Стратегии поведения в спорте
12 - вырезано - использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением; - провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки; - выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность. Тактические действия стратегии избегания: - отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода; - избегает применения силовых приемов; - игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их; - отрицает серьезность и остроту конфликта; - систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей. Тактические действия стратегии компромисса: - торгуется, любит людей, которые умеют торговаться; - использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника; - ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам». Тактические действия стратегии сотрудничества: - собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике; - ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений; - обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт; - если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается. Тактические действия стратегии приспособления: - постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки; - постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление; - потакает противнику, льстит. Как описывалось выше, процесс занятия спортом предполагает два этапа учебно-тренировочный и соревновательный. Так опираясь на исследования отечественных психологов (Парамонова Г.В., Горбунов Г.Д., Загайнов P.M.) можно сказать, что в процессе тренировки спортсменами используется такие стратегии поведения, как сотрудничество и компромисс. На этапе, который включает в себя соревнование, спортсмен прибегает чаще к стратегии соперничества, а также стратегии приспособления.[9] Вывод
Стратегии поведения являются предметом многих наук, таких как психология, социология, философия. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях изучаются конфликтологией. Многие научные работы как отечественных (Гришина Н.В., Анцупов А.Я. Шипилов А.И., Бакланский С.В.), так и зарубежных психологов (К. Томас, М. Дойч, М. Мид) посвящены данной проблеме. Проанализировав литературу можно сделать вывод, что стратегии поведения – это какие-то определенные действия, правила, нормы взаимодействия с оппонентом, которые должны привести к некоторому результату. Так, в конфликтных ситуация используются следующие виды стратегий: соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание и компромисс. Исходя из вида стратегий, результатом определенных действий может являться либо достижение своих целей и интересов, либо отказ в пользу другого, то есть удовлетворение интересов другого участника конфликта.
Глава 2 Методика изучения стратегий поведения в конфликтных ситуациях Методы изучения каких-либо явлений – это принципиальный вопрос любой науки, во много определяющий ее развитие, поскольку получаемые результаты в немалой степени зависят от того, насколько эффективны используемые наукой методы. Наиболее распространенные в психологическом изучении конфликтов получили опросные методы. Применительно к тем или иным конкретным задачам или ситуациям исследователи создают интервью, разрабатывают анкеты и т.д. Если говорить о методиках, направленных на выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях, то необходимо обратиться к тесту К. Томаса «стратегии поведения в конфликтных ситуациях», адаптированный Н.В.Гришиной [19]. Также в данной работе использовался тест на выявление доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант). [24] Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Содержит 30 пар суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. В результате обработки данных по ключу выясняется количество баллов по каждой шкале, дающее представление о выраженности у испытуемых тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации. Вырезано Анализ и интерпретация результатов исследования
Исследования стратегий поведения в конфликтных ситуациях проводились у двух групп спортсменов: автогонщики и борцы. В ходе исследования применялись два теста, показатели по которым в разных группах спортсменов сравнивались. Вырезано Вторым этапом обработки является получение данных при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена и выяснение, имеется ли взаимосвязи между исследуемыми параметрами. Коэффициент ранговой корреляции рекомендуется применять в тех случаях, когда нам необходимо проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого и насколько совпадают индивидуальные ранговые показатели у двух отдельных групп испытуемых. В нашем случае коэффициент ранговой корреляции мы применяем для того, чтобы проверить совпадают ли показатели у разных групп спортсменов. Все расчеты, связанные с вычислением и возведением в квадрат разностей между рангами стратегий поведения в двух выборках, представлены в Приложении 3 Таблица 3.3 и Таблица 3.4. Анализируя данные по таблице 3.3. и 3.4., то мы видим иерархию предпочтения той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Так в группе спортсменов-автогонщиков большей популярностью приобретает стратегия сотрудничества, а в группе спортсменов-борцов – стратегия компромисса. Опираясь на полученные результаты, мы можем сказать, что корреляция положительная, так как rs эмп = 0,999 (тест Томаса) и rs эмп = -4,628 (по тесту на выявление доминирующих стратегий поведения) в данном случае связь отрицательная. По таблице критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов (по В.Ю. Урбаху, 1964) при N= 40
0.31 (p≤ 0,05) rs кр= 0.40 (р≤ 0,01)
Можно сделать вывод, что в первом случае проявляется значимая взаимосвязь между занятием спортом и выбором стратегий поведения. По тесту Томаса абсолютная величина rs превышает критическое значение, следовательно, корреляция достоверна. Из всего выше описанного можно сделать вывод о подтверждении нашей гипотезы: на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации оказывает влияние занятие определенным видом спорта.
Заключение
Таким образом, стратегии поведения являются предметом многих наук, таких как психология, социология, философия. Наиболее пристально этому вопросу уделяется внимание в конфликтологии. Многие научные труды как отечественных (Гришина Н.В., Анцупов А.Я. Шипилов А.И., Бакланский С.В.), так и зарубежных психологов (К. Томас, М. Дойч, М. Мид) посвящены данной проблеме. Подходы к определению понятия «стратегии поведения» различны, но мы остановимся на понимании как определенных действий, правил, норм это какие-то определенные действия, правила, нормы взаимодействия с оппонентом, которые должны привести к некоторому результату. Многие ученые выделяют в конфликтных ситуация используются следующие виды стратегий: соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание и компромисс, на которые мы будем опираться в своих эмпирических исследованиях. Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. И зарубежные (К. Томас), и отечественные (Н.В. Гришина) психологи считают нужным сконцентрировать внимание на таких аспектах изучения конфликтов, как формы поведения в конфликтных ситуациях, а также факторах, влияющих на выбор той или иной формы поведения. Выделено пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Выбор той или иной стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личностные особенности, уровень нанесенного ущерба, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, особенности трудовой атмосферы в коллективе, специфика деятельности. Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу исследования: оказывает влияние занятие определенным видом спортивной деятельности на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что занятие определенным видом спорта влияет на выбор стратегии поведения при возникновении конфликтной ситуации. Итак, мы выяснили, что у спортсменов-автогонщиков в отличие от борцов наиболее часто используются стратегии соперничества и избегания. Борцы, в свою очередь, применяют стратегии сотрудничества и приспособления. Библиография: 1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. – 288 с. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 388 с. 3. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов ВУЗов.- Мн.: Тетрасистемс, 2000. – 253 с. 4. Бабосов Е. М. Общая социология: учеб. пособие для студ. вузов/Бабосов Е.М.- 3-е изд.- Минск : ТетраСистемс , 2006. – 279 с. 5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для ВУЗов — СПб.: Питер, 2006. – 351 с. 6. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. – 1994. - №1. - с. 5 – 10. 7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС, 1986. – 337 с. 8. Григорьянц И.А. О перспективах развития спортивной психологии //Теория и практика физической культуры. – 1997. - №5. – с. 25 -28. 9. Григорьянц И.А. Поведение спортсменов //Физическая культура. – 1997. - №2. – с. 14-20. 10. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2006. – 464 с. 11. Гуминский А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению/ А.П. Гуминский.- Мн.: Тесей, 2002. – 269 с. 12. Лахвич Ю.Ф. Стратегии межличностного взаимодействия: опыт определения // Психологический журнал. - 2006. - №4. - стр. 34-38. 13. Мадди Сальваторе. Теории личности. Сравнительный анализ. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. – 652 с. 14. Маклаков А.С. Общая психология: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2005. - (Серия «Учебник нового времени»). – 583 с. 15. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Киев: Олимпийская литература, 1999. – 315 с. 16. Основы математической статистики: Учеб.пособие для ин-тов физ.культ. / Под ред. В.С.Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 336 с. 17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2000. – 672 с. 18. Проблема стратегий поведения в современной психологической науке http://www.inauka.ru/blogs/article70319/print.html 19. Психология и педагогика.- М.: РИУ – РГТК «Тантал», 2000. – источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0463/index.shtml 20. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.69-77. 21. Психофизиология человека. Толковый русско-английский словарь. - 12-е издание. Санкт-Петербург. Россия. - 1997-2008 – источник: http://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/beh.htm 22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Соц. психол. Центр, 1996. – 347 с. 23. Тейлор Шелли. Социальная психология/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сир; науч. ред. перевод с англ. Н.В. Гришина.- 10-е изд.- СПб.: Питер, 2004. – 578 с. 24. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. – 256 с. 25. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.- М.: Высшая школа, 1991. – 267 с. 26. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учебное пособие для учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.
12
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |