Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание и анализ проведенной экспериментальной работы



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Описание и анализ проведенной экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экспериментальная работа проводилась в обычных естественных условиях обучения и воспитания.

Эксперимент проходил в течение второго полугодия 1996-1997 учебного года и первого полугодия 1997-1998 учебного года, охватив 1 и 2 классы

В качестве экспериментальной базы выступила средняя школа №32

Экспериментальным объектом был выбран 2 «Б» класс.

Этот класс в качестве экспериментального был выбран по следующим причинам:

а) в выбранном для эксперимента классе мною проходились две педагогические практики;

б) в классе работает опытный и образованный учитель – Белокурова Любовь Владимировна, которая поддерживает новые начинания и поиски;

в) учитель Белокурова Л.В. работает по программе развивающего обучения (математика – Н.Б. Истомина, русский язык и чтение – В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.В. Репкин) и практикует коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса.

В классе обучаются 28 учеников, класс разделен на 7 групп по 4 человека.

В качестве контрольного класса был выбран 2 «Д» класс, учитель Козлицкая Мария Ивановна. Она опытный учитель, работает по программе развивающего обучения, но коллективную форму деятельности учащихся практикует редко.

Учитель школы №32 Белокурова Л.В. на уроках русского языка использует парную, групповую формы организации учебного процесса. Сначала работа над развивающими упражнениями строилась традиционно (работа ученика направлялась и корректировалась учителем), но затем учитель стал использовать коллективную форму деятельности учащихся, роль которой усложнялась.

В обоих классах было предложено следующее задание:

Найди в каждой группе слов лишнее.

1) желток, железо, желтый;

2) носильщик, нос, носатый;

3) часовщик, часть, час;

4) печурка, печать, печь;

5) циркуль, циркач, цирк.

В экспериментальном классе была организована групповая работа. Дополнение к заданию: «Подумай сам. Посоветуйся с группой.»

В работе участвовало 7 групп. Пять групп справились с заданием полностью, а остальные две допустили ошибки, но тоже пытались отстоять свое мнение. Таким образом в классе сложилась проблемная ситуация. Учитель организовал фронтальную работу, где сообща учащиеся пришли к мнению, что две группы все-таки ошибались. В процессе наблюдения за выполнением задания выявлено, что в группах каждый ученик предлагал свой вариант, а затем все вместе в группе выбирали наиболее удачный.

В контрольном классе была организована общеклассная работа. Больше половины класса не участвовали в обсуждении задания. В центре внимания всегда был учитель, он сам подсказал более удобный способ.

При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Непосредственно перед экспериментом в обоих классах был проведен констатирующий срез. Были предложены следующие задания.:

1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно, маленькие буквы заглавными.

зачем верблюду горбы

на спине у верблюда большие горбы зачем они ему оказывается, это склад жира когда верблюду не хватает воды, жир превращается в воду из ста граммов жира семь граммов воды получается вот так горбы настоящая водяная фабрика

2. Подумай, какие из записанных пар слов являются однокоренными, а какие – нет:

рука – ручонка; ручонка – ручей;

ножонка – нож; ножонка – нога;

смех – смешить; смешить – смешать.

3. Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы.

лесной, лесник, перелесок;

дружный, дружишь, дружба;

моряк, морской, заморский;

городской, горожанин, пригородный.

Затем в течение недели в контрольном классе велась групповая работа, а в экспериментальном групповая работа продолжалась.

После недели работы по применению коллективной формы обучения в классах был проведен контрольный срез.

Задания контрольного среза:

1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно, маленькие буквы заглавными:

птичья школа

в этой школе нет тетрадей и карандашей ученики сидят не за партами в классе, а на веточках зато у них есть учителя и уроки взрослые птицы учат малышей летать, говорить на птичьем языке, искать червяков, ловить мошек.

2. Подумай, какие из записанных пар слов являются однократными, а какие – нет:

коса – кошу, кошу – кошка;

выше – вышивка, высота – выше;

висит – вишу; вишу – вишневый.

3. Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы.

кормушка, кормовой, кормить;

домовой, домашний, домик;

садовник, посадить, садовый;

сильный, силач, осилить.

Результаты констатирующего среза показали, что в экспериментальном классе качественный уровень выполнения различных заданий выше на 16% (таблица 2).

Количество детей, работавших без ошибок (%)

Таблица 2.

 

Класс, число детей Констатирующий срез Контрольный срез
Экспериментальный (28) 56% 60%
Контрольный (29) 40% 59%

 

 

Контрольный срез показал, что качественный уровень выполнения заданий повысился в экспериментальном классе на 4%, а в контрольном классе на 19%.

Цифры, приведенные в таблице 2, говорят о высокой результативности недельной групповой работы детей.

Работа по применению коллективной формы обучения проводилась на каждом уроке русского языка в течение всего года. Ниже мы приводим фрагменты и конспекты уроков, где используются задания по организации коллективной формы обучения.

Тема: Разгадывание кроссвордов (фрагмент)

Цель: познакомить детей с кроссвордом и с порядком его разгадывания.

Оборудование: словари, учебник «Русский язык 2 класс» Репкина В.В

Ход урока:

1. Комментированное письмо

а) название месяцев;

б) дни недели.

2. устно упр.25

 

Отгадай загадку:

Летят друг за другом двенадцать птиц. Каждая со своим особым именем. У каждой птицы по четыре крыла. В крыльях по семи перьев. Одна половина пера белая, другая черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

- Кто догадался, какие это птицы? (Это месяцы.)

- Что за крылья у них? (Крылья – это недели.)

- Почему в каждом крыле семь перьев? (В каждой неделе по семь дней.)

- А почему перья двухцветные? (Это день и ночь.)

3. Кроссворд упр.26.

Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут являться ответом) слова, а другой проверяет написание этих слов по словарю.

 

  1     2  
3          
           
           
4          
           

 

Слева направо: 3.Полоса земли, приспособленная для движения транспорта. 4.Вязаная рубашка без застежки с высоким воротником.

Сверху вниз: 1.Часть тела человека или животного. 2.Огородное растение с продолговатыми зелеными плодами.

 

4. Кроссворд упр.27

(Так как кроссворд в данном упражнении более объемный, то целесообразнее работу вести уже в группах-четверках).

  1   2   3  
4            
             
5            
             
6            

 

Двое учеников отгадывают слова, а двое других проверяют написание этих слов по словарям.

Слева направо: 4.Игра, в которой ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель. 6.Ударный музыкальный инструмент.

Сверху вниз: 1.Домашнее животное. 2.Инструмент для копания. 3.Страна или местность, в которой человек родился.

 

 

Тема: Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова (фрагмент)

Цель: 1. Познакомить детей с частью слова – с корнем.

      2. Отрабатывать слабую и сильную позицию в слове.

Оборудование: словарь, учебник «Русский язык. 2 класс» Репкина В.В.

Ход урока.

- Какую тему изучаем?

- Какие слова называют родственными?

1. Однажды сказочник пригласил к себе на работу слова: соль, гору и пятно. Слова должны были придти не одни, а с родственниками. И вот кого привели с собой слова:

Соль Гора Пятно
солист Горло пятнистый
солонка Горняк пять
засолка Горе пятнышко

Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой

- Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)

 

Тема: Образование слов при помощи приставок.

Цель: Формировать умения в разборе слов по составу. Довести до сознания, когда пишется Ь

Оборудование: таблицы приставок.

Ход урока.

1. Чистописание

 

 

Объяснить значение пословицы.

2. На доске слова:

 

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какая первоначальная форма этих слов?

 

 

3. Работа в парах

От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок: в-, об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.

По окончании работы ученики меняются тетрадями со своим соседом по парте и проверяют выполнение задания своего соседа.

- Что интересного заметили? (слова у I и II в. получились одинаковые)

- Найдите и выделите корень во всех этих словах.

- Не показался ли вам странным этот корень? Что значит ня(ть)? Ничего не значит. Может быть, это и не корень вовсе?

- Оказывается все-таки корень. Если вы сравните слова отнять, снять, принять, то убедитесь, что в них есть общее значение – «взять»: отнять – значит «взять силой у кого-то»; снять – «взять откуда-то сверху»; принять – «взять, получить у кого-то для себя». Вот это общее их значение и заключено в корне -ня-. Но, в отличие от большинства других корней, он без приставки не употребляется и без них непонятен.

- С помощью приставок и корня -езд- образуйте слова:

 Въезд, изъездил, объезд, отъезд, подъезд, разъезд, съезд.

- Какую орфограмму заметили вы во всех словах?(ъ)

- Если разделительный знак стоит перед корнем, то пишется буква Ъ. Во всех остальных случаях пишется разделительный Ь.

4. Работа по опоре. Разделительный Ъ и Ь знаки.

 

5. Запишите слова в два столбика (работа в четверках). Слова записаны на доске:

дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал, в_юга, с_ел.

6. Диктант (работа в парах)

Ночью разыгралась вьюга. Под старой елью была лисья нора. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Подъехал к стройке кран подъемный. Знают люди с давних пор несъедобен мухомор.

По окончании работы учащиеся меняются диктантами между собой, проверяют их и ставят оценки.

7. Итог урока.

8. Оценки.

 

Тема: Мягкий знак после шипящих.

Цель: 1. Формировать умение распознавать существительные мужского и женского рода.

2. Отрабатывать умение в определении склонений.

Оборудование: орфографические словари, плакаты с набором падежных окончаний.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Чистописание.

3. На доске слова в два столбика:

кирпич весть
шалаш ветвь
руль мышь
конь власть
ключ горечь
дуги тишь
еж помощь
конь полночь
уж  

 

Учитель. Прочитайте эти слова. Что это за слова?

Дети. Слова-предметы.

Учитель. Почему я разделила их в 2 столбика?

Дети. 1-й столбик – слова м.р., 2-ой – ж.р.

Учитель. Что вы можете сказать о словах с шипящей на конце?

Дети. В ж.р. Ь пишется, а в м.р. – нет.

4. Работа в группах.

1) Упр.147

Учитель. Измените сочетание слов так, чтобы названия были в им.п. ед.ч.

Учитель. Какие слова входят в эти сочетания?

Дети. Слова-предметы и слова-признаки.

Учитель. Вы должны изменить слова-признаки так, чтобы они сочетались со словами предметами.

Два ученика на обороте доски выполняют это задание: один слова-предметы м.р., другой – ж.р.

Затем всем классом проверяют. Если согласны, то покажите «+».

2) Работа со словарями.

Учитель. Откройте словари и найдите слова на буквы «л» (I в.) и «м» (II в.) с 3-м набором o, по 3 слова к каждому. Затем дети меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют выполненное задание.

3) упр. 151. Работа в четверках.

Учитель. Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с орфограммой с шипящей на конце. Выпиши в 3 столбика: 1)слова, в которых ь знак в конце не пишется и ты не можешь объяснить почему; 2) слова, в которых ты можешь объяснить, почему эта буква пишется; 3) слова, в которых эту орфограмму ты пока объяснить не можешь.

мяч выучишь передач
ключ подумаешь неудач
товарищ прилечь  
  дочь  

Проверка. Если вы согласны, то покажите «+».

5. Итоги урока. Выводы. Оценки.

Учитель. Насколько дружно, аккуратно и насколько трудно вам было на уроке? (на полях 3 линии)

 

 

Проанализировав упражнения, предлагаемые в учебнике «Русский язык. 2 класс» В.В. Репкина, мы пришли к выводу, что большинство из них рассчитаны на организацию коллективной формы обучения русскому языку. Ниже приводится краткий анализ упражнений данного учебника.

Упражнение 5 [28, с10]. Работу можно провести в парах. После того, как учащиеся найдут и расставят потерянные точки, они меняются тетрадями, проверяют работу своего соседа, а затем рассуждают между собой о правильности выполненного задания.

Упражнение 28 [28, с26]. Работа в группах. Сначала ученики разбирают слова с выделенными орфограммами (каждому ученику группы дается по два-три слова, которое они должны проверить по словарю), затем сообща решают задачу о границах предложений. Какая группа быстрее выполнит задание.

Контрольное задание 1[28, с30]. Работа по карточкам в парах. Ученики получают карточку с заданием. После его выполнения они обмениваются с соседом по парте тетрадями и оценивают работу своего напарника.

Упражнения 56-60 [28, с50-51]. Прием «Ручеек» между группами. Каждый группе дается карточка с заданием, после его выполнения группы обмениваются заданиями. Так происходит до тех пор, пока все группы не выполнят все упражнения.

Упражнения 157-159 [28, с154]. Работа в четверках. Сначала учащиеся вставляю пропущенные орфограммы, а затем между четверками происходит обмен выполненными заданиями и их оценивание. Целесообразнее учителю выписать эти упражнения на отдельные листы для каждой четверки.

Упражнения 188-189 [28, с1182-183]. Работа в парах. Взаимные диктанты. Учащиеся выполняют каждый свое упражнение, а затем диктуют друг другу свои тексты по очереди. Затем они обмениваются своими работами и оценивают работу своего соседа.

Итак, мы вкратце рассмотрели те формы коллективной работы, которые можно применять на уроке русского языка, используя упражнения учебника.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовать работу в парах, или группах. В итоге дети проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей, когда проверяют выполнение заданий своего напарника.

Эксперимент доказал, что при организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень развития, обучения и воспитания младших школьников.

Эксперимент по выявлению эффективности решения учебных задач показал, что в группах рождаются споры, каждый ученик формирует свою точку зрения. Учащимся не навязываются готовые рецепты, они самостоятельно обсуждают. А учитель помогает в затруднительном положении (когда класс разделился на две группы, каждая группа доказывала, что их способ легче и быстрее и учащиеся долго бы спорили, если бы учитель не помог).

Каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное. А при фронтальной работе не все учащиеся участвуют в обсуждении. Да и учитель не смог бы выслушать мнение всех детей. Учитель – центральное лицо в обсуждении.

Экспериментальная работа показала, что сотрудничая друг с другом дети осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая со взрослым. Благодаря групповой работе все учащиеся в течение одного урока могут прокомментировать выполненное ими задание, быстрее освоить алгоритм.

Кроме того, ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Учащиеся поддерживают парную работу, им интереснее работать сообща друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики умеют:

- формулировать свою точку зрения;

- выяснять точки зрения своих партнеров;

- обнаруживать разницу точек зрения;

- пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

- обсуждаются разные варианты решений;

- отвергаются ошибочные варианты;

- ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любого ученика могут спросить по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.

Просуммировав эффекты коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, получим весьма убедительный перечень:

- возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;

- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются дисциплинарные трудности;

- ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;

- дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- сплоченность класса резко возрастает;

- растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

- дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»;

- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.


Выводы по главе II

Коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание, и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным.

Работа учащихся в группах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.

При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

Эксперимент доказал, что при коллективной работе учащихся уровень правильности и быстроты выполнения заданий на 16% выше, чем при фронтальной работе.

В развитии самостоятельности при организации групповых занятий большое значение имеет интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это интерес к учению, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои мысли, суждения, как действует.

Общение в группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает коммутативные связи с участниками учебной деятельности; содействует стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности (между учениками и учителем).

Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность учащихся на уроках.

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается – двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.


Заключение

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

Цель дипломной работы реализована.

Задачи, поставленные в соответствии с целью данной дипломной работы, предметы и объекты исследования, решены.

Кооперация в малых группах является эффективным условием обучения всех младших школьников.

Опробовав два варианта формы организации работы: фронтальную и коллективную – мы пришли к выводу, что коллективная форма обучения более эффективна при работе в системе развивающего обучения.

Экспериментальная работа доказывает, что использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Учитель Л.В. Белокурова считает, что, научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общенияв парах сменного состава. Но это очень сложный процесс, он требует тщательной подготовки как учителя, так и учащихся.

Для учителей начальных классов по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации.

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные — свободные и творческие формы совместной работы учащихся. Для организации коллективной работы полезно использовать наглядность (см. Приложение 3)

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?…» Несколько образов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

4. групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:

 

 

Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться в плане класса, находить свое место, место любого другого ученика.

5. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;

2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

4) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» –звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

5) Овладение умением учащихся необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью.

 

Как я сотрудничаю сегодня в группе?

Имя______________________________________________________

Я помогал своей группе:_____________________________________

дополняя идеи, ответы других________________________________

поддерживая, подбадривая своих товарищей____________________

обобщая различные высказывания, мнения_____________________

разъясняя, объясняя своим товарищам_________________________

Чем я буду заниматься в следующий раз?_______________________

 

Данная проблема требует дальнейшей разработки, поскольку, научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах сменного состава.


ЛИТЕРАТУРА.

1. Аргинская И.И и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год обучения. – М., 1994 – 244с.

2. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе. // Начальная школа. – 1993 №4, с.57-59.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.:Педагогика, 1983. – т.4ю – 358с.

4. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 424с.

5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992. – 114с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 230с.

7. Давыдов В.В. Психология младшего школьника // Феникс. – 1995 –№2.

8. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.

9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвящение, 1989. – 156с.

10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.

11. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа – 1990. – №1, с.4-7.

12. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 1994. –320с.

13. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

14. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989. –№10-11. С.34-35.

15. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1980. – 159с.

16. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. –М.: Педагогика, 1985. –144с.

17. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1977. –100с.

18. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.

19. Нечаева Н.В., Занков Л.В. О методической системе начального обучения // Начальная школа. – 1995.–№11, с.47-53.

20. Обучение и развитие. / Под ред. Л.В. Занкова. –М.: Педагогика, 1975.–440с.

21. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. –М.: Просвещение, 1983.–360с.

22. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Российское педагогическое агентство, 1996. –604с.

23. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. –М.: Просвещение, 1993.–191с.

24. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения.–М., 1995. –46с.

25. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс.–М., 1995.–46с.

26. О преемственности между начальным общим и основным общим образованием по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. –1994.–№7, с.4-12

27. Репкин В.В, Развивающее обучение как система. –Томск: Пеленг, 1994

28. Репкин В.В, Русский язык. 2 класс. Программа развивающего обучения. –Томск–Харьков: «Пеленг», 1994–227с.

29. Репкин В.В, Что такое развивающее обучение? –Томск: Пеленг, 1994

30. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчих и др.–М.: Просвещение, 1993.–383с.

31. Рябцева С.Л. Диалог за партой. –М.: Педагогика, 1989.–96с.

32. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. –Томск: Пеленг, 1993.–263с.

33. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? –М.: Просвещение, 1985. –189с.

34. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. –М.: Просвещение, 1988.–160с.

35. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. –1974.–№4

36. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. –М.: Знание, 1974. –230с.

37. Якиманская И.С. Развивающее обучение. –М., 1979

Приложение 1

Игра «Однорукие»

Групповое задание с неопределенными правилами вырабатывают умение договориться, «содействовать». Игра «Однорукие» способствует и развитию мышления. Если игра выходит на уровень межгруппового взаимодействия, то дети учатся обращаться друг к другу за помощью. При этом скорее всего дети будут обращаться не к другим группам, не друг к другу, а к учителю. Поэтому задача учителя – перевести адресованность к себе в адресованность к другим группам, не решается на одном уроке. Но организуя взаимодействия между группами, это следует постоянно иметь в виду.

Каждая группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), раскладывает весь набор посередине. Всего необходимо 22 фигуры, по два каждого цвета.

Учитель предлагает детям представить, что все они однорукие (для вживания в роль – подложить одну руку под себя). Затем учитель дает группам задания по сборке различных конструкций. Например, построить дом, посадить дерево, собрать птичку.

Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они поднимают знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает рук, они поднимают два знака вопроса.


Приложение 2

Игра «Повтори! Дополни! Отличись!»

Содержанием ее является анализ признаков предъявленных предметов, замена одного или всех признаков или их дублирование. Играют парами или четверками.

Если ведущий поднимает фигуру и говорит: «Повтори!» – все должны поднять такую же фигуру; если ведущий говорит: «Дополни!» – надо поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. На команду «Отличись» – надо показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной (В ответ на показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую).


Приложение 3

При организации различных форм работы учащихся на урок удобно использовать знаки:

1 – «Я» (индивидуальная работа)

 

2 – «Мы» (парная работа)

 

3 – «Хор» (групповая работа)

 

4 – «Вместе» (фронтальная работа)

 


Приложение 4



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Описание и анализ проведенной экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание и анализ проведенной экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)