Пути сокращения расходов
Несмотря на кажущуюся обыденность текущего планирования, его значение очень велико. Бесперебойная работа Краснозерского РайПо требует постоянного контроля, ориентиров на достигнутые результаты, непрерывных поставок материалов, непрерывного сбыта продукции. Правильным планированием можно добиться высокой эффективности управления ресурсами потребительского общества, исключения возможных ситуаций финансовой несостоятельности, кардинального повышения устойчивости к экономическим потрясениям. Гибкое планирование — это разработка единой системы взаимосвязанных текущих планов, позволяющей постоянно контролировать состояние предприятия, терпимой к внесению корректив по ходу деятельности, являющейся единым согласованным предписанием и индикатором работы для всех отделов. Один из минусов текущего планирования — это затраты предприятия. Входя в себестоимость продукции, затраты могут сильно исказить всю реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Применение его для затрат обеспечивает максимальное соответствие планов к действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства. Определим роль затрат в текущем планировании и рассмотрим особенности внедрения гибкого планирования и преимущества его использования по сравнению с обычным методом учета накладных затрат. Задача текущего планирования заключается в определении потребностей предприятия для его успешной работы и развития в течение последующего года, а также разработке тщательного плана деятельности и его документальном оформлении. Текущее планирование включает в себя разработку прогноза продаж, плана производства продукции, плана потребления прямых материалов, плана использования прямого труда, плана накладных расходов, расчета планируемой себестоимости продукции, плана затрат на реализацию и управление, прогнозного отчета о прибыли, плана денежных потоков и прогнозного баланса на конец периода. От качества плановых затрат будет зависеть качество планируемое себестоимости, отчета о прибыли, плана денежных потоков и прогнозного баланса. В плане затрат указывается планируемые объем затрат по видам продукции. Проблема состоит в определении размера затрат и их распределение по видам продукции. Затраты остаются наиболее трудно контролируемым видом расходов. Сложность заключается в том, что затраты представляют собой сумму различных, как правило, относительно небольших расходов, не связанных между собой. Кроме того, эти небольшие отдельные расходы находятся под отчетом различных управляющих. И, наконец, расходы различны по поведению: часть из них постоянные, часть — переменные, а остальные — смешанные. Неправильный учет и неэффективный контроля расходов приводит к нежелательным результатам: перерасходу затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятии. Последней разработкой, обеспечивающей точность планирования, эффективный контроль, простоту анализа и объективность оценок расходов, является гибкое планирование затрат. Использование гибкого плана затрат позволяет своевременно выявлять изменения в структуре затрат и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений. Гибкое планирование дает ощутимые результаты при определении затрат в целом по предприятию, а также при расчете себестоимости отдельных видов продукции. Корректная оценка накладных издержек позволяет в дальнейшем без труда производить планирование издержек и их контроль с помощью следующей процедуры. Шаг 1. Расчет нормативов издержек. Выделив переменные затраты и выбрав базовый показатель, рассчитываются расходные формулы (нормативы), показывающие, на какую сумму изменяется каждый из видов накладных переменных затрат при изменении базового параметра на одну единицу. Шаг 2. Определение планируемой суммы затрат. Исходя из планируемого объема выпуска продукции, а также основываясь на предыдущем опыте работы предприятия, планируется значение базового показателя предприятия на будущий период. Путем умножения на этот объем затратных формул неременных затрат и добавления постоянных затрат оценивается планируемый объем накладных затрат на будущий период. Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого может изменяться объем базового показателя, и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода. По окончании планируемого периода реальные затраты могут отличаться от планируемых, причем по различным видам затрат может быть как положительное сальдо (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по затратам складывается из отклонений по переменным и отклонений по постоянным затратам. Аналогично затратам в процессе деятельности Краснозерского РайПо изменяются расходы на прямые материалы и на заработную плату основного персонала. Расходы на прямые материалы изменяются за счет изменения цен материалов, а также изменения количества потребляемых материалов. Расходы на заработную плату основного персонала изменяются за счет изменения трудоемкости производства, а также при изменении тарифа оплаты труда основного персонала. В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью находятся эти причины, усилить контроль в этой области и сделать выводы для дальнейшей работы. В случае объективности причин необходима коррекция планов предприятия в соответствии с реальными экономическими условиями. Все вышеперечисленные отклонения оказывают прямое влияние на размер чистой прибыли предприятия, являясь, по сути, прямыми убытками либо прибылью от экономии. Существенной методологической особенностью системы управления издержками в рамках анализа является использование зависимости величины издержек от объема реализации товара. Суммарные переменные издержки увеличиваются с ростом объемов, а постоянные издержки на единицу продукции уменьшаются. При уменьшении объемов реализации наблюдаются противоположные тенденции. Измерение и анализ издержек является первым этапом системы управления издержками. Это целостная аналитическая процедура, которая включает в себя следующие этапы: 1) сбор данных по издержкам на основании принятой системы центров затрат и центров прибыли; 2) выделение переменной части всех видов издержек, приходящейся на единицу продукции (на основании информации об издержках в течение последних 6—10 месяцев); 3) локализацию постоянных издержек по видам продукции; 4) проведение стандартного анализа безубыточности, который выражается в оценке точки безубыточности, запаса безопасности и прибыльности для каждого вида продукции; 5) проведение целевого планирования прибыли, которое позволяет оценить объем продаж для достижения заданной величины прибыли и оценку резерва безопасности для планируемого объема реализации. Данная процедура должна использоваться непрерывно в процессе деятельности предприятия. Существенной частью системы является совместный анализ двух дополнительных факторов: 1) производственных возможностей предприятия (внутренний фактор); 2) цен и потребностей рынка (внешний фактор). При проведении этого непрерывного анализа и планирования методика несколько меняется. Предприятие непрерывно собирает информацию о переменных издержках, желая использовать наиболее свежую информацию для анализа и планирования. Вместе с тем постоянные издержки приходится планировать исходя из двух факторов: 1) прогноза консервативной части издержек, т. е. той части постоянных издержек, которая исторически сложилась на протяжении прежних периодов деятельности предприятия; 2) прогноза дополнительных объемов постоянных издержек, которые являются следствием дополнительных потребностей предприятия. Выводы, сделанные на основе этой процедуры, должны стать источником для неудовлетворенности руководства предприятия состоянием издержек. Базовой философией деятельности предприятия должно стать стремление постоянно снижать свои издержки, не ухудшая при этом качества продукции. Данная философия присуща японскому менеджменту, что во многом предопределило успех японского предпринимательства. В то же время необходимо организовать деятельность по контролю и снижению издержек. Известны три основных подхода к снижению издержек: 1) анализ структуры затрат и снижение критических видов издержек; 2) анализ сравнительных показателей; 3) анализ проводников затрат. Рассмотрим каждый из трех подходов отдельно. Сущность первого подхода базируется на известном принципе Парето, который в интерпретации издержек формулируется следующим образом: 20% видов из общей номенклатура издержек предприятия порождает 80% суммарной величины валовых издержек. Руководствуясь этим принципом, предприятие выбирает те издержки, которые являются наиболее весомыми в общей массе и издержек и пытается сокращать именно эти издержки, достигая тем самым наибольшего эффекта в снижение себестоимости. Второй подход, основанный на анализе сравнительных показателей, является в последнее время очень модным, и не только в области управления издержками. Общее название подхода произносится как «анализ ориентиров». В соответствии с этим подходом предприятие выбирает некоторый ориентир для достижения определенного уровня издержек, который выбирается из совокупности показателей других предприятий, имеющих более высокие экономические показатели. Логика этого пути очевидна: если кто-то смог достичь такого уровня издержек, то почему данное предприятие не сможет сделать этого. Иногда в качестве ориентира предприятие выбирает свой собственный уровень издержек, который имел место несколько лет назад. Следует признать, что, обладая очевидной рациональностью, первые два пути не обладают достаточной конструктивностью. В этом смысле третий подход выгодно отличается от первых двух. Сущность этого подхода состоит в анализе проводников (или носителей) затрат, т. е. процессов, которые порождают соответствующие издержки. При использовании этого подхода наибольший эффект достигается, когда объект анализа издержек максимально детализирован. При анализе путей снижения издержек с помощью проводников затрат наиболее рационально локализировать отдельный законченный блок анализа в рамках центра затрат, т. е. отдельного подразделения предприятия, производящего товарную продукцию или являющегося вспомогательным. Последовательность выполнения анализа может быть представлена в виде следующей типовой процедуры. Шаг 1. В рамках выбранного центра затрат составляют список основных проводников издержек. Перечень проводников издержек составляется цеховыми экономистами совместно с технологами. К числу типичных проводников затрат можно отнести объемы партий сырья, пути следования сырья по технологическому маршруту, место и продолжительность хранения сырья в цехе, расположение технологического оборудования, производительность и технические характеристики оборудования и т. д. Общий список может достигать величины от нескольких десятков до нескольких сотен пунктов. Шаг 2. Следующим шагом является составление таблицы влияния выбранных проводников затрат на конкретный вид издержек согласно номенклатуре затрат производственного цеха или любого другого подразделения предприятия. Шаг 3. На третьем шаге происходит заполнение этой таблицы, т. е. простое отмечание тех клеточек, которые имеют взаимное пересечение типа «этот проводник затрат влияет на этот вид издержек». Шаг 4. На четвертом шаге из всего множества видов издержек выбираются те, которые имеют наибольшую структурную составляющую в общей величине себестоимости. Здесь уместно вспомнить первый подход к управлению издержками, который был описан выше. С помощью этого анализа одновременно выявляются наиболее значимые проводники издержек (в таблице проведено затемнение критических видов издержек). Следует заметить, что этот шаг является весьма уместным, учитывая большой изначальный объем проводников затрат. Шаг 5. Последний шаг является наиболее ответственным, так как на этом шаге выбираются наиболее эффективные пути воздействия на проводники затрат с целью снижения соответствующего вида издержек. Этот шаг — в большей степени искусство, чем наука, поскольку эффективность его реализации зависит от опыта и таланта менеджера или инженера. Следует особо подчеркнуть, что данная схема описывает только прямой ход описываемого подхода. Метод проводников затрат предусматривает обратную связь, когда оценивается эффективность усилий предприятия, направленных на снижение издержек. Процесс управления издержками является замкнутым, т. е. никогда не останавливается. Эта особенность хорошо сочетается с одним из принципов финансового учета, который предполагает, что предприятие будет функционировать неопределенно долго. Следует рекомендовать аналогичный принцип контроля издержек: процесс уменьшения издержек должен длиться неопределенно долго — ровно столько, сколько будет существовать предприятие. Концепция стратегического управления издержками появилась сравнительно недавно и в настоящее время часто используется ведущими консалтинговыми фирмами в качестве рекомендаций для практического использования. Основные положения этой системы восходят к основам стратегии предприятия и базируются на фундаментальных понятиях и принципах стратегического менеджмента. Стратегическое позиционирование влияет на процессы управления издержками предприятия в зависимости от его стратегического выбора создания конкурентных преимуществ. Согласно Портеру предприятие может добиться успеха в конкурентном соперничестве: 1) либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат); 2) либо предлагая потребителям разнообразную, превосходящую конкурирующую продукцию (стратегия дифференциации продукции). Совершенно очевидно, что подходы к управлению издержками различаются в зависимости от стратегического позиционирования. [22]
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |