Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гендерные индикаторы для дошкольных организаций



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Гендерные индикаторы для дошкольных организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Л.С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особые, неповторимые отношения, складывающиеся между ребенком и окружающей средой. В нашем случае предпринята попытка исследования гендерного компонента социальной ситуации развития дошкольника в условиях детского сада.

 

Основным концептом нашего подхода к проблеме развития гендерного самосознания является констатация в качестве механизма конструирования гендера в дошкольном детстве превращение бессознательного компонента гендерного сознания в активный, преобразующий. Известно, что период развития ребенка от рождения до 7 лет является фундаментальным, базовым в онтогенезе. Кроме того, дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного образования.

 

В последние годы стало модным писать и говорить о гендерных индикаторах в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Как правило, гендерные индикаторы упоминаются в связи со становлением и развитием гражданских и демократических институтов в современном обществе. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться названными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендерных индикаторов и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста. К сожалению, подобные исследования редки, и в научных публикациях отсутствует развернутое артикулирование гендерных индикаторов в сфере образования и воспитания детей.

 

Далее приводится список индикаторов, посредством которых педагоги могут осуществить полноценный гендерный анализ в группах дошкольников.

Гендерные индикаторы

 

СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1. Специально организованное обучение (занятия)   1.1. гендерное содержание занятий, упражнений; 1.2. активизация мальчиков и девочек; 1.3. учет опыта мальчиков и девочек   1.1. Дидактический анализ занятий; 1.2. видеоанализ (30 мин.)  
2. Среда обучения   2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек; 2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек; 2.3. отношение педагога к мальчикам и девочкам; 3.4. позитивная трансляция гендерного опыта педагога 2.1. наблюдения; 2.2. видеоанализ
3. Игровая деятельность 3.1. распределение ролей; 3.2. гендерная составляющая игр; 3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и девочек; 3.4. количество игрушек для мальчиков и девочек; 3.5. возможность транслировать собственный опыт мальчиком и девочкой 3.1. видеоанализ (40 мин.); 3.2. анализ игр; 3.3. наблюдения; 3.4. статистический анализ; 3.5. видеоанализ
4. Физиологическая среда 4.1. доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты); 4.2. организация сна, питания и т.д. 4.1. видеоанализ (30 мин.)
5. Повседневная деятельность 5.1. возможность заниматься собой (мальчик/девочка); 5.2. возможность удовлетворения своего интереса/ хобби; 5.3. возможности и способность сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка; девочка-мальчик; девочка-девочка; мальчик-мальчик) 5.1. видеоанализ
6. Взаимоотношения:   -ребенок ← ребенок; →   -ребенок ← воспитатель; →   -ребенок ← родитель; →   -ребенок ← др. взрослый →   6.1. возможности ребенка строить гендерно окрашенные отношения; 6.2. учет воспитателем гендерных составляющих взаимоотношений с ребенком; 6.3. гендерная компетентность родителей в построении взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента); 6.4. гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления) 6.1. видеоанализ общения родителей с детьми; 6.2. структурированное интервью (родители, педагоги); 6.3. видеоанализ  
7. Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей 7.1. в игре; 7.2. в обучении; 7.3. в повседневной деятельности; 7.4. во взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка) 7.1. бланк наблюдений
8. Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности 8.1. в семье; 8.2. в детском саду; 8.3. в социуме (улица, публичные места) 8.1. структурированное интервью; 8.2. фокус-группа; 8.3. анкета половых ролей Бем (BSRI)
9. Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков 9.1. гендерное поведение мальчиков; 9.2. гендерное поведение девочек 9.1. бланк регистрации гендерных поведенческих паттернов
10. Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности 10.1. половая дифференциация; 10.2. выбор партнера по играм и др. видам деятельности с учетом пола (девочка, мальчик); 10.3. трансляция гендерных норм; 10.4. репрезентированность позитивного смысла гендерных отношений; 10.5. гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек 10.1. хронометрированные наблюдения; 10.2. видеоанализ (40 мин.)  
11. Гендерное пространство детского сада 11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада) 11.1. статистический анализ 11.2. статистическая карта
12. Дидактический материал 12.1. гендерное содержание методического материала; 12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников 12.3. иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности; 12.4. гендерно-сензитивная направленность методических пособий и книг   12.1. гендерный анализ методического материала; 12.2. гендерный анализ пособий и книг для дошкольников

 

 

Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволит педагогам создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задаст перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков. Это придаст законченность гендерной политике государства в области образования.

 



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Гендерные индикаторы для дошкольных организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гендерные индикаторы для дошкольных организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)