Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета




 

В любом государстве функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, которые осуществляются в конкретных социально-экономических и исторических условиях.

В Республике Казахстан структура государственного бюджета с 1996 года строится на основе бюджетной классификации и состоит из пяти частей. Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им.

Первая часть «Доходы и полученные официальные трансферты» включают четыре категории доходов:

1. налоговые поступления;



2. неналоговые поступления: от государственной собственности, имущества, предпринимательской деятельности государства, административные сборы и пошлины, штрафы и санкции;

3. доходы от операции с капиталом: продажа основного капитала – от приватизации государственных предприятий, товаров из государственных резервов;

4. полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников.

Вторая часть «Расходы» включает следующие функциональные группы:

1. государственные услуги общего характера: законодательные, исполнительные органы, фундаментальные научные исследования, прочие услуги общего характера;

2. оборона;

3. общественный порядок и безопасность;

4. образование;

5. здравоохранение;

6. социальное страхование и обеспечение;

7. жилищно-коммунальное хозяйство;

8. организация отдыха и деятельности в сфере культуры;

9. топливно-энергетический комплекс;

10. сельское, водное и лесное хозяйство, рыболовство, охота и охрана природы;

11. горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые;

12. транспорт и связь;

13. прочие услуги, связанные с экономической деятельностью;

14. расходы, не отнесенные к основным группам по обслуживанию государственного долга, субвенции местным бюджетам резервный фонд правительства.

Третья часть « Кредитование минус погашение» включает платежи из бюджета по кредитованию и поступлению от погашения ранее выданных из бюджета кредитов и отражает чистое кредитование, относимое на дефицит бюджета

Четвертая часть отражает дефицит бюджета как разницу между суммами расходов и доходов плюс кредитование минус погашение.

Пятая часть «Финансирование дефицита бюджета» характеризует источники покрытия дефицита: внутренние – за счет кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг; внешнее инвестирование – от международных финансовых организаций и иностранных государств.

Во многих государствах применяется практика разделения доходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности.

Указанные перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства. До 1996 года бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения:

· раздел;

· параграф;

· статью;

· главу.

Однако, применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса.

Также в расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно этой классификации расходы подразделяются на шесть разделов:

1. функциональная группа;

2. функция;

3. подфункция;

4. учреждение;

5. программа;

6. подпрограмма.

Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по следующим разделам:

1. категория;

2. класс;

3. подкласс;

4. специфика.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

 

Глава 2. Состояние бюджетной системы РК

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7