Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Опросные методы изучения агрессии




 

Самый прямой путь измерения агрессии  – спросить о таком поведении.

Для получения необходимой информации психологи часто используют ответы людей, как самих объектов изучения, так и его знакомых, родных и друзей. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросиков. Некоторые предназначены для измерения общей агрессивности, другие для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности. Опросники имеют преимущество в тех случаях, когда изучается поведение неприемлемое или не поощряемое в данной культуре, т.к. агрессии несвойственно проявляться на публике. Эверил утверждает, что опросы являются лучшим способом изучения поведения и эмоций, в которых люди не хотят признаваться.

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанным с агрессивным поведением людей. Они предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях (например, насилие в семье или сексуальное насилие). Мюррей Штраус и Сюзан Штайнметц применяли анкеты в исследовательской программе по выявлению причин насилия в семье. Они создали опросник «Шкала тактики поведения в конфликтах», который состоит из списка нарастающих по агрессивности действий. Респонденты указывают степень, с которой они или члены их семьи проявляли агрессивность в отношении друг с другом за указанный период времени. Это позволяет исследователю определить агрессивность самого респондента и то, в какой мере он был объектом агрессии[9].



Еще один метод сбора информации об агрессивном поведении – оценивание другими. Этот метод состоит в том, что человек, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: родителями друзьями, одноклассниками. Плюс этого метода в том, что оценки могут быть гораздо объективнее. Чем у самого испытуемого, однако, возможно искажение восприятия окружающими испытуемого.

Проективные методы

Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы – Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции.Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов.

Тест тематической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.

В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или что ему напоминают. Для диагностики уровня агрессивности по этой методике применяется система, разработанная Элизаром. В этой системе ответы разносят по шести категориям, отражающим аспекты гнева или враждебности: негативные установки или эмоции; описания злобного или агрессивного поведения; предметы, используемые в агрессивных целях, описания враждебности, символические ассоциации с агрессией или гневом; амбивалентность; нейтральные ответы, ничего не говорящие о гневе или враждебности.

Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной техникой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс. Где на каждой картинке некий персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнулся с фрустрирующей ситуацией. Испытуемый должен вписать ответ фрустрированного героя[10].

 


Заключение

 

 

Таким образом, в данной работе даны определения агрессии и агрессивности, были рассмотрены различные методы диагностики агрессии и агрессивного поведения. Данное свойство личности широко рассматривается в различных психологических школах, разработано множество методик диагностики различными психологами. Однако, агрессия и агрессивность сложно поддаются диагностике из-за неодобрения в культуре проявления данного свойства.

В заключение нашей работы можно сделать следующие выводы и рекомендации:
      1. Понятие агрессии имеет многообразие определений, а также различные теории ее возникновения. Агрессия играет важную роль в жизни человека, сопровождая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о содержании этого понятия.
      2. Существуют различные причины, влияющие на возникновение агрессии. Человек должен знать их, чтобы по возможности избегать этих проявлений. Но все, же если агрессия появилась, нужно проявить неагрессивные способы выразить чувства и сообщить другим о том, как их поведение повлияло на вас.  
      3. Существует много различных методов исследования агрессии, по которым можно судить о поведении, которое присуще человеку в различных критических ситуациях, провоцирующих агрессию.

Человек должен иметь представление об этих методах и применять их, чтобы узнать свой уровень агрессии, что в свою очередь может побудить человека задуматься о своем поведении и при необходимости изменить его в более лучшую сторону.   

 

 

Список  литературы

1. Berkovits L. Aggression: A social psychological analysis. – N.Y., - 1962. – 225 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия /Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Питер,  2000.

3. Изард К. Психология эмоций / К.Изард. – СПб.: Питер, 1999.

4. Карелина А.А. Психологические тесты в 2 томах / А.А.Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Корсини Р., Ауэрбаха А. Психологическая энциклопедия / Р.Корсини, А.Ауэрбаха.  – СПб.:  Питер, 2003.

6. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / А.Ф.Кудряшов. – Петрозаводск: Петроком, 1992.

7. Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. -  688 с.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Под ред. Д. Л. Райгородского. – Самара,1998.

9. Психологическая энциклопедия. 2-е издание/ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – Спб.: Питер, 2003.

10. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина в 2 томах. – М.: ВЛАДОС, 2002.

11. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

12. Райгородский Д.Л. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Л. Райгородский. – Самара,1998.

13. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1 / А.Рэбер. – М.: Вече-Аст, 2000.

14. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста /Методические рекомендации в помощь педагогам – практикам / Л.М. Семенюк. - М., 1991.- 99 с.

15. Современный словарь по психологии /Под ред. В.В. Юрчука. – Минск.:Современное слово, 2008.- 567с.

16. Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. – Тбилиси: Гринко, 1991. – 375с.

17.  Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск.:Литера., 1996.

18.  Юрчук В.В. Современный словарь по психологии / В.В.Юрчук. – Минск.: Современное слово., 1998.-С.7.

 

 

 

 

 


[1] Современный словарь по психологии./Под ред. В.В. Юрчука. – Минск.:Современное слово., 1998.-С.7.

[2] Berkovits L. Aggression: A social psychological analysis. – N.Y., - 1962. – 225 pp.

[3] Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста./Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991.- С.16.

 

[4] Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996.

 

[5] Фрейд З. Я и Оно. – Тбилиси.: Гринко., 1991. –С. 375.

[6] Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ ред. А.Ф. Кудряшов, Петрозаводск, Петроком, 1992г.

[7] Карелина А.А. Психологические тесты в 2 томах. – М.: ВЛАДОС, 2002.

[8] Р. Берон, Д. Ричардсон. Агрессия. / Спб, Питер. 2000г.

[9] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000

[10] Карелина А.А. Психологические тесты в 2 томах. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (111)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7