Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Материал из Википедии — свободной энциклопедии




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики

Институт экономики и управления предприятиями сервиса

 

 

           

 

 

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ

                                                             на тему

«Экологические индикаторы»

 

Выполнила: Каменская Е. А.

Форма обучения: Дневная

Факультет: ИЭУПС

Курс: первый

Группа: восьмая

 

                                                              

 

 

                                      

 

Санкт-Петербург

2007

Оглавление:

1. Введение;

2. Индикаторы, как они есть;

3. Индикаторы качества окружающей среды;

4. Экологические индикаторы-критерии;

 

5. Региональные схемы-индикаторы;

 

6. Список использованной литературы

 

Прежде всего, индикатор- это то, что даёт представление о более значимых событиях и вещах, или позволяет почувствовать тенденцию или явление, которые пока еще невозможно выявить (Хаммонт и др., 1995)

Основная функция индикатора - информирование, но для того, чтобы донести информацию, необходима простота. Индикаторы упрощают сложность понимания информации. Индикатор является выжимкой информации, полученной в ходе мониторинга, сбора и анализа данных. Необработанные или статистические данные не являются индикаторами без проведения анализа и синтеза.



Индикатор должен:

Ø упрощать информацию таким образом, чтобы помочь лицам, принимающим   решения, и общественности понять проблему;

Ø быть практически осуществимым и реальным.

 

Для кого предназначены экологические индикаторы:

- органы законодательной и исполнительной власти;

-  министерства и ведомства;


  -  региональные и местные органы власти;

-  научные и учебные организации;

-  предпринимательские структуры;

   - общественные и неправительственные организации;

Экологические индикаторы подразделяются на следующие четыре основные группы:

А) описывающие воздействие на окружающую среду

B) Характеризующие состояние окружающей среды

C) Описывающие последствия для окружающей среды

D) Описывающие принимаемые меры

 

При выборе индикаторов важно иметь ввиду, что они, в первую очередь, должны содействовать правильному отображению происходящих процессов и состояния объекта наблюдения в форме, удобной для восприятия, а также демонстрировать прогресс с течением времени.

 

Все индикаторы разделяются по их роли в оценке проблемы по схеме ДНСВР:

где:

n Д – движущие силы;

n Н – нагрузки;

n С – состояние;

n В – воздействие;

n Р – реагирование.

 

Критерии для отбора основного набора индикаторов:

-Связь с национальными экологическими приоритетами

-Связь с международной экологической политикой

  - Важность как средства коммуникации – информирования общественности о состоянии окружающей среды

   -Измеряемость

- Наличие временных рядов (регулярного потока) данных

   - Предсказуемость

   - Приоритетность

 

Согласованный набор экологических индикаторов для стран ВЕКЦА был сформирован по следующим приоритетным проблемам окружающей среды и секторам экономики:

1. Атмосферный воздух

2. Изменение климата

3. Отходы

4. Вода

5. Биоразнообразие

6. Земельные ресурсы и почвы

 

Индикаторы качества окружающей среды.

 

Показатели качества среды или индикаторы, достаточно сложно определить терминологически, ниже приводится общий подход, основанный на концепции индикаторов устойчивого развития.

В самом общем виде экологический индикатор можно определить следующим образом.

Экологический индикатор - это признак, свойственный системе или процессу, на основании которого производится качественная или количественная оценка тенденций изменений, определение или оценочная классификация состояния экологических систем, процессов и явлений. Важно, чтобы значения индикатора описывали процесс или явление, выходящие за рамки его собственных свойств.

Экологические индикаторы-критерии могут быть нескольких типов.

Природоохранные индикаторы ориентированы на сохранение компонентной целостности экосистем, биоразнообразия, его местопребывания и т.п.;

Антропоэкологические - на воздействие на человека, его популяции;

Ресурсно-хозяйственные - на воздействие на всю систему общество-природа.

Социо-экономические - на результирующие оценки благополучия экономической системы и качества жизни

Кроме того, "качественный" индикатор (критерий, параметр и т.п.) должен иметь достаточно высокую чувствительность (но не выше требований отслеживания процесса) к изменениям, которые он индицирует надежно поддерживаться (обеспечивать регулярность получения данных) содержать легко доступные данные, быть понятным и принимаемым как юридическая норма управления предполагаемыми пользователями.

Последнее свойство одна из реальных помех на пути реализации принципов индикаторной оценки как действительного элемента управления. Каким бы репрезентативным или комплексным не был показатель, отсутствие его нормативного статуса не позволяет его использовать для целеуказаний в программах развития и тем самым сводит все концепции устойчивого или неустойчивого развития в теоретические, декларативные заявления. Предварительный результат анализа использования различных методических групп индикаторов из числа наиболее употребляемых в региональных целях представлен на рисунке.

 

 

1- индикаторы состояния природных компонентов

2- индикаторы воздействия на ОС

3- социально-экономические индикаторы

4- индикаторы социально-общественных процессов

 

Как видно из рисунка, соотношение отдельных групп индикаторов весьма различаются. Характерно очень высокое удельное значение индикаторов - показателей состояния природных и природно-антропогенных систем (environmental media based - в англоязычной терминологии) в двух принципиально различающихся по природным условиям и степени изменения ОС странах - Голландии и Канаде.

Здесь внешняя аналогия спектров отражает принципиально различные задачи управления с помощью индикаторов. В Голландии - это следствие необходимости тщательного контроля, практически искусственно управляемых и крайне быстро реагирующих на воздействие природно-антропогенных систем и их природных компонентов, как основы экономико-хозяйственной системы (польдерное земледелие, регулируемый гидро-геохимический режим, неустойчивые почво-фитомелиоративные компоненты и т.д.).

В Канаде высокая доля этой группы отражает необходимость сохранения ресурсного потенциала природных геосистем и сохранения и восстановления их естественной устойчивости (например, План управления и действий по восстановлению качества вод Великих озер, включающий широкий спектр таких индикаторов).

Обе схемы используют эко-территориальные классификации разделения зон применения индикаторов в отличие от преобладающего административно-территориального принципа деления. В Канаде - это экозоны и экорегионы (ecozone), в Голландии - эко-округа ( eco-district), также с совершенно разным ландшафтным содержанием. Здесь уместно отметить, что одной из практически совсем не решенных проблем всех региональных и локальных схем является репрезентативное выделение территориальных носителей информации (тнин) в пределах которых применяется индикатор. За исключением индикаторов глобальных процессов экодинамики (потепление, проблема разрушения озонового слоя и т.п.) и отдельных биологических параметров (например, диапазон продуктивности популяции озерной форели в Великих озерах) остальные индикаторы не имеют ясно определенной территориальной привязки. Это связанно с противоречием между свойством таких индикаторов как элемента управления, требующего применения в пределах обеспеченных статистическими данными административных границ, и многовариантностью индицируемых природных систем и процессов.

Если провести классификацию региональных схем индикаторов (РСИ) по этому признаку, то выделяются несколько типов.

Глобальный

Геосистемный. в основу которого положен принцип обособления территории на основе объединенных биологических и ландшафтно-географических принципов выделения хорологических единиц. При этом наиболее частым является выбор как территориального носителя информации водосборного бассейна какого-либо порядка в зависимости от решаемой задачи. (Балтийская повестка 21 век - локальный бассейн Балтийского моря). Очевидна правомочность использования такого подхода в силу его адекватности естественным границам, хотя географическая сфера его применения не столь уж очевидна (равнинные ландшафтов). Очень удачно данный подход с точки зрения адаптации его к нуждам критериальных оценок в рамках рассматриваемых РСИ использован для геосистемы Великих Озер . (Concepts of Ecosystem Health and Integrity of Canada)

Параметрический ( или секторный ) в котором в качестве тнин выбираются топологические единицы на принципах единства внутреннего содержания информации по свойствам одного критерия (процесса) , например индикация устойчивого лесопользования (лесохозяйственные районы). Данный подход может быть, по-видимому, реализован только на уровнях достаточно высокой степени осреднения параметрических показателей. Это нашло свое отражение в ограничение территориального уровня применения в критериях для РФ только лесохозяйственными регионами.

Комплексный ландшафтный - в качестве тнин здесь служат картографические модели типологических ландшафтных классификаций (экологические зоны Канады). Метод заслуживает самого внимательного рассмотрения, хотя остается неясность определения самих природно-территориальных единиц при значительной антропогенизации территории (Голландия) или избыточной генерализации (Программа ЮНЕП).

Информационно-статистический - это наиболее простой и наиболее критикуемый подход, где в качестве основы рассматривается административно-территориальные единицы. По большей части он используется в схемах предлагаемых на сайте. Нет никакого сомнения в том, что он не выдерживает критики с точки зрения адекватного отражения объективных природно-территориальных объектов, однако с точки зрения нормы устойчивого управления такое заключение делать нельзя. Он полностью отвечает требованиям индикации процесса как объекта управления в системе RSP.

Предлагаются и иные решения, но они представляют собой промежуточные или комбинированные варианты изложенных подходов. При этом эклектичность классификаций становиться явной. Но все же при выборе параметров пространственных пределов действия индикаторов есть стремление выдержать их модульную организация и совместимость с информационными полями территорий более высокого ранга. Само по себе последнее мало возможно без одновременного использования блоков моделирующих процессы на территории. К таким могут быть отнесены упрощенные модели оценки воздействий: техногенного с учетом самовосстановления систем, техногенного загрязнения (с полями распространения) и оценкой кумулятивных эффектов, модели сукцессионых процессов в природных комплексах (интегральный мониторинг), оптимизационные экономико-математические модели балансовых потоков и т.п.

 

 

В заключение следует сказать, что применение экологических индикаторов позволит:

 

обеспечить экологический контроль в Российской Федерации в соответствии
с международными требованиями, повысить достоверность получаемой экологической информации,
а также обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации,
вытекающих из международных соглашений, конвенций и договоров.

 

 

Список использованной литературы

1. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%28%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%29&oldid=1233274

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2. Ю. В. Новиков, Экология, окружающая среда и человек

Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 2005 г.
Твердый переплет, 736 стр.

3. В. М. Лиходед, Экология

Издательство: Феникс, 2006 г.
Твердый переплет, 256 стр.

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (97)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7