Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идейно-художественное своеобразие повести «Обелиск»



2019-12-29 838 Обсуждений (0)
Идейно-художественное своеобразие повести «Обелиск» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблема гуманистической ценности личности возникает и в повести «Обелиск».

В процессе повествования раскрывается главная сюжетная линия – судьба молодого талантливого учителя и его учеников. Алесь Иванович Мороз жил в западной Белоруссии и работал с детьми, которые еще недавно учились в польской школе. И хотя не многим давалась белорусская грамота, не это беспокоило Алеся Ивановича. Воспитание людей – вот главная задача, которую ставил перед собой начинающий учитель. «Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло, не какие-нибудь вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане». По мнению Мороза, «достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками»1.

Проблема воспитания целостной личности беспокоила молодого наставника. «Плечистый», «уверенный» в себе, своими поступками, рассуждениями, формой общения он внушал не прекращать начатого дела. Доводы Алеся Ивановича просты и убедительны: «Не будем учить мы – будут оболванивать они. Я не

 

1. Василь Быков. Обелиск. М.,1973,с.206.

 

затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечиавли. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется»1.

Не думал Мороз, что слова его станут пророческими. Задумав провокацию против деревенского предателя,        

группа ребят обрекла себя на гибель. Арестовав подростков, фашисты потребовали учителя. Мороз оказался перед серьезным выбором: жизнь или смерть.

Все понимали, что Мороз не виноват: он не знал о диверсии, устроенной на дороге его учениками. Он осознавал, что обещание он не использует этот факт против себя, дискредитирует все, чему он учил детей. Мороз боролся за своих воспитанников до последней минуты. Он пошел на верную смерть, вместе с ребятами переносил побои и пытки, морально поддерживал их, пытался спасти Миклашевича, предложив бежать. Мороз жил по законам чести и умер по законам чести. В этом высокая нравственная сила его подвига.

Но вот странно: имени учителя не оказалось на обелиске, который был поставлен в честь подвига его учеников. Оказывается мотивы поступка Мороза были не всем понятны. Современники расценили действия учителя как безрассудное самоубийство. Так Быков усложняет задачу, он вводит своеобразное второе действие. Спор, возникший в партизанском отряде, принявшем Мороза, вышел за рамки своего времени. Он разгорелся и в день похорон Миклашевича, который продолжал дела Алеся Ивановича.

     
 

 


1. Василь Быков. Обелиск. М.,1973,с.228.

Заведующий районо Ксендзов убеждён, что подвига не было, что учитель Мороз не герой, ведь он не убил ни одного фашиста. Но бывший заведующий районо, бывший член партизанского отряда Ткачук не сдавался: «Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…». Многие, как Ксендзов, не поняли, что аргумент как раз относится к нравственной сфере: человек,- если он действительно человек! – должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил, что проповедовал, в чем убеждал.

В.Быков подводит читателя к главной мысли своей повести- преступить через естественное чувство самосохранения – с этого начинается героизм каждого отдельного человека.

Тема подвига в годы Великой Отечественной войны в повести «Обелиск» ограниченно сочетается с другой темой, которая тоже нашла отражение в критике. Эта тема учительского труда. «Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Педагогической поэме» А.Макаренко и «Республике ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева, «Первом учителе» Ч.Айтматова и «Обелиске» В.Быкова, «Краже» В.Астафьева и «Уроках французского» В.Распутина», - пишет Чинаева М.И.1

В повести «Обелиск» писатель воссоздал образ учителя – творца, учителя-мыслителя. Неравнодушие к чужим судьбам, высокое человеческое достоинство, отзывчивость, доброта, внимание к людям, готовность прийти на помощь - вот главные критерии, по которым определяются истинные призвания педагога. Именно таким был Алесь Иванович Мороз. «Мороз был именно одним из тех, кто сделал для людей многое, подчас на свой страх и риск», - подводит итог Ткачук.


1. Чинаева М. Современный учитель в «школьной» повести 70-80-х годов. Литература в школе, 1989, №6, с.106.

Повесть «Обелиск» имеет характерную для Быкова композицию. Действие разворачивается в двух временных планах: в настоящем и прошлом. Автор подчеркивает, что без прошлого не может быть настоящего. В повести намечены пути трёх поколений: Мороза, Миклашевича и Витьки. Каждый из этих людей совершает свой поступок в жизни: Мороз – когда шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, Миклашевич – когда добивался реабилитации своего учителя, Витька – когда защищал девушку. Каждый достойно завершает свой путь. У каждого была возможность выбора. И каждый руководствовался судом своей совести. В.Быков нередко использует приемы

сюжетного заострения: суд памяти, нравственный суд героя над собой, суд собственной совести…. В «Обелиске» показана преемственность самоотверженности, истинной доброты, подлинного героизма.

Автор не изменяет своему художественному стилю, не переходит к широким обобщениям. Действие повести конкретизировано, число персонажей ограничено, место действия охватывает небольшую территорию. Самое главное для автора - приобщение к народной судьбе, изображение «маленьких людей», силами которых страна была спасена от фашистского нашествия.

 

 



2019-12-29 838 Обсуждений (0)
Идейно-художественное своеобразие повести «Обелиск» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идейно-художественное своеобразие повести «Обелиск»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (838)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)