыта для генезиса экзистенциальной аналитики Хайдеггера, рассматривается роль как католической теологии, так и теологии кризиса в становлении хайдеггеровского проекта деструкции метафизики как «шага назад» - от метафизики к сущности метафизики. С другой стороны, показывается систематическая значимость фундаментальной онтологии и бытийно-исторического мышления Хайдеггера в концепциях христианских мыслителей, определяющих философскую теологию как науку о вере, и выявляющих онтологические предпосылки теологии.

Работая с текстами конкретных мыслителей, автор следовал методу феноменологического описания, предполагающему воздержание от оценочных суждений, и попытку дескрипции, следующей самому предмету. Избегая теоретических и идеологических конструкций, стремился показать специфику философского и теологического языков  описания проблем богопознания.

Результаты исследования и их научная новизна.

Диссертационная работа представляет собой первое в отечественной историко-философской литературе систематическое исследование проблемы священного и вопроса о Боге в философии Хайдеггера. В ней впервые прослежены основные направления влияния Хайдеггера на христианскую философию ХХ века, осуществлен их комплексный анализ, выявляющий проблематичность философского фундирования теологии. При этом:

 Выявлена специфика осмысления теологической проблематики в различные периоды хайдеггеровской философии, показана преемственность между периодами, заключающаяся в продумывании вопроса о Боге из сути бытия.  

Прояснено хайдеггеровское видение соотношения философии и теологии в контексте изменений в понимании соотношения фундаментальной и региональной онтологии в работах Хайдеггера.

В хайдеггеровской критике метафизики выявлены содержательные моменты,  ставящие под вопрос возможность отождествления философской и теологической истин, объединения  вопросов о бытии и о Боге.

В работе рассмотрено формирование проблемного поля и основных принципов постметафизического мышления в теологии ХХ века, проанализированы различные пути преодоления или обновления метафизики в трансцендентальном томизме, диалектической, экзистенциальной теологии, православном энергетизме.

Дан подробный анализ и выявлены новые смысловые аспекты таких ключевых понятий философской теологии как «религиозный опыт», «священное», «божественное».

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Первый «поворот» в мысли Хайдеггера осуществляется как движение от католической метафизики – к феноменологии религии. Основным отличием хайдеггеровской «феноменологии религиозного сознания» выступает признание необходимости видения в религиозной жизни почвы первоначальной данности. Феноменология религии не рассматривается Хайдеггером как прикладная философия, или региональная онтология, феномен религиозного опыта становится основой целостной системы философии. Парадигмой для построения нового типа феноменологии, основанного на первичном феномене фактичного жизненного опыта, становится религиозный опыт раннего христианства.

2.  В период разработки экзистенциальной аналитики Dasein Хайдеггер рассматривает соотношение философии и теологии как отношение фундаментальной и региональной онтологии. При этом, с одной стороны теология отнесена к конкретным наукам, по отношению к которым философия осуществляет функцию обоснования и проверки основных понятий, с другой стороны, выявление специфической позитивности теологии как «науки о вере» и «науки веры», определяет ее особый статус среди конкретных наук и ставит под вопрос возможность философского фундирования теологической понятийности. Поэтому философия, оставаясь методически а-теистичной, осуществляет коррекцию теологических понятий, выявляя их онтологически определяющее дохристианское содержание.

3. В работах позднего Хайдеггера теологическая проблематика разрабатывается в двух направлениях: критика метафизики как онто-теологии и поиск того исторического опыта, который делает возможным вопрос об истине бытия и достижимости божественного, – опыт поэзии и ранних греческих мыслителей. Конструктивный момент деструкции метафизики заключается в аналитике опыта, которая преодолевает метафизические категории, и ставит вопрос о новой исторической открытости истины бытия, и достижимости опыта Бога в этой открытости. В поэтической теологии Хайдеггера ключевым образом является четверица как взаимопринадлежность земли и неба, смертных и богов, что становится альтернативой онто-теологическому видению Бога и человека, противопоставляющему природное и сверхприродное, землю и небеса.

4. У позднего Хайдеггера отношения философии и теологии выводятся из философской аналитики достижимости Бога в историческом опыте: философия определяет условия проявления истины бытия в таком опыте, теология принимает разум как условие доступности опыту содержательных, позитивно-религиозных высказываний. Тем самым, это позитивное содержание связывается с формальным критерием данности исторической истины, то есть с сообщенным в нем онтологическим измерением.

5. Теология кризиса обнаруживает два основополагающих направления в диалоге с Хайдеггером. В одном из них, представленном в работах Р.Бультмана, утверждается, что экспликация веры, которую осуществляет теология, объединяющая в себе науку и провозвестие, основана на философии. При этом бультмановская рецепция Хайдеггера оставляет нерешенной проблему гармонизации научно-теоретического понимания философии как обосновывающей базисной науки и видения теологии как науки о вере, в которой предмет веры изначально раскрывается только вере. Линия, идущая от Карла Барта и продолженная его учениками Г.Оттом и Э.Юнгелем, акцентирует внимание на том, что Хайдеггер, поставивший под вопрос метафизический симбиоз философии и теологии, заново открыл теологии возможность быть именно теологией как мышлением из «верующей встречи»

6. В экзистенциальной теологии и трансцендентальном томизме философия Хайдеггера становится одним из источников для построения теологической онтологии. Хайдеггеровский анализ бытия как такового, понятие «слушания бытия», ход мысли, при котором к онтологическому вопросу приводит вопрос экзистенциальный, используется христианскими теологами (П.Тиллих, Дж.Макуорри, К.Ранер, Б.Вельте) в разработке такого типа философской теологии, где бытие-как-таковое, постигаемое через обращение к вот-бытию, становится исходным определением Бога. Переосмысляется традиционное соотношение имманентности и трансцендентности Бога, божественное бытие приобретает такие характеристики, как позволение-быть, отданность, открытость. При этом неразрешимой проблемой остается фактическое отождествление Бога и бытия, осуществленное в подобном синтезе.

7. Диалог православной мысли с философией Хайдеггера включает две составляющие. С одной стороны, обнаруживаются параллели между хайдеггеровской критикой метафизики, его анализом феномена нигилизма и апофатическим видением Бога у Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, подчеркивается близость между экстатическим характером истины у Хайдеггера и понятием «божественной энергии» в восточном христианстве. С другой стороны, позиция Хайдеггера определена как апофатизм сущности, который приводит к переживанию отсутствия Бога и не позволяет выстроить другой тип онтологии, где истина основывалась бы на личностном отношении.

Теоретическая и практическая значимость обусловлены актуальностью ее проблематики и новизной полученных результатов. Исследование способствует прояснению ряда проблемных моментов в философии Хайдеггера, представляет новые пути осмысления соотношения философии и теологии в современной мысли. Благодаря целостному рассмотрению теологической проблематики в философии Хайдеггера продемонстрированы возможности и границы феноменологического метода в описании священного, показана способность бытийно-исторического мышления, обращенного к историческому опыту истины, обосновывать онтологические условия возможности основных теологических понятий. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории философии, философии религии, философской теологии и феноменологии религии.

  Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования представлены в монографии «Бытие. Священное. Бог: Хайдеггер и философская теология ХХ века» (М.,2010, 16 п.л.), 9 статьях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть представлены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук, и 20 статьях в прочих изданиях.

Различные части диссертационного исследования обсуждались на коллоквиумах в университете Альберта Людвига (Германия, Фрайбург), в Библейско-богословском институте Св.Апостола Андрея (Москва), на семинарах в рамках международного проекта Фонда Темплтона «Наука и религия в формировании ценностной системы новой цивилизации» (Москва, Институт философии РАН). Основные положения диссертации в виде докладов были представлены на научных конференциях, в частности, на международной конференции «Проблема человека: герменевтика и феноменология» (Москва, РГГУ, 2001); межвузовской конференции «История философии и социо-культурный контекст» (Москва, РГГУ, 2003); всероссийской конференции «Бренное и вечное: Образы мифа в пространствах современного мира» (Великий Новгород, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2004); IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, Московский государственный университет, 2005); международной конференции «Россия и феноменологическая традиция» (СПб, Санкт-Петербургская Высшая религиозно-философская школа, 2005); международной конференции «Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология» (Москва, Библейско-богословский институт Св.Апостола Андрея, 2006); международной конференции «Понятие истины в философии Канта и современной эпистемологии (Украина, Киев, Национальный университет им. Т.Шевченко, 2007); всероссийской конференции «Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд (Москва, Институт Философии РАН, 2007); всероссийской конференции «Какая философия науки нам нужна?» (СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 2007); всероссийской конференции «80 лет «Бытию и времени» М. Хайдеггера» (Москва, Институт Философии РАН, 2007);  всероссийской конференции «Интерсубъективность-Коммуникация-Наука» (СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 2008); международной конференции «Богословские перспективы современной культуры» (Москва, Библейско-богословский институт Св.Апостола Андрея, 2008); межвузовской конференции «Неклассическая философская мысль: история и современность» (Москва, РГГУ, 2008); межвузовской конференции «Национальное своеобразие в философии» (Москва, РГГУ, 2009); международной конференции «Пространство феноменологии: к 150-летию со дня рождения Эдмунда Гуссерля» (Москва, РГГУ, 2009);

Материалы диссертационного исследования легли в основу ряда курсов и спецкурсов, читавшихся в Российском государственном гуманитарном университете: «Философия религии», «История западной философии ХХ века», «Хайдеггер и философская теология ХХ века: проблема преодоления метафизики», «Феноменология религиозного опыта», «Религия в современном мире: секуляризация и десекуляризация». Материалы диссертации были использованы автором при написании разделов «Философия религии» в учебнике «Философия», «Современные философско-религиозные доктрины» в учебном пособии «История мировой философии».

Структура диссертации определена поставленными задачами и порядком их решения. Диссертация состоит из введения, трех глав, 14 параграфов, заключения и списка литературы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во «Введении» обосновывается выбор темы, ее научная актуальность и новизна, формулируются цели исследования и его задачи, характеризуются основные теоретические и методологические принципы, на которых строится данное исследование, дается краткий обзор исследований по данной проблематике, оговариваются принципы выбора источников, конкретизируется направление данной работы и формулируются ее основные результаты.

Первая глава диссертации («Мартин Хайдеггер: от феноменологии религии к фундаментальной онтологии») посвящена прояснению теологической проблематики в работах Хайдеггера до «поворота». Выявляется специфика хайдеггеровской феноменологии религиозного опыта, анализируется хайдеггеровское понимание соотношения философии и теологии. Глава завершается рассмотрением хайдеггеровского видения метафизики в контексте перехода от фундаментальной онтологии к бытийно-историческому мышлению.

В параграфе 1.1. «Феноменология религиозного опыта в ранних работах Хайдеггера» исследуется влияние католической теологии на формирование философии раннего Хайдеггера, рассматриваются дискуссионные моменты в хайдеггеровском понимании специфики религиозных феноменов, отличия его понимания феноменологии религии от позиций Э.Гуссерля и Р.Отто.  Предметом анализа становятся  трансформации, которые претерпевает у Хайдеггера феноменологический метод, когда предметом его исследования становятся религиозные феномены. Феноменологический подход к этой области не может быть чисто нейтральным. Он предполагает позитивное отношение к соответствующим жизненным формам, и это создает возможность понимать священное в качестве коррелята деятельного характера веры, из сущностной взаимосвязи переживаний в историческом сознании.

Автор анализирует хайдеггеровское описание изначального христианского жизненного опыта в лекционном курсе «Введение в феноменологию религии» (1920/21 г.г.). Акцентируется внимание на том, что исходным пунктом философствования Хайдеггер объявляет фактичную жизнь, фактичный жизненный опыт – технический термин, преобразованный в «Бытии и времени» в понятие Dasein. Парадигмой, к которой Хайдеггер предлагает вернуться в поисках подлинного предмета философствования, становится религиозный опыт неэллинизированного раннего христианства, преданный забвению в метафизической традиции и в современной научной философии религии.

Фактичный жизненный опыт не должен пониматься с помощью когнитивных, теоретических актов. Скорее он представляет собой активное или пассивное отношение человека к миру. Фундаментальной характеристикой, открывающей доступ ко всем фактичным жизненным ситуациям, становится озабоченность значимостью (Bedeutsamkeitbekümmerung). Введение этой базовой категории, по мнению Хайдеггера, дает возможность преодолеть объективирующее видение фактичной жизни, превалирующее в ориентации на теоретические акты. Философия перестает быть наукой о высших объектах, «первых и последних вещах», не оставляет больше за скобками человека и все, что для него важно.

В ходе последующего анализ выявляется, что еще более радикальное изменение феноменологического метода происходит при обращении Хайдеггера к феномену историчности. Поворот к историчности означает решительный отказ от теоретизирования, статического субстанциального понимания человеческого существования. «Историческое» должно быть истолковано как ключевой феномен фактичного жизненного опыта, определяющий его смысловую перспективу. Тем самым феноменологический существенно метод видоизменяется – переживание темпоральности в фактичном жизненном опыте становится основной темой новой феноменологии.

Далее рассматривается вторая часть курса, где представлен анализ христианского религиозного жизненного опыта. Послания апостола Павла становятся для Хайдеггера тем материалом, который позволяет выявить темпоральные аспекты не только раннехристианского религиозного опыта, но и христианской религиозности вообще. Хайдеггер показывает, что темпоральные аспекты раннехристианского жизненного опыта наиболее ярко обнаруживаются в эсхатологической перспективе теологии апостола Павла. Эсхатологические ожидания апостола Павла проясняют, по Хайдеггеру, ядро феномена фактичного жизненного опыта в раннем христианстве, его основополагающую структуру, сводящую различные аспекты к объединяющему опыту – опыту изначальной временности.  Хайдеггер фокусирует внимание на различии между хронологическим и кайрологическим временем. Хронологическое время характеризуется как нечто исчислимое, объективное, доступное распоряжению и при этом ничего не говорящее о смысле исторических событий. Кайрологическое время, напротив, принадлежит к осуществленной историчности жизни и не может объективироваться. Ожидание Парусии приводит верующего к осуществленной взаимосвязи с Богом, в которой Бог «дается» в модусе темпоральности.

В конце параграфа автор приходит к выводу о том, что обращение к фактичной жизни становится началом экзистенциальной аналитики Dasein. Тот факт, что онтологическая проблематика коренится в феноменологической интерпретации религиозного опыта раннего христианства, имеет существенное значение для дальнейшего развития хайдеггеровской мысли. Тем не менее, автор показывает, что герменевтическое прочтение раннехристианской религиозности выполняет у Хайдеггера скорее служебную роль: философ сосредоточен на построении «более подлинного» варианта феноменологии, основанного на первичном феномене фактичного жизненного опыта.

Также подчеркивается, что лекционные курсы начала 1920-х годов обнаруживают глубокие перемены хайдеггеровской позиции по отношению к христианской вере и теологии, позволяющие говорить об определенном «повороте» в философии Хайдеггера. Автор показывает, что в этих изменениях преобладают именно философские интересы. Можно увидеть, что новое понимание веры явилось не только результатом обращения от католицизма к протестантизму, но, прежде всего, следствием философского вопрошания об «истоках» человеческого существования.

В параграфе 1.2. «Фундаментальная и региональная онтология» рассматривается хайдеггеровское понимание теологии, представленное в «Бытии и времени». На первый взгляд, центральная работа Хайдеггера оставляет теологические проблемы за скобками, тем не менее, в ней можно обнаружить как определение теологии, так и обоснование отношения философии и теологии.

Исходя из хайдеггеровского понимания науки, автор рассматривает соотношение философии и теологии. Вопрос о бытии оказывается не только всеобщим вопросом, как это было в традиционной метафизике, но одновременно и «принципиальнейшим и конкретнейшим вопросом». Речь идет о бытии сущего, которое всегда уже оказывается интерпретированным. Наука, по мнению Хайдеггера, исследует сущее как определенную область вещей, не принимая во внимание донаучный опыт сущего. Напротив, философия, исследует весь онтический опыт сущего и анализирует основополагающий опыт и понятия, предшествующие всякой науке, тем самым разрабатывая экзистенциальное понятие науки. При этом философия вносит лишь косвенный вклад в развитие позитивной науки, не претендуя на прямое разъяснение той области сущего, которой эта наука занята.

В этом смысле, аналитика историчности вот-бытия не занимается содержательной разработкой теологических понятий, но становится методологическим прояснением всех содержательных высказываний теологии в ее анализе «бытия человека к Богу. Философия становится методологическим основанием теологии, поскольку она интерпретирует «опережающий набросок бытийного устройства»: трансценденцию вот-бытия как веры (отношение к Богу) в смысле историчности, которая выступает здесь как действительное решение. Этот набросок бытия ограничивает ту область сущего, которая доступна исторической науке теологии, – «бытие человека к Богу». В философии теология, определенная как наука о верующем вот-бытии, обретает опыт наброска специфического бытия, опыт бытийного отношения. Этим наброском «ограничивается регион сущего», то есть исторически решающего человека. Для Хайдеггера периода «Бытия и времени» философия как фундаментальная онтология обосновывает всякое онтологическое раскрытие в региональной онтологии.

В параграфе 1.3. «Наука о бытии и теология» анализируются хайдеггеровское понимание теологии как конкретной науки. Автор подробно исследует аргументацию Хайдеггера и отмечает трудности, с которыми сталкивается философ. Из хайдеггеровского различения сущего и бытия вытекает существование двух возможностей науки: науки о сущем (онтические) и науки о бытии (онтологические). Онтические науки, изучающие наличное сущее – positum, которое известным образом уже донаучно раскрыто, Хайдеггер предлагает называть позитивными науками. При этом любая позитивная наука радикальным образом отлична от философии. Следуя этому фундаментальному различению, он формулирует ключевой тезис: «Теология – это позитивная наука и как таковая она абсолютно отличается от философии»[28]. Хайдеггер тем самым уточняет стоящую перед ним задачу – охарактеризовать теологию как онтическую науку и на этом основании выявить ее соотношение с философией как наукой онтологической. Подчеркивается, что в рамках проекта фундаментальной онтологии подобная постановка проблемы встречается с некоторыми трудностями. Фундаментальная онтология включает в себя позитивно-онтический момент, релятивированный в утверждении ее гетерогенности по отношению к онтическим наукам: экзистенциальная аналитика экзистентна, т.е. онтически укоренена. Экзистенциальный анализ не существует без посредничества определенных жизненных форм. Кроме того, теология с трудом может быть внесена в канон конкретных наук. Теология является позитивной наукой в том смысле, что она имеет дело с определенным сущим (Писание, личность Иисуса, церковь и т.д.). Но теология рассматривает определенное сущее не как конкретное определенное сущее, но с точки зрения его опосредующего значения в структуре целого. Подобные трудности неоднократно отмечаются автором в процессе анализа хайдеггеровского доклада.

Определяя наличное сущее, тематизируемое теологией, Хайдеггер подчеркивает, что им не может быть ни Бог, ни христианств<



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Степень теоретической разработанности темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степень теоретической разработанности темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)