Основные требования к разработке образовательных программ повышения квалификации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Менеджмент в сфере инноваций» В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОго ПЛАНа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
1. Общие положения реализации программы повышения квалификации «Менеджмент в сфере инноваций» в российских образовательных учреждениях в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров Целью организации и проведения образовательной программы повышения квалификации «Менеджмент в сфере инноваций» (далее программа) является изучение современных подходов к управлению инновациями и совершенствование практических навыков в области организации инноваций в компаниях и управления инновационными разработками, а также содействие в создании и развитии компаний малого бизнеса в инновационных сферах. Основными задачами программы в российских образовательных учреждениях являются: · формирование у специалистов профессиональных и личностных компетенций в области инновационного менеджмента и практических навыков комплексного решения задач проектного управления от разработки идеи бизнеса до ее коммерческой реализации · обеспечение условий для последующего максимального достижения специалистами поставленных целей в сфере инновационного менеджмента за счет реализации проектов, разработанных ими в период подготовки. Целевую группу для подготовки по программе в рамках Государственного плана составляют перспективные менеджеры среднего звена организаций народного хозяйства Российской Федерации, работающие в инновационных сферах деятельности. Для обучения по программе повышения квалификации возможен отбор как отдельных специалистов, так и групп (команд) специалистов, ориентированных на совместную работу над проектом/бизнес-планом. Обучение специалистов в российских образовательных учреждениях будет проводиться по двум типам образовательных программ: · образовательные программы «Управление инновациями в корпорациях» предусматривают повышение квалификации специалистов, работающих в крупных или средних компаниях, использующих или разрабатывающих инновационные продукты или технологии. Для этих специалистов программа позволит обобщить имеющийся практический опыт, выявить неиспользуемые возможности инноваций и сформировать новые направления инновационного развития компаний в формате проекта; · образовательные программы «Инновационный малый бизнес» предусматривают повышение квалификации специалистов, работающих в малых венчурных компаниях, разрабатывающих (или продвигающих на рынок) новые, инновационные продукты. Эти специалисты, разрабатывая в процессе обучения проект развития венчурной компании в формате бизнес-плана, в процессе обучения смогут повысить свои управленческие компетенции и знания, необходимые для своего бизнеса. Для обучения по программам возможен отбор как отдельных специалистов, так и групп (команд) специалистов, ориентированных на совместную работу над проектом/бизнес-планом. Финансовое обеспечение реализации Программы Реализация Программы в российском образовательном учреждении финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств организаций народного хозяйства Российской Федерации или собственных средств специалистов. В соответствии со схемой финансирования образовательные программы повышения квалификации будут реализовываться в 3 этапа, каждый из которых должен представлять логически завершенный по содержанию и результатам обучения комплекс. Каждый этап должен заканчиваться контролем результатов обучения: промежуточной (1 и 2 этапы) или итоговой (3 этап) аттестацией специалистов. По итогам промежуточной аттестации производится допуск специалистов к следующему этапу обучения. Специалисты, не прошедшие промежуточной аттестации или показавшие неудовлетворительные результаты, к последующей подготовке в рамках Государственного плана не допускаются. Рекомендуемая базовая стоимость обучения 1 слушателя в программе повышения квалификации составляет 20 тыс. руб. Основные требования к разработке образовательных программ повышения квалификации Подготовка специалистов должна соответствовать уровню сложности проблем и масштабу текущих и перспективных задач, стоящих как перед малым инновационным бизнесом, так и перед крупными корпорациями, ориентированными на внедрение инноваций, быть непосредственно увязанной с решением прикладных проблем в каждой сфере. Программы повышения квалификации предназначены для образовательных учреждений, способных обеспечить подготовку специалистов на базе компетентностного и проектно-ориентированного подходов. Общая длительность образовательной программы должна составлять 120 аудиторных часов. Образовательные программы должны быть разработаны в соответствии со следующей типовой структурой (см. Таблицу №1): Таблица №1. Примерная структура базовой образовательной программы
1. ВВОДНАЯчасть предусматривает подготовку специалистов, определяющую объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать профессионально подготовленный менеджер в инновационной сфере, в следующих областях: · Основы теории инноваций(у специалистов должно быть сформировано знание терминологии в области инноваций и нововведений, умение видеть особенности инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, важность решения задач повышения конкурентоспособности организаций в процессе инновационной деятельности. Специалист должен уметь определять особенности и приоритеты национальной инновационной системы, а также использовать инструменты инновационного развития, соответствующие региональным инновационным системам развития. Слушатель программы должен уметь анализировать и оценивать возможности практической реализации современных концепций инновационного развития организаций, использовать экономические методы сопровождения инноваций). · Правовые основы регулирования инновационной деятельности(должно быть сформировано понимание правовых основ инновационной деятельности; выработаны навыки использования организационных механизмов создания компании малого бизнеса в инновационной сфере; навыки работы с нормативно-правовой базой, определяющей особенности функционирования таких компаний, их проверок, а также умение оценивать преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предпринимательства и типов внутренней организационной структуры, выбирать финансовую модель функционирования инновационной компании; составлять и оформлять отчетную и деловую документацию; разрабатывать патентную политику инновационного бизнеса, знать международные тенденции в развитии патентного законодательства). · Профессиональные навыки менеджера (сформировать у специалиста способность работать в группах, владеть навыками командообразования при работе над инновационными проектами, осуществлять эффективные коммуникации, деловую переписку, владеть искусством презентаций и ведения переговоров, деловым этикетом, осуществлять самоменеджмент, включая умение эффективной организации своего времени на основе самоанализа и т.п.). · Курсы по выбору в зависимости от выявленной образовательной потребности специалистов. Распределение аудиторных часов вводной части по дисциплинам и/или курсам, а также курсы по выбору определяются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии со спецификой выявленных образовательных потребностей специалистов. 2. ОСНОВНАЯ проекто-ориентированная часть (46 часов), включающая 6 тематических блоков: · Маркетинг новых продуктов и технологий (сформировать умение анализировать рынок и рыночную конъюнктуру в инновационной сфере; знать и применять методы маркетинговых исследований инноваций; владеть маркетинговыми инструментами продвижения инноваций на рынках). · Управление инновационным бизнесом (или Стратегический инновационный менеджмент для программ типа «Управление инновациями в корпорациях») (специалист должен знать и уметь применять методы и инструменты стратегического и инновационного менеджмента; осознавать роль инноваций в условиях глобализации экономики, обладать пониманием и навыками в области управления знаниями, стратегии и организации НИОКР, уметь проводить оценку уровня конкурентоспособности и перспективности рынков техники и технологий, разрабатывать стратегии инновационного развития предприятия, разрабатывать планы и программы инновационной деятельности предприятия). · Инфраструктура рынка инноваций (специалист должен усвоить функциональное определение инфраструктуры рынка инноваций, уметь эффективно организовать взаимодействие с инновационными посредниками, а также потребителями и производителями наукоемкой продукции в процессе создания и последующего распространения инновационного продукта в хозяйственной сфере, используя институты финансово-крединой инфраструктуры, государственную поддержку и международные связи). · Управление интеллектуальной собственностью (должно быть сформировано представление об интеллектуальной собственности как о динамично развивающемся ресурсе бизнеса, получены комплексные знания, навыки и умения в области применения и разработки правового, экономического, финансового и организационного обеспечения управления интеллектуальной собственностью, выработаны умения по применению методических подходов к оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов, сформированы навыки по разработке эффективной стратегии управления интеллектуальной собственностью, а также набор навыков по оценке перспективности коммерциализации инноваций). · Оценка рисков (специалист должен сформировать умение выявлять риски в инновационной сфере, оценивать принимаемые решения с учетом временной стоимости денег и риска). · Бизнес-планирование для программ типа «Инновационный малый бизнес» (или Управление проектами для программ типа «Управление инновациями в корпорациях»). Распределение аудиторных часов внутри основной части по блокам осуществляется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии со спецификой выявленных образовательных потребностей специалистов. Подготовка специалистов в рамках данных частей (1 и 2) должна включать управленческие и профессиональные тренинги, активные методы обучения, разбора кейсов, работу с программными продуктами и обучающими комплексами, нацеленными на развитие профессиональных знаний, умений и навыков. Занятия в форме классических лекций в данной программе повышения квалификации не должны превышать 10-15% от общего количества аудиторных часов (рекомендуемая форма – экспертная лекция). Одной из форм проведения занятий может выступать экспертная лекция (выступление широко известных и авторитетных бизнесменов, политиков и экспертов по новым, актуальным вопросам, которые сопровождаются дискуссией и могут трансформироваться в форму экспертных консультаций и мастер-классов для специалистов: Научно-технический Форсайт. Направление инновационного развития России, и др.). 3. Часть ИГРОВЫХ ИМИТАЦИЙ (компьютерный симулятор) реализуется параллельно со 2 частью и позволяет осуществлять поддержку обучения слушателя с преподавателем, самостоятельную работу слушателя при отработке профессиональных навыков, а также применяется для оценки степени освоения материала и формирования управленческих и предпринимательских компетенций в инновационной сфере. 4. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ для программ типа «Управление инновациями в корпорациях» (или бизнес-планом для программ типа «Инновационный малый бизнес»). Для программы «Управление инновациями в корпорациях» выпускная аттестационная работа выполняется в форме инновационного проекта для развития бизнеса. Для программы «Инновационный малый бизнес» - в форме бизнес-плана создания инновационной компании. Выпускная работа защищается в комиссии, включающей представителей органов власти территории, выпускников президентской программы прошлых лет, представителей бизнес-структур и их ассоциаций, преподавателей вуза. Выпускная работа может выполняться слушателем как индивидуально, так и в составе команды. Объем учебных часов может быть увеличен сверх данного лимита за счет самостоятельной (групповой и индивидуальной) работы для обеспечения требуемого уровня качества подготовки специалистов. При формировании образовательной программы повышения квалификации должна быть учтена региональная (отраслевая) ориентация специалистов, в том числе, учитываться региональные особенности и специфика управления в различных сферах бизнеса. Специалисты, проходящие подготовку по образовательным программам повышения квалификации в рамках реализации Государственного плана, обучаются отдельно от специалистов, слушателей или студентов, которые проходят обучение по другим программам данного образовательного учреждения. Рекомендуемая форма реализации образовательных программ повышения квалификации – блочно-модульная (с частичным отрывом от работы), предусматривающая периодические очные учебные сессии (модули). Периоды между модулями устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно с учетом выбранного дивизиона работы с федеральным тренажером. Эта форма обучения предусматривает значительный объем самостоятельной работы между модулями. Максимальная наполняемость групп специалистов для прохождения повышения квалификации составляет 10 человек. Занятия в малых группах или индивидуальные занятия должны занимать не менее половины всего времени работы в аудиториях. Образовательное учреждение должно обеспечить строгий регулярный учет посещаемости занятий. В случае пропуска свыше 25% времени обучения по программе повышения квалификации в целом (по любым причинам) специалист не допускается к промежуточной или итоговой аттестации. В этом случае вопрос об отчислении специалиста или о предоставлении дополнительной возможности обучения по пропущенным дисциплинам решается в индивидуальном порядке образовательным учреждением.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |