Введение. Формирование эклектики («исторической» архитектуры)
12 Процессы, определяющие дифференциацию стилей | ||||||||||||
Разделение общества по социальным группам (появление новых групп заказчиков) | Удовлетворения новых эстетических требований заказчиков | Появление новых сенсационных сведений по истории культуры (например: египетский поход Наполеона, раскопки Помпеи) | Появление новых строительных технологий; расширение типологии возводимых объектов |
Для чего используется «историческая архитектура» | |||
Имитация:: Background взаймы: | Идентификация | ||
Способ символического присвоения чужого культурного опыта | Способ символического присвоения чужого социального статуса | Решение геополитических задач в инородном окружении | Создание и закрепление социальной мифологии, определяющей жизнь региона и формирующим тип регионального самосознания. |
Идеологические истоки эклектики | |
- разрушение абсолютистских монархий; -конструирование государственных национальных идеологий, объединяющих общество; - создание «национальных культур» | - формирования мощного буржуазного слоя заказчиков; - потребность в новой эстетической системе |
Формирующиеся стили | |
Национально окрашенный романтизм (неоготика, псевдорусский стиль, северный модерн и т. д.) | Стиль Третей Империи |
Периодизация дальневосточной «исторической» архитектуры | ||
Ретроспективизм 1870-1913 гг. | Коммунистический эллинизм 1936-56 гг. | Новый историзм 1991 -2008 гг. |
География распространения стилей (первый этап колонизации) | ||||||
Благовещенск | Хабаровск | Порт-Артур | Приморские посты (включая Владивосток и Никольск | Влади- восток | Харбин | Дальний |
Гарнизонная архитектура
| Стиль порто-франко |
Структура и краткое содержание
Учебное пособие состоит из текстовой части и приложения. Текстовой блок содержит введение, три главы, заключение и библиографию. Приложение включает: списки основной и дополнительной литературы, справочные данные, иллюстрированное изложение курса в таблицах, предметный указатель и проч.
В основной части рассматриваются три периода дальневосточного «историзма»: ретроспективизм, коммунистический эллинизм, новый историзм.
Глава I «Дореволюционная эклектика» охватывает период 1856 по1913 гг. Создание искусственной «исторической» среды в дальневосточных городах рассматривается как архитектурно-художественное оформление колониального процесса и материализация ностальгических комплексов. Для анализа выбраны объекты, построенные по заказам фирм «И. Я.Чурин и К» и «Кунст и Альберс» в Хабаровске, Владивостоке и Харбине; объекты, принадлежавшие военному ведомству, а так же образцы «романовского» стиля. Подробно рассматриваются стилистические предпочтения основных заказчиков дальневосточной архитектуры.
В Главе II «Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма. 1936-56 гг.» изучается трансляция из метрополии на периферию государственного классицизмаи его трансформация под влиянием местной культурной и природно-климатической специфики; этот процесс обозначен термином «Коммунистический эллинизм». Как параллель к этому явлению анализируется оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции в Харбине.
В Главе III «Новый историзм» (1991 – 2008 гг.) архитектура рассматривается как способ легитимизации нового социального статуса. На примере объектов, возводимых сегодня в Хабаровске, Владивостоке и Харбине изучаются приемы современной адаптации классицизма.
Рабочая гипотеза: дальневосточная архитектура имела колониальный характер. Для ее описания требуется расширить привычный набор мотивов эклектики (русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции1) и ввести новые дефиниции, которые помогут читателю в дешифровке дальневосточного архитектурного ландшафта.
[1] Тема православного зодчества дальневосточного региона достаточно полно представлена в трудах Д. С. Масленниковой [25] и Ю. В. Охотниковой («Культовое зодчество Дальнего Востока середины XIX – начала XX вв.», рукопись диссертации на соискание звания кандидата архитектуры).
2 Фонды Российской государственной библиотеки, отдела редкой книги и источниковедения Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, Государственного архива Хабаровского края, архива Уссурийского края; фонды Хабаровского краевого краеведческого музея, Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева, а также музеев гг. Благовещенска, Спасска, Посьета, Славянки.
1 Данные направления получили исчерпывающие описание в обширной профессиональной литературе, например: Е.И. Кириченко. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1978; Е.А. Борисова. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979; В.С. Горюнов. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины XIX в. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. арх. Л., 1984; Е.И. Кириченко. Архитектурные теории в России XIX в. М., 1986; А.Л. Пунин. Архитектура Петербурга середины XIX в.; Л. Е.А. Борисова. Ранний романтизм и русская архитектура. // Мир искусств. М., 1991.
2019-12-29 | 216 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Введение. Формирование эклектики («исторической» архитектуры) |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы