Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Направления совершенствования государственного регулирования здравоохранения




 

Медицинская помощь для граждан Республики Беларусь остается общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения должны соответствовать уровню развитых стран.

Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

Решение поставленной задачи предусматривает:

- развитие современной инфраструктуры медицинских услуг;

- повышение качества медицинского обслуживания населения;

- внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии;

- расширение использования в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий;



- обеспечение доступности медицинской помощи как для городского, так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства;

- внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок;

- рост экспорта медицинских услуг;

- увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно–частного партнерства в решении проблем здравоохранения;

- укомплектование медицинскими кадрами первичного звена, повышение уровня укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100 процентов [8, с. 11].

Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году).

Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели к ухудшению здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит на 49–53% от образа жизни, на 18–22% от наследственности, 17–20% от качества окружающей среды и лишь 8–10% от уровня медицинского обслуживания. Из этого следует, что основным фактором, влияющим на здоровье нации, является образ жизни.

Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;

- · воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

- · улучшение физического и психологического благополучия населения;

- · улучшение качества окружающей среды;

- · создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

- · разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.

Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:

- · разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения (с учетом среды обитания) для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий;

- · разработать и принять эффективные меры по искоренению вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение);

- · развивать физическую культуру, спорт и туризм;

- · улучшить качество питания населения, обеспечив его наиболее ценными продуктами;

- · повысить эффективность учреждений, формирующих здоровый образ жизни;

- · создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

- · обеспечить изучение вопросов формирования здорового образа жизни в системе образования;

- · укрепить санитарно-эпидемиологическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь;

- · обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы.

Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить:

- · четкое определение уровня государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов;

- · планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;

- · расширение внебюджетных источников финансирования отрасли;

- · реструктуризацию медицинской помощи и внедрение ресурсосберегающих технологий;

- · совершенствование организации и управления системой здравоохранения;

- · развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Для решения этих задач необходимо проведение следующих мероприятий:

- · увеличить долю финансирования в ВВП на развитие здравоохранения;

- · совершенствовать государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;

- · увеличить объемы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования;

- · обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности – развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний;

- · продолжить реструктуризацию медицинской помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;

- · продолжить внедрение стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;

- · совершенствовать медицинскую помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;

- · совершенствовать систему контроля качества лекарственных средств;

- · развивать отечественное производство медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным позициям;

- · обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.

На первом этапе (до 2010 г.) для достижения целей и решения этих задач в качестве приоритетных направлений государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения следует выделить: обеспечение участия в процессах формирования здорового образа жизни всех органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активизация этого процесса на республиканском и местных уровнях; внедрение различных форм реструктуризации медицинской помощи, направленных на концентрацию и перераспределение ресурсов на более эффективные направления деятельности, укрепление и обновление материально-технической базы, повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; разработка и принятие Государственной программы улучшения общественного здоровья населения Республики Беларусь на 2006 – 2007 гг.

На втором этапе (2011–2020 гг.) необходимо: дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.

В здравоохранении Республики Беларусь сформирована единая отраслевая электронная база данных, обеспечена ее доступность для специалистов региональных служб здравоохранения и граждан с использованием средств телекоммуникации и публикации тематических сборников полнотекстовых документов. В медицинских университетах начато преподавание медицинского права. Это - необходимые условия формирования общественного правосознания в сфере здравоохранения среди медицинских работников и населения .

Основными направлениями дальнейшего развития законодательства в сфере охраны здоровья граждан в Республике Беларусь являются:

создание системы мониторинга существующей нормативной правовой базы здравоохранения;

совершенствование существующей законодательной базы с учетом международного опыта, требований правовой и доказательной медицины;

переход от ведомственного к общегосударственному характеру принимаемых нормативных правовых актов;

разработка новых законов с целью усиления управляемости отраслью [8, с. 17-19].

Создание и совершенствование национального законодательства в сфере охраны здоровья граждан -непрерывный процесс, зависящий от происходящих в здравоохранении и обществе в целом изменений. Поскольку за последние годы произошли существенные изменения в структуре заболеваемости и смертности населения (увеличение удельного веса дегенеративных патологий (новообразования, хронические заболевания системы кровообращения, хронические неспецифические заболевания легких и др.), его возрастном составе (увеличение удельного веса лиц пожилого и старческого возраста) и в технологиях оказания лечебно-диагностической помощи (развитие новых видов и методик диагностики и лечения, оказания высокотехнологичной медицинской помощи), требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательную базу здравоохранения [6, с. 26].

В основу всех нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения, должны быть положены два главных условия: основной потребитель медицинских услуг - пациент, обладающий конституционным правом на охрану здоровья и получение гарантированной государством необходимой медицинской помощи; основная действующая фигура отрасли - лечащий врач как основное звено лечебно-диагностического процесса [13]. В разработке новых законов о медицинской деятельности должны принимать участие как профессиональные юристы, так и медицинские работники.

При разработке законодательства в области охраны здоровья населения должны соблюдаться следующие принципы:

- защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий в области здравоохранения;

- приоритет профилактических мер в сфере охраны здоровья граждан;

- повышение доступности медико-социальной помощи населению;

- ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Общемировая практика свидетельствует о преимуществах систематизированного законодательства о медицине, которое регулирует отношения между медицинскими работниками и пациентами, а также их родственниками; профессиональные отношения медиков между собой. Многие развитые страны мира (Германия, Австрия, США, Франция, Италия, Испания и др.) в своем национальном законодательстве о здравоохранении имеют общие правовые документы, которые сыграли положительную роль в достаточно прогрессивном развитии медицины указанных государств [14, с. 61].

В настоящее время Кодексы об охране здоровья населения разрабатываются в Казахстане, России и Украине, определенная работа в этом направлении проводится и в Республике Беларусь.

Дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан Республики Беларусь предусмотрено в рамках государственных программ.

В соответствии с Планом реализации мероприятий Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг. должны быть разработаны следующие нормативные правовые документы:

- о внесении дополнений, касающихся обеспечения демографической безопасности, в Кодекс об административных правонарушениях;

- проект Закона Республики Беларусь "О надзоре и контроле за канцерогенными веществами, процессами и производствами";

- проект Закона Республики Беларусь "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" [12].

Таким образом, совершенствование законодательного регулирования в сфере охраны здоровья является актуальным, отвечает интересам национальной безопасности страны, способствует повышению качества медицинской помощи.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7