Краткая характеристика международных стандартов
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) разрабатываются и утверждаются Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) – организацией, целью деятельности которой является улучшение и гармонизация правил, стандартов и процедур, связанных с представлением финансовой отчетности. Стандарты разрабатываются с привлечением всех заинтересованных сторон, проекты будущих стандартов публикуются с целью получения комментариев и предложений, которые могут быть учтены при доработке проекта стандарта. В последнее время вместе с текстом принятого Советом (International Accounting Standards Board – IASB) стандарта публикуются «Основания для заключений» (Basis for Conclusions), где излагаются аргументы, которые обсуждались в процессе работы над определенными положениями данного стандарта. Утвержденным текстом стандартов признается текст, опубликованный КМСФО на английском языке. В 2001 г. реорганизованное Правление КМСФО (International Accounting Standards Board – IASB) пришло на смену прежнему правлению КМСФО (Board of the International Accounting Standards Committee – IASC). Принятые до того момента международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards – IAS) сохраняют силу. Постепенно будут разрабатываться новые стандарты (International Financial Reporting Standards – IFRS), а старые – совершенствоваться. Термин МСФО включает в себя также ранее принятые стандарты (IAS). Перечень действующих в настоящее время стандартов представлен в приложении 2. Помимо самих стандартов (IAS, IFRS), система Международных стандартов финансовой отчетности включает их интерпретации. Интерпретации МСФО – предмет деятельности Комитета по интерпретациям Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Interpretations Committee – IFRIC). Финансовая отчетность компании считается соответствующей МСФО, если она соответствует всем требованиям каждого применимого стандарта и каждой применимой интерпретации. Основополагающим документом в рамках Международных стандартов финансовой отчетности являются Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for Preparation and Presentation of Financial Statements). Данный документ определяет базовые положения: цели финансовой отчетности, качественные характеристики, обеспечивающие полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности, элементы финансовой отчетности, а также положения, лежащие в основе их признания и оценки. Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности должны соблюдаться, в том числе, при подготовке консолидированной финансовой отчетности. Цель финансовой отчетности состоит в том, чтобы обеспечить широкий круг пользователей информацией о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях финансового положения компании для принятия экономических решений. Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности указывают на следующие основополагающие допущения при подготовке финансовой отчетности: · метод начислений (accrual basis); · непрерывность деятельности (going concern). Среди качественных характеристик информации, обеспечивающих ее полезность, выделяются: · понятность (understandability); · уместность (relevance): · существенность (materiality); · надежность (reliability): · правдивое представление (faithful representation), · приоритет содержания над формой (substance over form), · нейтральность (neutrality), · осмотрительность (prudence), · полнота (completeness); · сопоставимость (comparability). Поскольку некоторые из перечисленных характеристик, как будет показано ниже, не отражены или иначе трактуются в российском законодательстве о бухгалтерском учете, здесь мы приводим необходимые определения. Информация считается уместной, когда влияет на экономические решения пользователей финансовой отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, а также подтвердить или скорректировать прошлые оценки. Оценка уместности информации в финансовой отчетности зависит от ее характера и существенности. В некоторых случаях одного характера информации достаточно для того, чтобы признать ее уместной. Информация является существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка в финансовой отчетности может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе данной финансовой отчетности. Отчетная информация является надежной, если не содержит ошибок и не является предвзятой. Как показано выше, характеристика надежности включает в себя правдивое представление, приоритет содержания над формой, нейтральность информации, полноту и принцип осмотрительности. Правдивое представление означает, что финансовая отчетность достоверно отражает события и операции, отражение которых является ее целью или отражения которых в финансовой отчетности можно обоснованно ожидать. Полнота заключается в том, что финансовая отчетность компании должна включать всю информацию с учетом фактора существенности и затрат на подготовку. Осмотрительность при этом означает осторожность при оценке статей отчетности в условиях неопределенности с тем, чтобы оценка доходов или активов не была завышена, а расходов или обязательств – занижена. В Концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности отмечено, что на практике часто встречаются ситуации, когда необходим выбор между качественными характеристиками информации, при этом относительная значимость характеристик в различных ситуациях является предметом профессионального суждения. В частности, в поиске разумного баланса между уместностью и надежностью информации, содержащейся в финансовой отчетности, необходимо учитывать своевременность (timeliness) представления информации. При определении степени детальности раскрытия информации в финансовой отчетности следует принимать во внимание соотношение «затраты – выгоды» (balance between benefit and cost). Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности выделяют следующие элементы финансовой отчетности: · активы (assets); · обязательства (liabilities); · капитал (equity); · доходы (income); · расходы (expenses). 1) Активы определяются как контролируемые компанией ресурсы, которые возникли в результате прошлых событий и в связи с которыми ожидается приток экономических выгод в будущем. 2) Обязательства представляют собой существующие обязательства компании, которые возникли в результате прошлых событий и в связи с погашением которых ожидается отток ресурсов (экономических выгод) из компании. 3) Капитал – это оставшаяся часть активов компании после вычета всех ее обязательств. В документе подчеркивается, что при оценке того, удовлетворяет ли тот или иной объект учета определению актива, обязательства или капитала, следует принимать во внимание его экономическое содержание, а не только юридическую форму. Многие активы, например, счета к получению и недвижимость, ассоциируются с установленными законом правами, в частности с правом собственности. Однако, указывается в Концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности, в определении наличия у компании актива право собственности может оказаться несущественным, если компания контролирует ожидаемые экономические выгоды от использования данного актива, например, взяв недвижимость в долгосрочную аренду. В то же время подчеркивается, что возможность компании контролировать выгоды от использования актива, как правило, является следствием установленных законом прав. 4) Доходы представляют собой увеличение экономических выгод компании в отчетном периоде в форме притока или прироста стоимости активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала (за исключением вкладов собственников). 5) Расходы – это уменьшение экономических выгод компании в отчетном периоде в форме оттока или уменьшения стоимости активов или увеличения обязательств, что выражается в уменьшении капитала (за исключением выплат собственникам). Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности предусматривают разделение доходов (income) и расходов (expenses) исходя из частоты их поступления. В частности, доходы, поступающие в компанию в рамках ее обычной деятельности, классифицируются как revenues, а доходы, которые могут как возникать, так и не возникать в рамках обычной деятельности компании – как gains, Аналогичное деление предполагается и для расходов. Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности устанавливают следующие основополагающие критерии признания элементов финансовой отчетности: вероятен приток или отток из компании будущих экономических выгод, связанных с рассматриваемым объектом; рассматриваемый объект имеет стоимость, которая может быть надежно определена. Указанные критерии выдерживаются в стандартах, устанавливающих порядок учета и отражения в финансовой отчетности конкретных событий и операций компании. Как правило, если рассматриваемый объект не удовлетворяет критериям признания, но является существенным (в контексте определения данной характеристики в Концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности) для понимания пользователем отчетности финансового положения, финансовых результатов, изменений финансового положения компании, то информация о нем раскрывается в пояснительной записке к финансовой отчетности. При изучении МСФО также очень важно иметь представление об их содержании, которое представлено в Приложении 5.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |