Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кафедра теории и истории народной художественной культуры



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Кафедра теории и истории народной художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление культуры Белгородской области

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Факультет Художественного Творчества

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

Автореферат

 

выпускной квалификационной

(дипломной) работы

 

Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства

(в системе демографической проблемы)

Белгород, 2009


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕФОРМАЦИЯ КЛУЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Традиционные основы культуры материнства

1.2. Проблема деформации культуры материнства – демографическая проблема

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА

2.1. Функциональная роль фольклора в культуре материнства

2.2. Трансляция фольклорного материала как фактор возрождения культуры материнства

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Современные экономические и социально-политические преобразования затронули и изменили не только материально-производственные основы общества, но и его культурную, социальную и духовные сферы жизни.

Проблема демографического кризиса в современной России с каждым годом становится все более актуальной. C начала 90-х годов прошлого столетия Россия вошла в фазу «открытой депопуляции», когда естественный прирост населения сменился его убылью. Ситуация усугубляется еще и тем, что кроме снижения значений количественных показателей модифицируется поведение матерей, которое отражается на здоровье и благополучии детей.

Материнство является базовым, жизненным предназначением, важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией каждой женщины и выражается, прежде всего, в поведении матери. Поэтому, возрождение материнской культуры представляет собой проблему общества. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние материнства.

Сегодня материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления.

В общественном же сознании материнство всегда представляло одну из наиболее значимых человеческих ценностей. Ведь именно мать является продолжательницей рода, а в совокупности — основой здоровой и полноценной нации.

Сегодня нам необходима концептуальная ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции. Но не слепое механическое копирование уклада жизни, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Традиция, как система передачи и наследования смысложизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения поможет организовать пространство материнской культуры.

Колыбельная песня и другие жанры материнского фольклора, народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников востребованы тут, как проверенные временем средства, с которых начинается открытие перед ребенком культуры своей Родины.

В этой связи внимание к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что возрождение традиций материнской культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру.

Поэтому сохранение и трансляция фольклора как древнейшего носителя культуры материнства одна из важных и актуальных задач работников культуры и образования.

Чрезвычайно важным становится воспитание, педагогическое просвещение и поддержка девочек, девушек и женщин при формировании культуры материнства в условиях кризисной демографической ситуации, а также профилактика девиантного материнства.

Актуальность изучения влияния фольклора на современную культу материнства продиктована противоречием между потребностью усиления роли материнства в обществе и отсутствием социальной системы, формирующей материнское поведение.

Степень научной разработанности проблемы.

Материнство является объектом изучения многих наук, определенных направлений и школ социологии, культурологии, биологии, педагогики, медицины, физиологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Во многих исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе.

Материнство как социально-культурный феномен освещается в работах Т.Г. Киселевой, В.А. Рамих. Культурологический подход к изучению материнства обладает давними традициями (Р. Бенедикт, Б. Малиновский,  М. Мид). Материнство рассмотрено как часть личностной сферы женщины и как обеспечение условий для развития ребенка в трудах Р.В.  Овчаровой,      Г.Г. Филипповой.

Проанализирована готовность женщины к материнству (О. Копыл) и раскрыты мотивы сохранения беременности в условиях современной российской действительности (Н. Боровикова). Исследованы взаимоотношения в диаде «мать-дитя»(Р.Ж. Мухамедрахимов, B.C. Мухина). Освещены вопросы девиантного поведения матерей (А.Я. Варга,               М.С. Родионова, В.Ю. Сидорова) и профилактики «отказников» (В.И. Брутман).

Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, рассказывающие сказки. Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых-этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков:           П.Г. Богатырева, Г.С. Виноградова, Е.Г. Кагарова, Д.К. Зеленина,                 Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, В.Я. Проппа, И.И. Сахарова, Б.М. и Ю.М. Соколовых,И.М. Снегирева, С.А. Токареваидр. Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: В.П. Аникина, Т.И. Баклановой, А.А. Банина, Л.В. Даниловой, А.С. Каргина, М.Т. Картавцевой, О.И. Капицы, М.Н. Мельникова, Н.К. Мешко, Е.А. Покровского, Э. В. Померанцевой, П.А Сорокина, Л.В. Шаминой, В.М. Щурова и др. Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды прославленных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Г.Г. Ананьева, Г.М. Андреева, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.

Объект исследования:   культура материнства в системе демографической проблемы.

Предмет исследования процесс возрождения культуры материнства посредством фольклорного материала.

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать роль традиционного фольклора в возрождении культуры материнства в свете демографических проблем.

Задачи исследования:

1. Выявить и рассмотреть традиционные основы культуры материнства.

2. Обосновать проблему деформации культуры материнства как демографическую проблему общества.

3. Определить функциональную роль фольклора в культуре материнства.

4. Рассмотреть пути трансляция фольклорного материала как фактора возрождения культуры материнства.

Гипотеза исследования. Предполагается, что в процессе трансляции фольклорного материала в образовательное пространство формируется целостное видение образа матери и культура материнства у девочек.

Для решения поставленных задач использовались:

Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-исторический анализ, анализ базовых понятий по теме исследования.

Эмпирические методы исследования: изучение и обобщение опыта работы исследователей, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы, педагогический эксперимент.

Практическая значимость. Материалы дипломного исследования могут быть использованы в разработке образовательных программ  для школьников и студентов,  отделений социальной работы и факультетов повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, педагогов, психологов, работников социальных служб, медицинских работников.

Структура работы: дипломная работа состоит из введение, двух глав, заключение, списка литературы и приложения.



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Кафедра теории и истории народной художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кафедра теории и истории народной художественной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)