Эмоции как регулятивный психологический процесс.
12 ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ИНЭП) Заочное отделение РЕФЕРАТ По предмету: «Психология и педагогика» На тему: «Эмоции, как регулятивный психологический процесс. Настроение, чувства, аффекты. Управление эмоциями». Студентки группы______08 М 22кз_______ Судаковой Марии Кирилловны Научный руководитель: Виноградова Наталья Владимировна
Москва 2009 г. Введение
Уже само слово "эмоция" говорит нам о том, что имеется в виду. Оно происходит от латинского слова, означающего "движение". Т.е. описывает "мотивы", которые нами движут. Эмоции управляют нами: эмоции возникают в мозгу намного раньше, нежели они нами осознаются. Это связано с тем, что информация от внешних и внутренних раздражителей раньше достигает тех регионов мозга, которые ответственны за переработку эмоциональной информации (где они в большинстве случаев обрабатываются "автопилотом", без участия сознания). Лишь затем "избранная" информация достигает те отделы мозга, которые связаны с сознанием. Таким образом, все, что доходит до нашего сознания, уже заранее имеет эмоциональную окраску. Одновременно эмоциональная память выбирает, какая информация для нее имеет значение, и следует ли ее доводить до нашего сознания для последующей переработки. Таким образом, эмоции исполняют роль "сторожей сознания": из общей массы поступающей и бессознательно используемой информации они выбирают ту, которая больше всего соответствует преобладающей в данный момент эмоции, настроению и заслуживает особого внимания. Но в принципе сознание все, же идет на поводу у эмоций. Оно либо подключается к уже работающим эмоционально управляемым программам поведения ("вскакивает на уже бегущего коня"), либо притормаживает их (подобно кучеру) и направляет в определенную сторону. (Предварительное) решение и (предварительную) оценку всегда делают эмоции. Разум лишь подбирает затем соответствующее и кажущееся наиболее разумным объяснение. Поскольку вся культура человечества в значительной степени основана на способности подавлять импульсы, вызываемые эмоциями, то вполне можно говорить о "прогрессе через торможение". Итак, первый вывод: еще до того как мы успеем об этом подумать, нашим сознанием уже управляет эмоциональный "автопилот".
Эмоции как регулятивный психологический процесс.
Когда встает вопрос о значении эмоций в деловом поведении, то самое распространенное мнение связано с их негативным влиянием на эффективность поведения и деятельности, а, значит, с необходимостью их подавления. В действительности такой подход свидетельствует о непонимании роль эмоций в жизни и деятельности человека и требует, чтобы этому вопросу было уделено необходимое внимание. Прежде всего, необходимо разобраться в понятиях эмоций и чувств. Что же это такое?
К основным эмоциям относят: Ø Радость Ø Удивление Ø Печаль Ø Гнев (влючает целую гамму чувств и психологических состояний, таких как раздражительность, обида, досада, ярость) Ø Отвращение Ø Презрение Ø Страх Ø Вина (страх оказаться плохим, помноженный на идею быть должным кому-то) Ø Стыд Ø Интерес Свойства эмоций:
Возможность переноса эмоций. Эмоции, испытываемые к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
Притупляемость. Под влиянием длительно действующих раздражителей чувства и эмоции перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные эмоции. Притупление отрицательных эмоций опасно, поскольку отрицательные эмоции сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям. Взаимодействие. Различные эмоции, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст эмоций. Суммирование. Эмоции, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.
Если заглянуть в психологический словарь, то в нем эмоции трактуются следующим образом: Эмоции ( лат.- потрясаю, волную)- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта». Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Кроме того, эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Это и указывает на то, что «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», «выражение отношения» - это все характеристики, традиционно включаемые в определение эмоций.
Эмоции возникли, как утверждал Ч.Дарвин, в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддерживания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют индикаторный характер и находятся как бы в начале его.
Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности.
Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
12
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |