Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИНАНСОВЫЙ ФЬЮЧЕРС КАК ИНСТРУМЕНТ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
ФИНАНСОВЫЙ ФЬЮЧЕРС КАК ИНСТРУМЕНТ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1. Понятие и назначение хеджирования

Современная экономическая мировая система, справедливо именуемая глобальной, предоставляет очень широкие возможности как для того, чтобы получать немалые доходы практически из ничего, из воздуха и хорошей идеи, так и для неудачи и потери всего состояния на, казалось бы, верном деле. Растут возможности для обогащения, вместе с ними растёт и риск остаться и без того, что у тебя уже есть. И совершенно естественно, что возникло желание свести этот риск (вернее, риски, потому как возможностей лишиться кровно заработанных великое множество) к минимуму. Именно этой цели и служит хеджирование рисков.

Хеджирование в вольном переводе означает страхование рисков, а его цель состоит в защите от неблагоприятных изменений цен на всё, что может повлиять на ваше благосостояние - на акции тех или иных корпораций, на различные группы товаров, на курсы валют по отношению друг к другу, на процентные ставки по кредитам и страховым тарифам, на расценки по золоту и нефти… Список можно продолжать почти до бесконечности. Получается, что хеджирование есть ничто иное, как использование одного финансового инструмента для снижения риска, связанного с негативным влиянием рыночных факторов на цену другого инструмента или на создаваемые и направляемые им валютные потоки. Инструмент выбирают так, чтобы в случае негативных колебаний цены хеджируемого актива или связанных с ним валютных курсов компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.

На понятном русском языке можно привести следующий, весьма актуальный по нынешним временам пример: вы производите бензин и, естественно, закупаете для этого нефть. Однако в условиях колебания цен на нефть вы опасаетесь, что через несколько месяцев, когда вы планируете продать готовый бензин потребителю, нефтяные цены существенно снизятся и никто не захочет покупать у вас бензин по той цене, в которую вы заложили свои сегодняшние расходы. Чтобы застраховать себе от этой серьёзной неприятности, вы уже сейчас заключаете с будущим покупателем контракт (так называемый форвардный), в котором оговариваете, что через полгода продадите оговорённое количество бензина по оговорённой цене, которая не изменится, несмотря ни на какие биржевые колебания. Конечно, вы можете упустить потенциальную прибыль, так как цена на нефть вполне может и подняться, но здесь уж, как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе.

В общем и целом хеджирование рисков позволяет добиться стабильности во многих сферах финансово-экономической деятельности: снижается риск лавинообразных скачков курса национальной валюты по отношению к иностранным, большую определённость и предсказуемость приобретают финансовые потоки, при умелом планировании и знании конъюнктуры рынка снижаются расходы по привлечению кредитных ресурсов, экономятся средства и повышается управляемость вашей организации или фирмы.

Активнее всего хеджирование рисков используется, естественно, на валютной бирже и в сфере торговли акциями всевозможных компаний и различными облигациями. Что касается игры на разнице курсов валют, то здесь рисков хоть отбавляй в силу очень чувствительной динамики валютного рынка - несмотря на подведённую под расчёты колебаний курсов практически математической базы в этой сфере очень и очень трудно делать твёрдые прогнозы. Но если, например, работа фирмы связана с импортом или экспортом (неважно, услуг или товаров) или организация берёт кредиты в той или иной иностранной валюте, то ей просто необходимо хеджирование, ибо риск оказаться в долгах из-за неожиданного скачка на валютном рынке весьма и весьма велик.

Не менее актуально хеджирование рисков и для тех, кто зарабатывает на жизнь с помощью биржевых операций с ценными бумагами. В этой области страхование своих рисков должно помочь: от обвала цен на акции отдельных компаний; от снижения цен в целом биржевом сегменте; от негативного для вас изменения цен на золото, нефть, важнейшее продовольственное сырьё; от снижения стоимости различных облигаций в результате роста процентных ставок и так далее.

Таким образом, став универсальным методом защиты от самых разнообразных рисков, хеджирование предлагает любому участнику рынка широкий выбор финансовых инструментов для его осуществления.

Хеджирование сегодня – операция, дополняющая обычную коммерческую деятельность промышленных и торговых фирм, сущность которой заключается в страховании от потерь из-за резких изменений рыночных цен.

В зависимости от формы организации торговли рынки финансовых инструментов хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Биржевой рынок – это высоколиквидный и надежный рынок стандартных биржевых контрактов (фьючерсов, опционов), контролируемый соответствующими органами биржи.

Внебиржевой рынок, наоборот, предлагает для управления рисками широкий выбор средств (свопы, своп-опционы и т. д.), значительно более гибких, чем традиционные биржевые производные инструменты.

В таблице 1 приведены основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования.

Биржевые инструменты Внебиржевые инструменты

Достоинства

1. Высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент). 2. Высокая надежность – контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи. 3. Сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки. 4. Доступность – с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты. 1. В максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки. 2. Контракты могут составляться на более длительные периоды. 3. Отсутствуют ежедневные требования по дополнительному денежному обеспечению. 4. Отсутствуют позиционные лимиты и ограничения на долю рынка. 5. Повышенная конфиденциальность.

Недостатки

1. Весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки. 2. Требования по дополнительному денежному обеспечению выставляются ежедневно после установления котировочной цены. 3. Большинство биржевых инструментов ликвидны в ограниченном временном диапазоне (до нескольких ближайших месяцев). 1. Низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделки сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками. 2. Относительно высокие накладные расходы. 3. Существенные ограничения на минимальный размер партии. 4. Сложности поиска контрагента. 5. В случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Таблица 1. Достоинства и недостатки инструментов хеджирования

 

Затраты на хеджирование относительно невелики по сравнению с потерями, которые могут возникнуть при отказе от хеджа.

Стратегия хеджирования – это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков. Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении текущей цены на реальном рынке ("спот") и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.

Существует два основных типа хеджирования - хедж покупателя (длинный хедж) и хедж продавца (короткий хедж).

Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т. е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара.

Риски, присущие хеджированию, это, в основном, – риск, связанный с непараллельным движением цены реального актива и соответствующего срочного инструмента (иными словами, с изменчивостью базиса). Базисный риск присутствует из-за несколько различного действия закона спроса и предложения на наличном и срочном рынках. Цены реального и срочного рынков не могут отличаться слишком сильно, т. к. при этом возникают арбитражные возможности, которые благодаря высокой ликвидности срочного рынка практически сразу сводятся на нет, однако, некоторый базисный риск всегда сохраняется.

Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может столкнуться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития достаточно велика:

существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции;

хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на основных аспектах бизнеса, минимизируя риски, а также увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы;

хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты;

во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится и к контрактам на поставку готовой продукции.

Таким образом, в мировой практике применение различных финансовых инструментов хеджирования уже давно стало неотъемлемой частью хозяйственной деятельности крупнейших компаний.

Практические шаги на пути к успешному хеджу:

Шаг 1. Определить вероятность и величину потерь от неблагоприятного изменения цен на рынке.

Шаг 2. Определить возможность страхования от таких потерь с помощью финансовых инструментов хеджирования.

Шаг 3. Определить затраты на хеджирование в зависимости от используемых финансовых инструментов.

Шаг 4. Сопоставить величину возможных потерь в случае отказа от хеджа. Если предполагаемые потери окажутся меньше затрат на хеджирование, то разумнее будет отказаться от хеджа.

Шаг 5. Разработать стратегию хеджирования, учитывая вид актива, который подлежит страхованию, срок страхования, приемлемые для компании затраты на осуществление хеджирования, конкретный рынок.

Шаг 6. Определить эффективность проведения хеджевых операций в контексте с основной деятельностью компании.

 

2.2. МЕХАНИЗМЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

 

Страхование или хеджирование состоит в нейтрализации неблагоприятных изменений цены того или иного актива для инвестора, производителя или потребителя. Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хеджирование может быть полным или неполным (частичным).

Полное хеджирование целиком исключает риск потерь, частичное хеджирование осуществляет страхование только в определенных пределах.

Существует хеджирование продажей и покупкой фьючерсного контракта.

Хеджирование продажей контракта используется для страхования от будущего падения цены на спотовом рынке, хеджирование покупкой –  от ее повышения. Примеры 1 и 2 наглядно характеризуют хеджирование рисков с помощью фьючерсных контрактов.

Пример 1. Хеджирование риска удорожания сырья покупкой фьючерсных контрактов. Предприятие - производитель бензина - осуществило его продажу в январе с поставкой в марте. Форвардная сделка заключена на 1 000 баррелей бензина по цене $35 за баррель. Нефть для производства этой партии бензина планируется закупить только в марте. Текущая цена нефти $18 за баррель устраивает предприятие, но есть опасения, что к моменту поставки бензина цены на нефть возрастут, в результате чего возникнут убытки. Поэтому, предприятие покупает в январе фьючерсный контракт на 1 000 баррелей нефти по цене $18,5 за баррель. Допустим, что опасения предприятия оправдались и цена нефти, а соответственно и бензина, в марте возросла. Стоимость 1 барреля нефти на реальном рынке составила $21, а на фьючерсном рынке - $21,5. В результате на реальном рынке понесены убытки в размере $3 000 ($18 000 - $21 000). По сделке с фьючерсным контрактом получена прибыль - $3 000 ($21 500 - $18 500). То есть, финансовые потери по сделке с реальным товаром в результате хеджирования покупкой полностью возмещены прибылью по фьючерсной сделке.

Если же цены на нефть к марту снизятся до $17 за баррель на спот рынке и до $17,5 на фьючерсном, то результат будет следующий: реальный рынок - прибыль - $1 000 ($18 000 - $17 000), фьючерсный рынок - убыток - $1 000 ($18 500 - $17 500). То есть, прибыль по сделке с реальным товаром была погашена убытками по фьючерсной сделке. Однако денежные потоки фирмы, как в первом, так и во втором случае остались на запланированном уровне.

Пример 2. Хеджирование риска удешевления выпуска продукции продажей фьючерсных контрактов. То же предприятие - производитель  бензина - осуществляет его продажу. Текущая цена бензина $35 за баррель устраивает предприятие, но есть опасение, что через три месяца цена на бензин может снизиться. Чтобы от этого застраховаться предприятие продает фьючерсный контракт на 1000 баррелей бензина по текущей рыночной цене $35,6 за баррель. Допустим, через три месяца цена 1 барреля бензина как на реальном, так и на фьючерсном рынке составила $33.

По сделке с реальным товаром понесены убытки - $2 000 ($33 000 - $35 000), по сделке с фьючерсным контрактом - прибыль в размере $2 600 ($35 600 - $33 000). То есть, финансовые потери продавца по сделке с реальным товаром полностью компенсированы получением прибыли по фьючерсной сделке и к тому же дополнительно в результате хеджирования получена прибыль - $600.

Если же опасения предприятия не оправдались и цены на бензин повысились до $36 как на реальном, так и на фьючерсном рынках, то возможны следующие результаты: реальный рынок - прибыль - $1 000 ($36 000 - $35 000), фьючерсный рынок - убыток - $400 ($35 600 - $36 000). Общий результат составит прибыль в размере $600.

Как мы видим в первом случае за счет хеджирования были покрыты убытки от основной деятельности и дополнительно получена прибыль, а во втором случае за счет благоприятной ситуации на рынке тоже была получена прибыль, несмотря на отрицательный результат хеджирования.

В приведенных примерах мы рассмотрели случай полного хеджирования, когда потери (выигрыши) на спотовом рынке полностью компенсировались выигрышами (потерями) по фьючерсному контракту. На практике полное хеджирование случается редко, так как сроки истечения фьючерсного контракта и осуществления спотовой сделки могут не совпадать. В результате не будет полного совпадения фьючерсной и спотовой цен, и хеджер может получить как некоторый выигрыш, так и понести убытки, хотя по величине они будут меньше, чем в случае отказа от страхования.

Поэтому хеджер должен стремиться свести к минимуму время между окончанием хеджа и истечением срока фьючерсного контракта. Для хеджирования следует выбирать фьючерсный контракт, который истекает после осуществления спотовой сделки. Хеджирование с помощью ближайшего фьючерсного контракта называют спот-хеджированием.

Открыв позицию по фьючерсному контракту, хеджер должен оплачивать отрицательную вариационную маржу, если конъюнктура на фьючерсном рынке будет развиваться для него, не в благоприятную сторону. Чем больше времени остается до срока истечения контракта, тем больше возможный разброс колебания фьючерсной цены и соответственно отрицательная маржа. Чтобы уменьшить расходы финансирования позиции, целесообразно хеджировать риск путем последовательного заключения ряда краткосрочных фьючерсных контрактов. Например, период хеджирования составляет три месяца. Хеджер вначале откроет позицию по контракту, который истекает через месяц. Перед его окончанием он закроет позицию по данному контракту и откроет позицию по следующему месячному контракту и по его истечении переключится на третий контракт.

На бирже может отсутствовать контракт на требуемый базисный актив. В таком случае для страхования выбирается контракт на родственный актив. Данная техника называется кросс-хеджированием. Страхование контрактом с тем же активом именуют прямым хеджированием.

Для хеджирования своей позиции инвестор должен определить необходимое количество фьючерсных контрактов, которые требуется купить или продать.

Например, экспортер ожидает поступления через три месяца 100 тыс. долл. США и принимает решение хеджировать данную сумму с помощью фьючерсных контрактов. Один фьючерсный контракт включает 1 тыс. долл. Хеджер продает 200000 : 1000 = 200 контрактов.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. В российской практике риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального дохода (убытка) от вложения капитала. Чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.

На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм с помощью инструментов управления финансовыми рисками.

Финансовому риску компания подвергается из-за своей зависимости от таких рыночных факторов, как цены товаров, обменные курсы и процентные ставки. В цивилизованной рыночной экономике, страхование, или хеджирование, подобных рисков зачастую является неотъемлемой частью бизнес-планирования.

Фьючерсы и опционы являются наиболее распространенными инструментами хеджирования.

Фьючерсный контракт – это право и обязательство купить или продать актив в установленный срок в будущем на условиях, согласованных в настоящее время и по цене, определенной сторонами при совершении сделки.

Опцион - контракт, по которому продавец за определенную плату, называемую премией, предоставляет покупателю право купить или продать актив, лежащий в его основе, в рамках определенного времени по заранее оговоренной цене. Затраты на приобретение опциона составляют уплаченную премию. Дополнительного обеспечения в виде маржи не требуется.

По сравнению с фьючерсами опционы являются менее затратными и рискованными. Фьючерсы желательно применять тогда, когда есть уверенность в прогнозах относительно будущего развития событий на рынке. Однако условия такого контракта требуют обязательного исполнения сделки и при ошибочных прогнозах возможны потери.

В основе фьючерсного контракта могут лежать как товары, так и финансовые инструменты. Контракты, базисными активами для которых являются финансовые инструменты, а именно, ценные бумаги, фондовые индексы, валюта, банковские депозиты, драгоценные металлы, называются финансовыми фьючерсными контрактами. Современный фьючерсный рынок развивается, в первую очередь, за счет роста торговли финансовыми фьючерсными контрактами, объемы которой существенно превышают объемы торговли товарными фьючерсными контрактами.

Итак, хеджирование – это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке, направленное не на получение дохода, а на снижение риска, возникающего в процессе финансовой деятельности компании.

Предназначение хеджирования в том, чтобы устранить неопределенность будущих денежных потоков (как отрицательных, так и положительных), что позволит иметь полное представление о будущих доходах и расходах, возникающих в процессе финансовой или коммерческой деятельности. Таким образом, основная задача хеджирования – трансформация риска из непредсказуемых форм в четко определенные.

В современной практике процесс хеджирования тесно взаимосвязан с общим управлением активами и пассивами компании и охватывает всю совокупность действий направленных на устранение или, по крайней мере, уменьшение финансовых рисков.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Бланк, И.А. Управление финансовыми рисками: Учебник / И.А. Бланк – К.: Ника-Центр, 2005.

2. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебник / И.А. Бланк – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Буренин, А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие / А.Н. Буренин – М.: «Научно-техническое общество академика С.И. Вавилова», 2002.

4. Буренин, А.Н. Форварды, фьючерсы, опционы, экзотические и погодные производные: Учебное пособие / А.Н. Буренин – М.: «Научно-техническое общество академика С.И. Вавилова», 2005.

5. Галанов, В.А. Производные инструменты срочного рынка: фьючерсы, опционы, свопы: Учебник / В.А.Галанов – М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Де Ковни Ш., Такки К. Стратегии хеджирования: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1996.

7. Ковалева, А. М., Лапуста, М. Г., Скамай, Л. Г. Финансы фирмы: Учебник / А.М. Ковалева – М.: Инфра-М, 2010.

8. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками: Пер. с англ. –М.: Инфра-М, 1996.

9. Хохлов, Н.В. Управление рисками: Учебное пособие / Н.В. Хохлов – М.: ЮНИТИ, 2001

 

 



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
ФИНАНСОВЫЙ ФЬЮЧЕРС КАК ИНСТРУМЕНТ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИНАНСОВЫЙ ФЬЮЧЕРС КАК ИНСТРУМЕНТ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)