Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка предпринимательских рисков на предприятиях розничной торговли



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Оценка предпринимательских рисков на предприятиях розничной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрена вероятность возникновения простых предпринимательских рисков на предприятиях

торговли и выполнена оценка этим рисков с использованием экспертного метода.

Нестабильной и непредсказуемой является среда, в которой торговым предприятиям приходится

осуществлять свою деятельность. Это может привести к возникновению незапланированных затрат, потери

части прибыли: для предприятий торговли характерно наличие факторов неопределенности и риска.

Чтобы предвидеть и предотвращать негативные последствия действия факторов риска, предприятиям в

процессе предпринимательской деятельности необходимо их учитывать.

Оценку рисков на торговых предприятиях проведем по методике, основанной на экспертном методе.

Составим как можно более полный перечень предпринимательских рисков на торговых предприятиях.

К ним относятся:

- риски нереализованности товаров;

- риски невыполнения договорных обязательств поставщиками;

- риски усиления конкуренции и изменения конъюнктуры рынка;

- риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

- риски потери имущества предприятием;

- риски упущенной финансовой выгоды;

- риски потерь, связанные с системой сертификации.

Определяем долю каждого риска в совокупности рисков. Предполагаем, что первый приоритет весомее последнего в семь раз (экспертная оценка), то есть f = W1 : W7 = 7.

Определяем вес группы с наименьшим приоритетом:

                 

 Рассчитываем веса по группам приоритетов:

 

       

 

                                                                                                             

                                                                                                       

                                                                                                                

                                                                                                               .

Аналогично находятся W4, W5, W6, W7.

Так как число простых рисков в каждой приоритетной группе различно, делаем поправку веса каждой группы приоритетов на число простых рисков в данной группе по формуле:

                                                                                                      

 

где – вес i-ой группы приоритетов после поправки на число рисков в данной группе;

Мi – число рисков в каждой приоритетной группе;

М – среднее число рисков по приоритетным группам.

Полученные результаты (веса приоритетов) в связи с погрешностью вычислений откорректируем

По формуле:

                                                                                                    

 

где - вес i-ой группы приоритетов после корректировки.

Результаты расчетов занесем в таблицу 1.

 

Таблица 1 – Расчетные показатели по группам предпринимательских рисков торговых предприятий

Группы рисков

Веса

1

2

3

4

1.Риски неарилизованных товаров

0,250

0,519

0,448

2.Риски невыполнения договоров

0,179

0,232

0,200

3.Риски усиления конкуренции и изменнеия конъктуры рынка

0,155

0,121

0,104

4.Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов

0,143

0,148

0,128

5.Риски потреи имущества предприятием

0,107

0,083

0,072

6.Риски упущенной финансовой выгоды

0,071

0,037

0,032

7.Риски потерь, связанные с системой сертификации 0,036 0,019 0,016

 

Из произведенных расчетов видно, что наиболее значительными предпринимательскими рисками являются риски нереализованности товаров, вес которых составил 0,250, наименьший же вес, равный 0,036, имеют риски потерь, связанные с системой сертификации.

Следующее, что необходимо сделать – определить веса простых рисков (факторов) по формуле для каждого простого риска, входящего в соответствующую группу. Приоритеты по простым рискам устанавливались в соответствии с возможными потерями по соответствующему риску. Результаты расчетов по группам предпринимательских рисков занесем в таблицу 2.

Для оценки вероятности наступления событий, относящихся к каждому простому риску, были

привлечены три эксперта, которые хорошо знакомы с существом проблемы.

Таблица 2 – Расчетные показатели по простым рискам, входящим в группы предпринимательских рисков

Простые риски

Приоритеты

Веса

I. Риски неарилизованных товаров

 

 

1.Риск, связанный с уровнем организации торгового процесса

0,268

0,120

2.Риск, связанный с низким качеством товара по сравнению с аналогичным

0,227

0,102

3.Риск, связанный с квалификацией торгового персонала(менеджеров)

0,163

0,073

4. Риск, связанный с маркетинговыми исследованиями рынка

0,132

0,059

5. Риск, связанный с организацией рекламы товара

0,088

0,039

6. Риск, связанный с узким ассортиментом и с обновлением ассортимента

0,053

0,024

7. Риск, связанный с истечением срока годности товара

0,037

0,017

8. Риск, связанный с объемом и структурой неудовлетворенного спроса

0,032

0,014

II. Риски невыполнения договорных обязательств

 

 

1. Риск отказа поставщика от заключения договора после переговоров

0,307

0,061

2. Риск возникновения дебиторской задолженности

0,235

0,047

3. Риск возникновения кредиторской задолженности

0,186

0,037

4. Риск заключения договора на условиях, отличающихся от обычных

0,163

0,033

5. Риск, связанный с неритмичностью поступления товара

0,109

0,022

III. Риски усиления конкуренции и изменения конъюнктуры рынка

 

 

1. Риски появления на рынке новых конкурентов

0,492

0,051

2. Риск, связанный с несовершенством маркетинговой политики

0,326

0,034

3. Риск, связанный с замедленным внедрением нововведений по сравнению с конкурентами

0,182

0,019

IV. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов

 

 

1. Риск ошибки в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынке

0,417

0,053

2. Изменение политики ценообразования у поставщиков

0,305

0,039

3. Риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в торговле

0,195

0,025

4. Риск потери прибыли в результате внедрения новых форм торговли

(самообслуживания)

0,083

0,011

V. Риски потери имущества

 

 

1. Риск потери имущества в результате аварийных ситуаций

0,492

0,035

2. Риск потери имущества в результате краж

0,326

0,023

3. Риск потери имущества в результате стихийных бедствий

0,182

0,013

VI. Риски упущенной финансовой выгоды

 

 

1. Риск продажи товаров в кредит

0,784

0,025

2. Риск неосуществления какого-либо мероприятия (страхования,

хеджирования

0,216

0,007

VII. Риски потерь, связанные с системой сертификации

 

 

1. Риск продажи товаров не соответствующих международных стандартов качества

0,612

0,010

2. Риск продажи недоброкачественных товаров

0,388

0,006

 

Мы предоставили как можно более полный перечень простых предпринимательских рисков предприятий торговли каждому эксперту и предложили оценить вероятность их наступления при помощи приведенной выше оценки. Каждый эксперт проводил работу самостоятельно, отдельно от других экспертов.Оценки экспертов были подвергнуты анализу на их  непротиворечивость, для чего сделаны три оценки соответственно для попарно сравненных  мнений экспертов: первого и второго, первого и третьего, второго и третьего. При сравнении оценки выполнялись по следующим правилам:

                                                                                                   

где Ai и Bi – оценки каждой i-й пары экспертов.

Как показал проведенный анализ оценок экспертов, максимальная разница между оценками двух экспертов по всем простым предпринимательским рискам оказалась не более 25, то есть меньше минимально допустимой. Результаты работы экспертов занесем в таблицу 3.

Таблица 3 – Анализ экспертных оценок

Простые риски Si

Эксперты

вероятность

Первый

Второй

третий

I. Риски нереализованности товаров

 

 

 

 

1. Риск, связанный с уровнем организации торгового процесса

100

100

100

100,0

2. Риск, связанный с низким качеством товара по сравнению с

аналогичным

75

75

75

75,0

3. Риск, связанный с квалификацией торгового персонала

(менеджеров)

100

75

75

83,333

4. Риск, связанный с маркетинговыми исследованиями рынка

75

75

100

83,333

5. Риск, связанный с организацией рекламы товара

50

50

50

50,0

6. Риск, связанный с узким ассортиментом и с обновлением

ассортимента

75

50

50

66,667

7. Риск, связанный с истечением срока годности товара

25

25

25

25,0

8. Риск, связанный с объемом и структурой неудовлетворенного спроса

 

25

25

25

25,0

II. Риски невыполнения договорных обязательств

 

 

 

 

1. Риск отказа поставщика от заключения договора после

переговоров

50

50

50

50,0

2. Риск возникновения дебиторской задолженности

25

25

25

25,0

3. Риск возникновения кредиторской задолженности

25

25

25

25,0

4. Риск заключения договора на условиях, отличающихся от

обычных

25

0

0

8,333

5. Риск, связанный с неритмичностью поступления товара

25

0

25

16,667

III. Риски усиления конкуренции и изменения конъюнктуры рынка

 

 

 

 

1. Риски появления на рынке новых конкурентов

25

25

25

25,0

2. Риск, связанный с несовершенством маркетинговой политики

0

25

25

16,667

3. Риск, связанный с замедленным внедрением нововведений по

сравнению с конкурентами

0

50

25

8,333

IV. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения

доходов

 

 

 

 

1. Риск ошибки в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынке

50

25

25

33,333

2. Изменение политики ценообразования у поставщиков

25

25

50

33,333

3. Риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в торговле

0

0

25

8,333

4. Риск потери прибыли в результате внедрения новых форм торговли (самообслуживания)

50

25

50

41,667

V. Риски потери имущества

 

 

 

 

1. Риск потери имущества в результате аварийных ситуаций

25

0

25

16,667

2. Риск потери имущества в результате краж

25

25

50

33,333

3. Риск потери имущества в результате стихийных бедствий

0

0

25

8,333

VI. Риски упущенной финансовой выгоды

 

 

 

 

1. Риск продажи товаров в кредит

25

25

50

33,333

2. Риск неосуществления какого-либо мероприятия (страхования, хеджирования)

0

25

25

16,667

VII. Риски потерь, связанные с системой сертификации

 

 

 

 

1. Риск продажи товаров не соответствующих международным стандартам качества 0

0

25 8,333
2. Риск продажи недоброкачественных товаров 0

25

25 16,667
           

 

Для наглядности сгруппируем предпринимательские риски торговых предприятий по величине вероятности их наступления (табл. 4):

Таблица 4 – Группировка простых рисков по вероятности их возникновения

Вероятность возникновения риска

Число рисков

0-25

14

25-50

6

50-75

3

75-100

4

Итого:

27

 

Анализ оценок экспертов показал, что наибольшую вероятность наступления имеет риск, связанный с уровнем организации торговли (100 баллов из 100), а наименьшую – риск заключения договоров на условиях отличающихся от обычных; риск, связанный с замедленным внедрением нововведений по сравнению с конкурентами; риск, потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в торговле; риск, связанный с потерей имущества в результате стихийных бедствий, а также риски потерь, связанные с системой сертификации (8,33 балла из 100). Из всех групп предпринимательских рисков наиболее рисковой является группа нереализованности товаров, так как четыре вида рисков из восьми в этой группе (50%) имеют вероятность 75 баллов и выше из 100.

Следующей задачей является подсчет риска по каждой группе предпринимательских рисков, который мы производили по формуле:

 

Результаты расчетов оформим в таблице 5.

Таблица 5 – Расчет риска по каждой группе предпринимательских рисков

Простые риски Si

Веса

W i

Вероят-

ность V i

Балл

W i. V i

I. Риски нереализованности товаров

 

 

 

1. Риск, связанный с уровнем организации торгового процесса

0,120

100,0

12,0

2. Риск, связанный с низким качеством товара по сравнению с аналогичным

0,102

75,0

7,65

3. Риск, связанный с квалификацией торгового персонала (менеджеров)

0,073

83,333

6,083

4. Риск, связанный с маркетинговыми исследованиями рынка

0,059

83,333

4,917

5. Риск, связанный с организацией рекламы товара

0,039

50,0

1,95

6. Риск, связанный с узким ассортиментом и с обновлением ассортимента

0,024

66,667

1,6

7. Риск, связанный с истечением срока годности товара

0,017

25,0

0,425

8. Риск, связанный с объемом и структурой неудовлетворенного спроса

0,014

25,0

0,35

Итого по группе:

0,448

Х

34,975

II. Риски невыполнения договорных обязательств

 

 

 

1. Риск отказа поставщика от заключения договора после переговоров

0,061

50,0

3,05

2. Риск возникновения дебиторской задолженности

0,047

25,0

1,175

3. Риск возникновения кредиторской задолженности

0,037

25,0

0,925

4. Риск заключения договора на условиях, отличающихся от обычных

0,033

8,333

0,275

5. Риск, связанный с неритмичностью поступления товара

0,022

16,667

0,367

Итого по группе:

0,2

Х

5,792

III. Риски усиления конкуренции и изменения конъюнктуры рынка

 

 

 

1. Риски появления на рынке новых конкурентов

0,051

25,0

1,275

2. Риск, связанный с несовершенством маркетинговой политики

0,034

16,667

0,567

3. Риск, связанный с замедленным внедрением нововведений по сравнению с

конкурентами

0,019

8,333

0,158

Итого по группе:

0,104

Х

2,0

IV. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов

 

 

 

1. Риск ошибки в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынке

0,53

33,333

1,767

2. Изменение политики ценообразования у поставщиков

0,039

33,333

1,3

3. Риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в торговле

0,025

8,333

0,208

4. Риск потери прибыли в результате внедрения новых форм торговли

(самообслуживания)

0,11

41,667

0,458

Итого по группе:

0,128

Х

3,733

V. Риски потери имущества

 

 

 

1. Риск потери имущества в результате аварийных ситуаций

0,35

16,667

0,583

2. Риск потери имущества в результате краж

0,023

33,333

0,767

3. Риск потери имущества в результате стихийных бедствий

0,013

8,333

0,108

Итого по группе:

0,071

Х

1,458

VI. Риски упущенной финансовой выгоды

 

 

 

1. Риск продажи товаров в кредит 0,025 33,333 0,833
2. Риск неосуществления какого-либо мероприятия (страхования, хеджирования) 0,007 16,667 0,117
Итого по группе: 0,032 Х 0,95
VII. Риски потерь, связанные с системой сертификации      
1. Риск продажи товаров не соответствующих международных стандартов качества 0,010 8,333 0,083
2. Риск продажи недоброкачественных товаров 0,006 16,667 0,1
Итого по группе: 0,016 х 0,183

 

Средний балл по семи группам рисков составил – 7,013 балла, в том числе:

– по рискам нереализованности товара – 34,975 балла;

– по рискам невыполнения договорных обязательств поставщиками – 5,792 балла;

– по рискам усиления конкуренции и изменения конъюнктуры рынка – 2,0 балла;

– по рискам возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов – 3,733 балла;

– по рискам потери имущества – 1,458 балла;

– по рискам упущенной финансовой выгоды – 0,95 балла;

– по рискам потерь, связанных с системой сертификации – 0,183 балла.

Чтобы определить наиболее существенные предпринимательские риски в торговле, по рассматриваемой методике из таблицы 5, составленной для простых рисков, выбираем все значения, приближающиеся к 10, или Wi. Vi>10.

На торговых предприятиях, по нашим расчетам, наиболее существенными оказались:

– риск, связанный с уровнем организации торгового процесса (12,0 баллов);

– риск, связанный с низким качеством товара по сравнению с аналогичным (9,35 баллов).

Для каждого из этих рисков следует определить способы их снижения. Если торговая деятельность предприятия подвержена влиянию внутренних рисков, то эффективной возможностью избежать негативных последствий или снизить их уровень является экономический анализ и управленческие воздействия на возможные факторы риска.

 



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Оценка предпринимательских рисков на предприятиях розничной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка предпринимательских рисков на предприятиях розничной торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)