Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антиинфляционная политика в России



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Антиинфляционная политика в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Официальная антиинфляционная политика в России  строится на двух фундаментальных причинах роста инфляции :

1. Повышении зарубежных цен, (особенно на продукты питания)

2. Притоке иностранных капиталов.

Особая значимость, придаваемая данной  концепции инфляции, заставляет остановиться на ней подробнее. Прежде всего необходимо однозначно определиться с характером влияния международного ценового фактора.

По данным Росстата, соотношение инфляции в России и зарубежных странах складывается следующим образом. Цены на потребительские товары в России растут быстрее почти в 4 раза, чем в Европе, и в 5 раз быстрее, чем в США. При этом цены на продукты питания в России поднимаются по сравнению с Европой в 3.6 раза быстрее. Все происходит вопреки теории монетаризма: где валюта укрепляется, там инфляция выше, и, наоборот, где валюта слабеет, там цены растут медленнее.

Естественно, возникает вопрос: откуда распространяется инфляционная агрессия: из Европы и США в Россию или наоборот?  Цифры говорят

о том, что волна идет из России в Европу. Все иное – это «страшилки» отечественных и зарубежных СМИ, пролоббированные торговыми монополиями и, к сожалению, повторяемые сознательно или без умысла отдельными политиками и «учеными».

Из сказанного следует, что как гигантский рост цен за рубежом на продукты, так и его огромное влияние на инфляцию в России есть не что иное, как элементарный миф ценовой политики заинтересованных компаний и государственных структур.  Данное заключение наглядно подтверждается последними сведениями о динамике мировых цен на зерно, муку и отечественных цен на хлебопродукты, рис и другие продукты.

Второй внешний фактор – это приток иностранного капитала. Таким образом, оба фактора (мировые цены и приток капитала) должны были способствовать не росту, а снижению российской инфляции хотя бы до двойного европейского уровня (6–7% годовых). Однако все происходит совершенно по-другому, по иным принципам и правилам. Ярким доказательством независимости внутренних цен  России от международной конъюнктуры  является факт повышения отечественных цен на хлеб при снижении зарубежных цен на зерно и муку. Тонна отечественной

пшеницы в России стоит на 100 долл. дороже, чем на мировом рынке. Прогрессирующую динамику цен на жилье в Москве при общемировом падении стоимости недвижимости иначе как мистикой уже не называют.

Непосредственно к двум отмеченным внешнеэкономическим факторам российской инфляции можно отнести фактор притока дешевых нефтедолларов. Справедливости ради надо заметить, что большая часть нефтедолларов поступает в бюджет и отдельным состоятельным категориям населения, не обремененным ценовыми проблемами, а поэтому не доходит до широких слоев населения.

Таким образом, большинство приводимых в СМИ факторов роста инфляции в России носят тенденциозный, надуманный, декларативный и поверхностный характер. Это не означает, что они возникли спонтанно. Их распространение – прямой результат скрытой финансовой политики весьма влиятельных заинтересованных структур. Следовательно, российскую инфляцию определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, причины.

Основными из них являются следующие:

1. Борьба с теневой зарплатой.

2. Борьба с нулевыми и отрицательными балансами индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.

3. Монополизация рыночных отношений.

4. Специфика тарифной политики государства в отношении продукции и услуг естественных монополий.

5. Особенности денежной политики государства.

    1.  Как известно, значительную долю общей заработной платы, получаемой работниками, особенно на средних и малых предприятиях составляет теневая оплата, или «зарплата в конвертах». В результате проведения жестких общих мероприятий заработная плата в части  легализации  теневой оплаты была повышена у наемных работников большинства негосударственных организаций, в основном обслуживающих население (оптовая и розничная торговля, услуги, посредническая деятельность, конечная переработка

продукции, строительство), в среднем на 40–50%.

2.  Налоговые органы заинтересованы в максимальном поступлении доходов в бюджет. Неслучайно министр финансов РФ постоянно отмечает, что проблема инфляции относится не к Министерству финансов, а к ЦБ РФ или МЭР РФ . С общенациональной социально-экономической точки зрения, малый и средний бизнес обеспечивает:

– создание рабочих мест с достойной оплатой труда для значительной части населения;

– производство внутреннего валового продукта в виде заработной платы, косвенных налогов и возможной прибыли;

– формирование  среднего класса;

– быструю реализацию новаций;

– реализацию непосредственных интересов широких масс населения.

По сравнению с крупным бизнесом, средний и малый бизнес имеет три бесспорных преимущества. Во-первых, предприниматель инвестирует свои средства и, как правило, лично занимается продуктивной деятельностью вплоть до работы на собственном автомобиле без водителя. Отсюда он может получать заработную плату как руководитель и как водитель при отсутствии прибыли организации. Во-вторых, он лучше знает финансовые возможности и запросы широких масс населения. В-третьих, он непосредственно контактирует с потребителями. Именно поэтому во всем мире (США, Европа, Япония) средний и малый бизнес, в котором занято от 50 до 70% трудоспособного населения, составляет социально-экономический фундамент общества. На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также через неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократили  с 43% в 2006 г. до 15% в 2010 г. и соответственно увеличили  долю гипермаркетов, что привело  к росту цен на потребительские товары.

3. В научной литературе и ряде государственных программ в качестве естественного регулятора движения цен называется рынок как независимый, объективный механизм. Данное положение представляется несколько затеоретизированным, так как рынок – всегда органическое единство объективного и субъективного. Любая цена в конечном счете – это результат

субъективного соглашения продавца и покупателя. При этом ценовой договор выступает результатом предварительных соглашений между отдельными продавцами и отдельными покупателями.

В результате современный рынок становится организованной системой, включающей три вида борьбы за наиболее выгодную цену:

1) среди продавцов

 2) между покупателями

3) между продавцами и покупателями.

 Их результатом служат повсеместные сговоры (или заговоры) продавцов с целью повышения цен. Общеизвестны бензиновые сговоры. Самыми частыми нарушителями антимонопольного законодательства являются «Роснефть», «ЛукОЙЛ», «Газпром нефть». На Дальнем Востоке, в Сибири, по сообщению ФАС, выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов. Однако довести факт ценового сговора до наложения штрафных санкций так же трудно, как и

решить известную проблему «откатов». Для предотвращения негативных последствий ценовых сговоров в странах создаются государственные

антимонопольные организации, эффективность деятельности которых неодинакова, например в России она оставляет желать много лучшего.

4. Важнейшим принципом и возможностью деятельности государства в условиях рыночной экономики является проведение антиинфляционной политики путем сдерживания роста цен. Руководство России придерживается иной позиции. С 2008 по 2010 год увеличены тарифы на электроэнергию, газ, ЖКХ, железнодорожный транспорт примерно в 2 раза. Это мероприятие – закономерный результат, прогнозируемый еще при разработке приватизационной реформы в энергетике. Непопулярное, в корне противоречащие антиинфляционной политике, решение принято в результате неформального лоббирования отечественных и зарубежных собственников энергетических предприятий, а также в качестве условия вступления России в ВТО. К сожалению, решение об увеличении тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий принято без учета легко просчитываемых следующих последствий:

– ежегодный рост цен на все товары минимум на 25–30%;

– снижение рентабельности предпринимательской деятельности во всех сферах экономики, кроме энергетического комплекса, с соответствующим банкротством малых и средних организаций;

– падение спроса на отечественную энергоемкую бытовую технику, быстрый рост хищений товаров и услуг топливно-энергетического комплекса;

– увеличение бюджетных расходов на энергоносители в государственных учреждениях (особенно оборона, МЧС и т.д.);

– рост бюджетных поступлений от инфляционных процессов.

 Удвоение тарифов на газ и электроэнергию при сохранении затрат на производство автоматически увеличивает доходы собственников (миллиардеров) в 4 раза и государства в 5 раз. Ссылки на низкую оплату труда в данных сферах представляются неуместными.

 Главное негативное последствие повышения тарифов на товары и услуги естественных монополий – это почти автоматическое повышение себестоимости производства,  приводящее к утрате конкурентоспособности экономики России. Россия будет в состоянии оплачивать потребляемые товары и услуги только своими природными богатствами: дарами топливно-энергетического комплекса, землей, лесами, реками, озерами и т.п.

Данный процесс уже начался и наглядно наблюдается в сельской местности, банковской сфере,  г. Москве, а также отдельных отраслях промышленности. Крестьяне для элементарного существования вынуждены по бросовым ценам

продавать свои земельные паи крупным организациям или состоятельной категории городского населения. Итог – окончательное крушение

сельского хозяйства. Крайне негативное влияние дешевой зарубежной банковской и страховой деятельности давно поняли и просчитали отечественные банкиры и страховщики, категорически выступающие против свободного доступа иностранных банков и страховых компаний на территорию страны при вступлении в ВТО. Низкие проценты и эффективные кредитные ставки зарубежных банков вызовут быстрое банкротство многих отечественных кредитных учреждений.

Последовательное проведение современной политики тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий вызовет исключительно негативные социальные последствия, в том числе:

– относительное обнищание большей массы населения и дальнейшее усиление дифференциации бедных и богатых, с одной стороны, и отраслей, сфер и регионов экономики с другой;

– утечку обычной рабочей силы и снижение численности населения;

– резкое обострение социально-экономической напряженности в стране.

В их основе лежит ошибочная, близорукая финансовая политика соответствующих ведомств.

5. Влияние денежной политики государства на инфляцию – сложная и многогранная проблема.

При официальном утверждении об отсутствии эмиссии в стране, Россия

увеличила объем международных резервов. С учетом всего вышесказанного, для стабилизации и обеспечения уровня инфляции в рамках 8–10% годовых и развития малого и среднего бизнеса в России представляется необходимым осуществление следующих мероприятий:

1. Приостановление проведения жесткого курса на резкое осветление зарплаты, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда.

2. Радикальное изменение борьбы с убыточным, нулевым и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной поддержки.

3. Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда «…государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен».

4. Качественное преобразование работы антимонопольного комитета, радикальное повышение уровня его действенности против монополизации производства и реализации продукции и услуг, в целях обеспечения свободного доступа на рынки всех желающих продавцов.

5. Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения.  На первом месте должно быть реальное, а не словесное обеспечение минимального благосостояния людей.  Прежде всего целесообразна отмена нулевой ставки НДС на экспортируемые дефицитные товары (особенно продукты питания). Данное мероприятие приостановит вывоз за границу продовольствия, электроэнергии и другой дефицитной продукции по бросовым ценам.        Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20%, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса.

Одновременно разработать и принять закон об именных фондах ведущих бизнесменов страны по аналогии с американской практикой.

6. Создание постоянно действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством премьера правительства (первого заместителя).                        В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РБ, программы по инфляции составляет МЭР, цены и тарифы разрабатывает Министерство промышленности и торговли, а динамику важнейших косвенных стоимостных элементов цены определяет Минфин. Все ведомства действуют в своих интересах, зачастую игнорируя общенациональные интересы. Поэтому необходимо жесткое единое руководство на высшем уровне.

Последовательное осуществление указанных предложений позволит стабилизировать инфляцию, что даст возможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, создания условий для развития малого и среднего бизнеса и социально-экономического прогресса России в целом.

 

Заключение

Инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция – это многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция – чисто денежное явление, есть не что иное, как современная трактовка первоначальных форм проявления инфляции. Инфляция в существенной степени определяется особенностями конкретного этапа экономического развития той или иной страны. В развивающихся странах со слабой экономикой инфляционный процесс находится под определяющим воздействием избыточной денежной эмиссии, вызываемой резким повышением бюджетных расходов над доходами. В развитых странах денежная масса, находящаяся в обращении, попадает под жесткий контроль центральных банков и может увеличиваться лишь темпами, адекватными темпам роста ВНП. Поэтому переполнения каналов обращения денежной массой не происходит.

Возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги.

    Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания основных факторов инфляции. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций, путем оживления инвестиционного процесса. Мировой опыт свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России в числе которых: неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; нецелевое использование бюджетных средств; финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности; слабый контроль над исполнением госбюджета. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес. Нужны меры, направленные на поддержку «малого» бизнеса. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 года Центральный банк взял курс на некоторое расширение денежной массы. Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы Российской Федерации. Регулирование цен и заработной платы – составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Для регулирования инфляционного процесса необходимо также нейтрализовать его внешние факторы. Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995 года ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Европейского Союза. 

    Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России.

                                                                                                       

Список использованной литературы

 

1. Камаев, В.Д. Экономическая теория / В.Д. Камаев М. ВЛАДОС - 2006. - 345 с.

2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. Учеб. Пособие  - 2007. - 423 с.

3. Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне, - 1992. - 487 с.

4. Николаева, И.Н. Экономическая теория / И.П. Николаева. Учеб. пособие - 2000. - 452 с.

5. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. Инфра-М - 2005. 638 с.

6. Красавина, Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России / Л.Н. Красавина. М. Финансы и статистика - 2008. - 340 с.

7. Статья из газеты Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2008 -  № 5 - с. 177–185

8. Официальный сервер Госкомстата России http://www.gks.ru/

9.  Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

http://www.forecast.ru/mainframe.asp

10. РБК Санкт-Петербург http://spb.rbc.ru/topnews/02/06/2010/415350.shtml

11.  Гуманитарный проект о политике и общественной жизни

http://www.polit.ru/economy/2010/01/13/record.html

 

 



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Антиинфляционная политика в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антиинфляционная политика в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)