Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный контроль над деятельностью предпринимательства.



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Государственный контроль над деятельностью предпринимательства. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов МП к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя — от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку».

Приходится констатировать, что в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию МП.

Специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов МП со стороны государственных органов и отдельных чиновников, принято называть административными барьерами на пути предпринимательства. Обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в «теневую» экономику с целью снижения транзакционных издержек и «бюрократических рисков».

Наиболее очевидным образом административные барьеры проявляются в процессе регистрации малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. При этом бюрократический аппарат в целях получения гарантированного незаконного дохода умело использует противоречия и «белые пятна» действующего законодательства. Например, согласно Закону «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» (1991г.), и не утратившим силы статьям 34 и 35 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990г.), решение о регистрации предприятия, но еще не сама регистрация, должно осуществляться в течение одного месяца со дня обращения в соответствующий орган. Между тем, Указ Президента «О порядке государственной регистрации предприятий на территории Российской Федерации» от 8.07.94г. предусматривает, что не только само решение, но и регистрация должны быть осуществлены в течение трех дней с момента подачи заявления.

Практика, однако, показывает, что начинающий предприниматель, чтобы зарегистрировать малое предприятие, должен посетить от 20 до 30 инстанций и получить от 50 до 90 согласований, без которых регистрация невозможна.

Такие и подобные расхождения используются чиновничьим аппаратом для вымогательства, а также становятся фактором, способствующим развитию столь своеобразного бизнеса, как услуги по регистрации фирмы «под ключ»: специализированные фирмы, как правило, тесно связанные с соответствующими регистрационными органами, берут на себя эти заботы. В таком случае регистрация занимает меньше времени — от 1 до 1,5 месяцев — и стоит от 400 долл. США (значительная часть этого гонорара является, по сути, лишь легализованной взяткой чиновникам регистрационных органов).

Постановление Правительства России №1418 от 24.12.94г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» было попыткой ввести в какие-то рамки самовольность региональных и местных властей, которая в течение 1993-1994гг. привела к чудовищному разбуханию перечней подл ежащих лицензированию видов предпринимательской деятельности. Под прикрытием «заботы об интересах клиентов и покупателей» такая практика была чревата серьезными ограничениями, если не фактической ликвидацией принципа свободы предпринимательской деятельности. Нередки были случаи, когда срок действия лицензии ограничивался несколькими месяцами, а размеры пошлин составляли от 10 до 300 минимальных заработных плат; возобновление лицензии требовало нового платежа, при этом от предпринимателей требуют — вопреки законодательству — предоставления различных финансово-экономических сведений об их предприятиях.

Указанное постановление Правительства России положило конец такой практике и определило список из 88 сфер деятельности, подл ежащих лицензированию; региональным администрациям было запрещено лицензировать торговлю, услуги и производство продуктов питания и потребительских товаров. Однако некоторые регионы не спешат следовать этому постановлению. Отсутствие федерального закона о лицензировании не позволяет правительству, даже если бы оно озаботилось этими проблемами, вести борьбу с подобными проявлениями административного произвола.

О реальной высоте административных барьеров, стоящих перед малыми предприятиями, свидетельствуют результаты уже упоминавшегося выше опроса РНИСиНП за июнь 2005 г. (приложение 2 и 3).

Приложение 2

Сколько времени, по Вашему опыту, уходит на регистрацию малого предприятия ?

 

Приложение 3

Реальная стоимость регистрации и лицензирования ?

 

Примечание. На первый вопрос не ответили 34% опрошенных, на второй — 46%.

 

Итак, в среднем на регистрацию новой фирмы уходит не так много времени — не более 2-х месяцев. Конечно, в зависимости от региона, отрасли и других обстоятельств продолжительность регистрации весьма различна. Так, чаще всего за срок до 1 мес. регистрируются начинающие малые предприятия, впервые регистрируемые фирмы, предприятия оптовой торговли, микрофирмы, создаваемые в Восточно-Сибирском регионе. От 1 до 3 мес. — выше среднего значения — длилась регистрация у предприятий, созданных в ходе приватизации (т.е., очевидно, несколько лет назад), у предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел., у предприятий, занимающихся научным бизнесом, расположенных в Московской обл. От 3 до 6 мес. — такой срок регистрации собственных предприятий несколько чаще называли руководители фирм с числом занятых свыше 50 чел. и предприятий Санкт-Петербурга, занимающихся транспортными перевозками.

Таким образом, сроки регистрации, судя по всему, все же в последнее время сокращаются. Быстрее всего могут решить проблемы регистрации, впервые регистрируемые микрофирмы вне столичных городов.

В ходе опроса назывались разные суммы реальной стоимости, как регистрации, так и получения лицензии — в том и в другом случае они колебались от 0 до 10 тыс. долл. США. Однако наиболее распространенной величиной стоимости регистрации следует считать все же сумму в 320 долл., тогда как «цена» одной лицензии в среднем составляет около 445 долл.

Помимо тех сравнительно небольших сумм, которые малому бизнесу приходится платить государству (и его корыстолюбивым слугам) за право начать и вести свой бизнес, он подвергается бесконечным проверкам многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим зато, чтобы они закрыли на них глаза. О том, насколько часто малые предприятия подвергаются контролю соответствующих органов, а также рэкетиров, свидетельствуют данные табл. 3.

Примечание. Сумма процентов по каждой строке меньше 100, так как некоторые малые предприятия представители ряда перечисленных органов вообще не посещают.

 

Кроме того, опрошенные называли еще гостехнадзор, соцстрах, инспекцию по труду, отдел социальной защиты, энергонадзор, экологическую милицию, но все перечисленные инстанции указали не более 0,3% опрошенных в совокупности (при этом были ответы: «Все ходят по негласно установленному регламенту», «Все берут взятки»). Как свидетельствуют данные опроса, чаще всего малые предприятия беспокоят органы внутренних дел, санитарно-эпидемиологическая служба, пожарный надзор, рэкетиры и налоговые органы — от 10 до 15% респондентов встречаются с ними ежемесячно или даже чаще. Конечно, ситуация существенно зависит от местонахождения, отрасли, размера фирмы и других факторов.

Так, пожарные инспекции чаще всего наведываются на «старые», созданные в ходе приватизации предприятия, с числом занятых свыше 50 чел., как правило, на промышленные предприятия, а также на предприятия сферы услуг и сельскохозяйственные.

Санитарно-эпидемиологические станции доставляют беспокойство чаще «молодым» предприятиям, созданным в ходе приватизации или реструктуризации, с числом занятых свыше 50 чел., действующим в общественном питании, сельском хозяйстве и розничной торговле.

Работники налоговых органов особенно «любят» стартующие и «молодые» предприятия, а также приватизированные и созданные путем реструктуризации, практически независимо от успешности их финансово-хозяйственной деятельности, с числом занятых от 50 чел., занимающиеся общественным питанием и розничной торговлей. (Отметим, что по действующим ныне нормативным актам налоговые органы не имеют права проверять юридические лица чаще одного раза в год — между тем, примерно треть опрошенных отметила, что их посещают значительно чаще.)

Органы милиции особенно часто жалуют своим вниманием приватизированные предприятия, микрофирмы и предприятия с числом занятых от 11 до 50 чел., принадлежащие к сферам общественного питания, розничной торговли и услуг.

Наконец, рэкетиры особенно назойливы в отношении «молодых» предприятий и впервые зарегистрированных, а также созданных путем изменения организационно-правовой формы прежде существовавшего предприятия (зачастую пытающихся скрыться таким образом от кредиторов), микрофирм или предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел. в сфере услуг, розничной торговли, общественного питания, а также туристического бизнеса. (Таким образом, на «попечении» у милиции и рэкетиров — примерно один и тот же круг малых фирм.)

В целом наиболее заметным грузом разного рода проверки ложатся на «молодые» предприятия общественного питания, розничной торговли и услуг. Именно для них это выливается в дополнительные расходы времени и средств, которые приходится покрывать из «черной кассы».

 

                                                              Заключение

 

Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры. Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели. И действительно, развитие предприятий и предпринимательства имеет решающее значение для экономического роста России, для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности. Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.


                                                   Литература.

 

1. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы Научное издание Редакторы: Ю. Ершова, В. Заведеева.Верстка: Т. Слонская.Изд. лиц. №071837 от 01.04.99

2. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2007.

3. А. В. Бусыгин. Предпринимательство основной курс. Москва. Интерпракс 2005 г.

4. СПС Консультант ПЛЮС.

5. Журнале «Регион: политика, экономика, социология», 2006, № 3-4

6. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000.

7. Александр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / «Бизнес для всех» № 10, 2006

8. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание / "Финансовая Россия" № 2, 2005

9. Данилов Л.П. Предпринимательство и бизнес.-М., 2005.-302с.

10. Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике.// Экономист, 2004, №10, с.42-49.

11. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты - М.:ИНФРА-М, 2004, 224с.

12. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. Г.Б. Понеак, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2003, 475с.

13. История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до середины XIX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000, 480с.

14. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство М.: «Софит», 2005, 496с.

15. Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой.// Предпринимательство, 2004, №6, с. 102-108.

16. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 2002 . -№1 .-С.15-21.

17. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики . 2003 . -№7 . - С.38-41.

 

Приложение

 

 Приложение № 1

 

 

 

Приложение № 2

Ответ Количество ответивших, чел. Процент от числа опрошенных, %
До 1 месяца 417 34,7
1-3 месяца 479 39,9
3-6 месяцев 110 9,2
6-9 месяцев 24 2,0
Свыше 9 месяцев 24 2,0
Затрудняюсь ответить 137 11,4
Всего 1191 99,1
Не ответили 11 0,9
Итого 1202 100,0

 

 

Приложение № 3

Ответ Количество ответивших, чел. Процент от числа опрошенных, %
До 1 месяца 417 34,7
1-3 месяца 479 39,9
3-6 месяцев 110 9,2
6-9 месяцев 24 2,0
Свыше 9 месяцев 24 2,0
Затрудняюсь ответить 137 11,4
Всего 1191 99,1
Не ответили 11 0,9
Итого 1202 100,0


2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Государственный контроль над деятельностью предпринимательства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный контроль над деятельностью предпринимательства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)