Аудит учета финансовых вложений
Аудиторская деятельность (аудит) — это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового, налогового и иного законодательства; обучение и др. Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что аудит финансовых вложений, как таковой, является одной из сфер аудиторской деятельности. И основная цель аудита финансовых вложений – получение подтверждения законности деятельности экономического субъекта за проверяемый период. Из этого следует, что аудитор в ходе проверки должен ответить на следующие вопросы. 1. Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы по: · оценке, учету и инвентаризации финансовых вложений; · сохранности, выбытию (погашению) и реализации ценных бумаг; · учет результатов от финансовых вложений. 2. Соблюдены ли требования налогового законодательства. Осуществляя аудит финансовых вложений аудиторская организация (аудитор) должн6а выделить для себя основные направления проверки, а именно: 1) аудит вложений в уставные капиталы других организаций; 2) аудит вложений в совместную деятельность; 3) аудит учета вложений в займы на срок: · более 12 месяцев; · до 12 месяцев. Первое и второе направления предполагают проверку оформления документов и учета финансовых вложений на срок более 12 месяцев, а третье – проверку учета краткосрочных и долгосрочных займов, предоставленных другим организациям. Из анализа направлений проверки вытекают следующие задачи: 1. Подтвердить правильность ведения учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. 2. Подтвердить правильность документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность. 3. Установить правильность и своевременность получения доходов от финансовых вложений. 4. Подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности в части величины: а) долгосрочных финансовых вложений; б) краткосрочных финансовых вложений[7]. Источники информации для проверки учета финансовых вложений можно разделить на несколько групп: 1. Первичные учетные документы по учету финансовых вложений, в том числе: · документы приема-передачи вкладов в уставные капиталы других организаций; · документы приема-передачи вкладов в совместную деятельность; · свидетельства на суммы произведенных вкладов в другие предприятия; · документы приема-передачи ценных бумаг; · платежные поручения и выписки банка; · приходные и расходные кассовые ордера. 2. Документы, устанавливающие обязательства сторон по сделкам, в том числе: · учредительные документы; · выписки из реестра акционеров; · выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей, совета директоров и т.п.; · сертификаты акций и другие ценные бумаги; · договоры займа; · договоры о совместной деятельности (договоры постоянного товарищества). 3. Учетные регистры, в том числе Главная книга, журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам бухгалтерского учета 58 «Финансовые вложения», 59 «резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», а также 55 «Специальные счета в банках», 91 «Прочие доходы и расходы» и т.д. Состав учетных регистров определяется формой бухгалтерского учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная и т.п.), а также статусом экономического субъекта (например, малое предприятие). К этой группе можно отнести регистры налогового учета по налогу на прибыль. 4. Формы учетной документации по инвентаризации: · приказ о создании комиссии по инвентаризации; · ведомость результатов инвентаризации; · инвентаризационные описи ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.п. 5. Прочие, например, Книга учета ценных бумаг и т.д[8].
Планирование аудита финансовых вложений. Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке: аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный, подготовка и составление общего плана аудита, подготовка и составление программы аудита. На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию: - внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности; - внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями; - организационно-управленческой структуре экономического субъекта; - видах деятельности; - структуре капитала и курсе акций; - технологических особенностях; - уровне рентабельности; - основных контрагентах экономического субъекта; - порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта; - существовании дочерних и зависимых организаций; - системе внутреннего контроля; - принципах формирования оплаты труда персонала. Основными источниками информации об экономическом субъекте служат: 1) устав экономического субъекта; 2) документы о регистрации экономического субъекта; 3) протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; 4) документы, регламентирующие учетную политику; 5) бухгалтерская и статистическая отчетность; 6) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); 7) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; 8) отчеты аудиторов, консультантов; 9) внутрифирменные инструкции; 10) материалы налоговых проверок; 11) материалы судебных и арбитражных исков; 12) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; 13) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; 14) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта Когда аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание: а) деятельность аудируемого лица, в том числе: - общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; - особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; - общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: - учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; - влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; - планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; в) риск и существенность, в том числе: - ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; - установление уровней существенности для аудита; - возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; - выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: - относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; - влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; - существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита; д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: - привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; - привлечение экспертов; - количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; - количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом; е) прочие аспекты, в том числе: - возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; - обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; - особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; - срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; - форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания[9]. Аудиторская организация определяет в общем плане и роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы. Во второй части курсового проекта будет приведен пример составления плана и программы по аудиту финансовых вложений. Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре. Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В начале проверки аудиторы должны проанализировать данные первичных документов и учетных регистров и выяснить состав финансовых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи и акции; облигации, предоставленные займы; вклады по договорам простого товарищества и др.). Аудиторы знакомятся с организацией учета и хранения ценных бумаг. Изучая порядок оформления этих операций, аудиторы производят взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выписки по счету “депо” и т.д. При этом обращается внимание на соответствие самих документов действующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильность произведенных арифметических расчетов. Для проверки стоимости отдельных финансовых вложений (акции, доли в уставном капитале других предприятий, предоставленные займы) следует изучить договора купли, и т.п. Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готовая продукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учете с использованием счетов реализации 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия (или простое товарищество). При этом следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списывается на счет 91 “Прочие доходы и расходы”. Сальдо по счету 58 “Финансовые вложения” должно подтверждаться аналитической информацией о составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг. Аудиторам следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах. Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распространяемые в открытой печати, в специальных бюллетенях и т. п. Уменьшение ранее сформированного резерва под обесценение ценных бумаг допускается при росте рыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формирования резерва. Также аудиторам целесообразно самостоятельно инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными книг (реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах годового отчёта. Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ. Планирование аудита осуществляется в целях: - установления объема проверяёмой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки; - определения перечня аудиторских процедур и методику их применения; - определения состава информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности использования выборочных методов контроля. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» аудиторская организация должна согласовать с клиентом помещения и места хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего аудита и т. д. На этапе предварительного планирования осуществляется общее знакомство с системой внутреннего контроля. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита” в процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе бухгалтерского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее место в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профессионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, принятых мерах по обеспечению сохранности имущества, надёжности бухгалтерского учёта и достоверности отчетности.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |