Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

 

 

Кафедра «Региональное и

муниципальное управление»

 

 

Методические рекомендации по

изучению курса

 

 

«Демография»

 

Уфа – 2005г.

Составитель: кандидат социологических наук, доцент кафедры региональное муниципальное управление УГИС Шевалдина Е.И.

 

Демография: Методические рекомендации по изучению курса / МГУС, Уфимский технологический институт сервиса; Уфа, 2005.– 28с.

 

Рецензенты: кафедра политологии и права УГИС;

                                    кандидат исторических наук, доцент

                                    УГИС Шалагина С.В.

 

Методические рекомендации по организации изучения учебного курса «Демография» студентами экономического профиля включают в себя тематику лекционных и семинарских занятий, рефератов и докладов, тематический расчет часов, список рекомендуемой учебной, справочной литературы и первоисточников, необходимых для изучения какой-либо данной темы, примерный перечень вопросов, выносимых на зачет, экзамен. Список учебной, монографической литературы указан с учетом имеющейся в фондах библиотеки Уфимского технологического института сервиса и других центральных библиотек.

Предлагаются рекомендации по работе с первоисточниками и по организации подготовки к семинарским занятиям.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире возрастает общественно-политическая значи­мость проблем народонаселения, а исследование их приобретает особую ак­туальность. Демографический фактор (наряду с экономическими, соци­аль­ными и национальными факторами) является одной из важнейших пред­посылок общественного развития.

В настоящее время демографическая ситуация испытывает глубокий кризис. Причины сегодняшнего демографического неблагополучия свя­заны с особенностями деформирования возрастно-половой структуры, со вторым «демографическим эхом» войны (первое проявилось в падении рождаемости во второй половине 60-х г.г., когда в наиболее репро­дуктивный возраст вошло малочисленное поколение, родившееся в 1942-1946 г.г.), а также с социально-экономическими и экологическими факторами, обуславливающими рост смертности.

В последние годы ухудшение демографической ситуации было существенно усилено кризисным состоянием экономики, социальной сферы, ростом цен, падением уровня жизни населения. Все эти факторы не могли не сказаться на формировании семьи и рождении детей, на состоянии здоровья и смертности населения.

Таким образом, целью курса «Демография» является знакомство сту­дента с наукой о народонаселении, об изменении его численности, распре­делении и плотности населения разных регионов, процессах рождаемости, смертности, брачности и разводимости. Целью курса является также овла­дение методами демографической статистики, приобретение навыков их применение в практической деятельности, обнаружение статистических закономерностей и выявление обуславливающих их причин. Курс призван научить специалиста оценивать и планировать социально-демогра­фичес­кие мероприятия с учетом возможностей системы социальной поддержки населения.

В данной работе предпринята попытка дать систему научных знаний о демографии в сочетании с обобщением имеющихся в литературе достижений.

При изучении учебного курса большое значение для студента имеет самостоятельное составление социально-демографических характе­рис­тик регионов России, а также демографических прогнозов на будущее страны.

 Так, например, при изучении социально-демографических характе­ристик региона логическая последовательность изложения должна вклю­чать следующие вопросы:

1. Численность населения, изменение численности за определенный период времени.

2. Современная демографическая ситуация, причины демогра­фи­чес­кого неблагополучия.

3. Рождаемость. Негативные изменения в рождаемости.

4. Смертность. Общий коэффициент смертности.

5. Состав населения.

6. Социальная структура населения.

7. Структура семей и его показатели.

8. Уровень жизни и его показатели.

9. Развитие здравоохранения.

10. Жилищные условия и бытовое обслуживание населения.

11. Миграция населения.

12. Социально-демографическая политика.

Практика показывает, что если студенты запоминают массу факто­ров, не увязывая их в одну стройную завершенную концепцию, то учеб­ный материал усваивается непрочно и быстро забывается. Поэтому при изучении соответствующей темы лучше всего составить конспект рассма­триваемых демографических проблем, что в большей степени способ­ствует осознанному усвоению текста, помогает отобрать основной мате­риал, приобретается навык социально-демографического анализа. Глубоко усвоить учебный материал – значит уметь самостоятельно разбираться в нем, правильно обосновывать главные теоретические положения курса.

Следует иметь в виду, что заучивание цифровых показателей не дол­ж­но служить самоцелью. Цифровые данные являются объективными и точ­ными критериями для определения конкретных демографических по­ка­зателей. Так, например, от студента требуется знание данных о числен­ности населения России и республик, плотности населения, соотношения городского и сельского населения, рождаемости, смертности и т. д. Эти данные должны быть осознанными, а не механически заученными.

 

 


Сетка часов по курсу «Демография»

 

Наименование тем

Специальность 35.04.00

Специальность 23.05.00

Специальность 06.10.00

Все­го ча­сов

В том числе

Все­го ча­сов

В том числе

Все­го ча­сов

В том числе

Лек­ции Прак­ти­чес­кие заня­тия Лек­ции Прак­ти­чес­кие заня­тия Лек­ции Прак­ти­чес­кие заня­тия
1 Демография как на­ука. Объект, пред­мет, цель и задачи демографии. 4 2 2 3 1 2 4 3 1
2 История возникнове­ния, формирования и разви­тия демографии. 4 2 2 2 1 1 4 2 2
3 Состав населения. Ме­то­ды изучения динамики состава населения. 4 2 2 3 2 1 2 1 1
4 Уровень жизни как объ­ект демографического на­­блю­дения 4 2 2 3 1 2 4 2 2
5 Основные показатели рождаемости, её причи­ны и следствия. 4 2 2 2 1 1 2 1 1
6 Основные причины смертности. 4 2 2 2 1 1 2 1 1
7 Семья и домохозяйст­во 2 1 1 3 2 1 4 2 2
8 Браки и разводы. 2 1 1 2 1 1 2 1 1
9 Основные этапы и осо­бен­ности миграции насе­ления 2 1 1 2 1 1 4 2 2
10 Демографические показа­тели трудовых ресурсов 2 1 1 2 1 1 4 2 2
11 Плотность и размещение населения, нацио­наль­ный состав. 2 1 1 2 1 1 2 1 1
12 Социально-демографи­чес­кий анализ населения Башкортостана. 2 1 1 2 1 1 4 2 2
  Итого 36 18 18 28 14 14 38 20 18

 

Тема 1.

Демография как наука о народонаселении: сущность и содержание.

1. Понятие демографии, основные тенденции развития. Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» - «народ» и «графо» - «пишу», то есть если это словосочетание трактовать буквально, оно будет означать «народоописание».         

2. Цель и задачи курса «Демография». Подлинной целбю исследования для неё является раскрытие законов и иных причинно-следственных связей развития нации.

3. Объект и предмет демографии как науки.

4. Актуальные демографические проблемы современности. Совре­мен­ная демографическая ситуация в России и РБ.

5. Практическое использование демографических данных.

6. Взаимосвязь демографии с другими науками. В чем заключаются эти взаимосвязи. Демографические прогнозы.

 

Изучая эту тему, следует обратить внимание на следующие основные понятия: демография, народонаселение, перепись, демографический прогноз, демографические показатели, демографические таблицы, воспроизводство населения, демографическая ситуация.

 

План семинарского занятия № 1

1. Демография – наука о народонаселении: основные тенденции развития.

2. Роль и значение численности населения в жизни общества.

3. Динамика численности населения РБ и её причины.

4. Особенности формирования населения РБ и их причины.

5. Актуальные демографические проблемы.

 

Список рекомендуемой литературы.

1. Апаев Э. Б. Экономико-географическая терминология. / Э.Б.Апаев - М., 1997.

2. Бреев Б.Л. Человек и производство. / Б.Л.Бреев - М., 1999.

3. Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество. / А.Г.Вишневский - М.,1998.

4. Демографический энциклопедический словарь. М., 1995.

5. Кедров Б.М. Классификация наук. / Б.М.Кедров, 1995.

6. Место демографии в системе наук / Под ред. Лармина О.В.

7. Демографические перспективы России. – М.: Республиканский информационно-издательский центр Госкомстата России, 1998.

8. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1998.-М.:

Госкомстат России, 1999.

9. Население России. Ежегодный демографический доклад. – М.: Евразия, 1999.

10. Проблемы демографического развития России. Доклад Института статистики и экономических исследований Госкомстата России. 1995.

11. Статистика населения с основами демографии: Учебник / Кильдишев Г.С., Козлова Л.Л., Аканьева С.П. и др. М.: Финансы и статистика, 1995.

12. Борисов Н.А. Демография. Учебное пособие. / Н.А.Борисов - М.: Nota Bene. 2000.

13. Наймушин А.А. Демография. Часть 1. Теоретические основы демографии. Учебное пособие. / А.А.Наймушин - Уфа. 2000.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимается под общей теорией народонаселения?

2. Какова роль теории народонаселения в развитии демографии?

3. Демография: предмет науки, цель и задачи.

4. Какова современная демографическая ситуация в России и РБ?

5. В чём заключается взаимосвязь демографии с другими науками?

6. Каковы актуальные, еще не решённые в демографии проблемы?

7. Что является необходимым условием для создания системы демографических наук?

8. Должна ли демография изучать последствия демографических процессов?

9. Какие теоретические демографические концепции вам известны?

10. Каковы основные направления исследований в области региональной демографии?

 

Тема 2.



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)