Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета
В любом государстве функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, которые осуществляются в конкретных социально-экономических и исторических условиях. В Республике Казахстан структура государственного бюджета с 1996 года строится на основе бюджетной классификации и состоит из пяти частей. Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Первая часть «Доходы и полученные официальные трансферты» включают четыре категории доходов: 1. налоговые поступления; 2. неналоговые поступления: от государственной собственности, имущества, предпринимательской деятельности государства, административные сборы и пошлины, штрафы и санкции; 3. доходы от операции с капиталом: продажа основного капитала – от приватизации государственных предприятий, товаров из государственных резервов; 4. полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников. Вторая часть «Расходы» включает следующие функциональные группы: 1. государственные услуги общего характера: законодательные, исполнительные органы, фундаментальные научные исследования, прочие услуги общего характера; 2. оборона; 3. общественный порядок и безопасность; 4. образование; 5. здравоохранение; 6. социальное страхование и обеспечение; 7. жилищно-коммунальное хозяйство; 8. организация отдыха и деятельности в сфере культуры; 9. топливно-энергетический комплекс; 10. сельское, водное и лесное хозяйство, рыболовство, охота и охрана природы; 11. горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые; 12. транспорт и связь; 13. прочие услуги, связанные с экономической деятельностью; 14. расходы, не отнесенные к основным группам по обслуживанию государственного долга, субвенции местным бюджетам резервный фонд правительства. Третья часть « Кредитование минус погашение» включает платежи из бюджета по кредитованию и поступлению от погашения ранее выданных из бюджета кредитов и отражает чистое кредитование, относимое на дефицит бюджета Четвертая часть отражает дефицит бюджета как разницу между суммами расходов и доходов плюс кредитование минус погашение. Пятая часть «Финансирование дефицита бюджета» характеризует источники покрытия дефицита: внутренние – за счет кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг; внешнее инвестирование – от международных финансовых организаций и иностранных государств. Во многих государствах применяется практика разделения доходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Указанные перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства. До 1996 года бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения: · раздел; · параграф; · статью; · главу. Однако, применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса. Также в расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно этой классификации расходы подразделяются на шесть разделов: 1. функциональная группа; 2. функция; 3. подфункция; 4. учреждение; 5. программа; 6. подпрограмма. Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений. Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по следующим разделам: 1. категория; 2. класс; 3. подкласс; 4. специфика. Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.
Глава 2. Состояние бюджетной системы РК
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |