Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие этики для Н.А. Бердяева



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Понятие этики для Н.А. Бердяева 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение ………………………………………………………………..................... 3 
1 Понятие этики для Н.А. Бердяева …………………………………………….... 5
2 Этическая эволюция Н.А. Бердяева  ………………………………….………… 6
2.1 Этика Закона …………………………………………………………………..... 6
  2.2 Этика Искупления……………………………………………………………….. 7
  2.3 Этика Творчества ………………………..……………………………………… 8
  3 Проблема добра и зла …………………………………………………………..... 9
  Заключение …………………………………………………………………………. 12
  Список используемых источников ………………………………………………... 13

Введение

Этика, начиная со времен Античности, является важнейшей областью философского знания. В центре ее внимания находятся проблемы становления морального сознания, его исторического развития, формирования нравственной культуры личности и общества, теории и практики нравственно-воспитательной деятельности. Этика позволяет углубить наши представления о различных духовных ценностях: свободе, ответственности, справедливости, смысле жизни, счастье, любви, уважении, верности, честности, добропорядочности и др. Она раскрывает суть и значение совести, долга, чести и достоинства личности, посредством которых осуществляются регуляция и саморегуляция человеческой жизнедеятельности. В курсе этики теснейшим образом взаимосвязаны теоретическое освоение феномена морали и поиск путей реализации идей нравственного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому неслучайно этику называют «практической философией».

Проблема добра и зла является одной из центральных для этики. Эти категории занимают важное место среди основных универсалий культуры: в них выражаются представления о собственно человеческом бытии, через них человек определяется в своем существовании. Как философия, так и религия усматривают в различении добра и зла корень человеческого духа. Проблематика добра и зла была принципиальной и для Николая Александровича Бердяева, наиболее известного из современных русских философов; она проходит почти через все его творчество.

В европейской мысли добро и зло определяются, как правило, через соотношение с идеалом, с общим и универсальным стандартом. Вместе с тем, и само добро выражает этот стандарт, что заставляет задуматься о природе и содержании данного стандарта, особенностях соотношения с ним понятий добра и зла. Учение Бердяева о добре и зле является оригинальным по сравнению с классическими для этики представлениями о них. Он подверг в нем сомнению идею безусловности и абсолютной ценности добра, показав добро как непременно определенное ко злу.  Бердяев не случайно называл свою этику «парадоксальной»: в качестве начала, которому призвана противодействовать мораль, им было указано не только зло, но и добро, а человек представлен как существо, виновное не только во зле, но и в добре. Он рассматривал вопрос о действительном содержании добра и зла как один из основополагающих для понимания человеческого существования, которое раскрывается в своей подлинности «по ту сторону добра и зла» как свобода, творчество и любовь. Осмысливая метафизику добра и зла, Бердяев поставил вопрос о реальности добра и зла не только как ценностных представлений, но и онтологических сил.

Целью данной работы является рассмотрение трех ступеней этической эволюции, различаемой Бердяевым, определение важности проблемы добра и зла, в обсуждение которой в XX веке Николай Бердяев внес заметный вклад.


Понятие этики для Н.А. Бердяева

«Этика и должна быть учением о назначении

 и призвании человека, и она, прежде всего

 должна познать, что есть человек,

 откуда он пришел и куда он идет».

 Бердяев Н.А. («О назначении человека»)

 

Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948), русский религиозный философ. Его духовная эволюция прошла путь от " легального марксизма", когда он наряду с другими марксистами выступал против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию. Причиной разрыва с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В 1922 г. Бердяев наряду с другими видными деятелями русской культуры был насильственно выдворен за пределы страны. В условиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики, религии, философии истории и философии личности (основные сочинения: "Смысл творчества", "Философия свободного духа", "О назначении человека", "Судьба России", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Философия неравенства", "Смысл истории", "Самосознание").

Своего высшего расцвета моральная установка у Бердяева достигает в его книге «О назначении человека» («Опыт парадоксальной этики», 1931). В этой книге, Бердяев подвергает сомнению доброту самого добра: является ли "добро" добром и не есть ли оно зло? Смысл данного парадокса становится очевидным в связи с проблемой критерия добра и зла, причиной и источником различения и оценки вообще. Откуда берется само различение и может ли быть его критерием добро, если оно само является следствием различения и имеет греховное происхождение? Пытаясь объяснить этот парадокс, Бердяев выдвигает мысль, что высший ценностный критерий этики должен иметь "сверхэтический" характер, лежать "по ту сторону" добра и зла[1]. Отсюда - основной метафизический вопрос этики: что есть "добро" до (и после) различения добра и зла? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Бердяев приходит к пересмотру самого предмета этики. Этика - не просто кодификация нравственных норм и оценок. Она шире той сферы, которую ей обычно отводят. Она есть учение об источнике и смысле различения и оценки, пронизывающей человеческое сознание в целом и относящейся ко всему миру. Основанием различения, определяющим сам предмет этики, является, согласно Бердяеву, "отношение между свободой Бога и свободой человека"[2].

 



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Понятие этики для Н.А. Бердяева 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие этики для Н.А. Бердяева

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)