В результате изучения дисциплины студент должен
Баженова Наталья Геннадьевна
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой _____________________ (подпись зав. кафедрой)
Магнитогорск 2011 Содержание
1. Основные сведения об авторах……………………………………………………………….3 2. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………………...3 3. Темы и их краткое содержание……….……...………………………………………………4 4. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины……………………………………………………………………………………..10 5.Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины……………………………………………………………………………………..11 6. Рекомендации по использованию материалов УМК………………………………………12 7.Рекомендации по работе с литературой…………………………………………………....13 8. Советы по подготовке к экзамену…………………………………………………………..13 9.Рекомендуемые источники и литература по курсу………………………………………...14 10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины…………………………15
Основные сведения об авторах Баженова Н.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии. Цели и задачи дисциплины Углубить и расширить теоретические знания и практические умения учащихся по основным проблемам курса и на этой основе сформировать (скорректировать) профессионально-педагогическую культуру студентов государственного университета. Задачи курса 1. Психические, психологические и социальные особенности ребенка в современном мире требуют профессионально-педагогической подготовки учителей, педагогов, специалистов. Круг рассматриваемых вопросов данной дисциплины широк, поэтому задача курса, на основе полученных базовых знаний по общей педагогике, сформировать творческо-педагогическое мышление студентов для решения поставленных проблем. 2. Развитие у студентов научно-познавательного и научно-исследовательского интереса к процессу воспитания, развитие умений и навыков применения усвоенных знаний на практике. 3. Усвоение и отработка на практике некоторых методик воспитательной работы, обмен опытом, изучение опыта выдающихся педагогов, педагогов-новаторов. 4. Программа курса содержит материалы, позволяющие студентам проявить творческую активность, самостоятельность, укрепить гуманистические позиции. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: · Готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); · Готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); · Способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7). В результате изучения дисциплины студент должен Знать: теорию о процессе воспитания, его содержании, принципах, движущих силах, закономерностях, методах и т.д.; знания об особенностях взаимодействия личности в коллективе и с коллективом; знания о воспитательных системах и т.д. Уметь: применять теоретические знания на практике, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. уметь воплощать теорию в повседневную профессионально-практическую деятельность. Владеть: базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, свободное оперирование данными понятиями, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах и т.д.). Особенности изучения дисциплины: Дисциплина «Теория и методика воспитания» входит в блок Б3.Б.4 (базовая часть). К началу изучения дисциплины студенты должны знать: основные понятия, связанные с данной дисциплиной, современные подходы к воспитанию: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический (основные понятия, определяющие принципы, приемы и методы каждого из рассмотренных подходов), актуальные проблемы исследования теории воспитания. Изучение дисциплины базируется на знаниях таких предшествующих дисциплин как: «Социальная педагогика», «Психологическая служба в образовании», «Основы психологии семьи», «Дефектология», «Психология развития личности», «Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения». При изучении дисциплины «Теория и методика воспитания» создаются основы для освоения следующих дисциплин: «Теория обучения», «Клиническая психология детей и подростков, «Адаптация личности в образовательном учреждении», «Психология общения. Тренинг коммуникативных навыков».
3. Темы и их краткое содержание Тема 1. Воспитание как категория педагогической науки. Развитие науки о воспитании в трудах западных и отечественных педагогов и психологов. Роль философских учений и психологических теорий в формировании и развитии современных концепций воспитания. Ребенок как субъект и объект воспитательного процесса. Основные функции и задачи теории воспитания как раздела педагогической науки. Современные подходы к воспитанию: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический (основные понятия, определяющие принципы, приемы и методы каждого из рассмотренных подходов). Актуальные проблемы исследования теории воспитания. Тема 2. Сущность, специфика, особенности и движущие силы процесса воспитания. Специфика воспитания. Отличие воспитания от процессов обучения и образования. Определение процесса воспитания. Особенности воспитательного процесса. Основные составные части процесса воспитания. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком. Перевоспитание и самовоспитание (основные этапы и приемы). Воспитание и социализация личности (взаимосвязь). Виктимиология. Диалектика и движущие силы процесса воспитания. Разрешение противоречий как движущие силы процесса воспитания. Тема 3. Закономерности и принципы воспитания. Понятия «закономерность», «закон», «принцип» с точки зрения разных педагогов. Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Основные закономерности воспитательного процесса, выделяемые В.А. Сластениным, Н.И. Болдаревым, П.И. Пидкасистым и др. Принципы воспитательного процесса, выделяемые Ю.П. Азаровым, А.С. Макаренко и др. педагогами. Основные правила, обусловливающие эффективное функционирование основных педагогических принципов. Тема 4. Система форм и методов воспитательного процесса. Понятие метода воспитания. Проблема классификации методов воспитания. Выделение возможных критериев для классификации методов воспитания. Характерные черты, формы применения, этапы реализации и условия эффективного использования основных методов воспитательного процесса: убеждение, внушение, проблемные ситуации, инструктаж, упражнение, пример, требование, перспектива, соревнование, наказание, поощрение, поручение, свободный выбор и др. Методы, используемые во внеклассной работе педагога. Условия, определяющие выбор методов воспитания. Возможность воздействия методов воспитания на сознание, чувства и поведение воспитуемых. Основные формы воспитательного процесса, их характеристика. Критерии эффективности форм воспитания. Нетрадиционные формы внеклассной и внешкольной работы. Взаимосвязь форм и методов воспитания. Тема 5. Воспитательные системы. Понятие «воспитательная система». Этапы становления и развития воспитательной системы. Виды воспитательных систем, их особенности функционирования. Основные цели воспитательных систем. Основные компоненты воспитательных систем: управление, содержание, организация, общение. Воспитательная система школы. Педагогическое взаимодействие в воспитательных системах. Тема 6. Коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Коллектив – воспитатель личности. Виды коллектива. Структура коллектива. Основные характеристики детского коллектива. Динамика развития ученического коллектива (А.С. Макаренко).Стадии развития коллектива и этапы управления коллективом по Л.И. Новиковой. Роль и статусы в коллективе сверстников. Самоуправление как организация коллективной деятельности. Функции самоуправления. Функциональные обязанности классного руководителя как организатора ученического коллектива. Педагогические требование к классному руководителю.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |