Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностические методики изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста



2019-12-29 4427 Обсуждений (0)
Диагностические методики изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 4.67 из 5.00 3 оценки




В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение - древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика – это диагностика, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Их реальному поведению доверять можно больше, чем решениям, которые дети дадут во время тестирования. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

· Наблюдают отношения – не действия;

· Наблюдают в ситуации свободного проявления – без давления со стороны;

· Наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;

· Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;

· Наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры [26].

Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю [12].

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут [17].

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

· Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

· На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

· Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).

· Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают [8].

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект [1].

Анкетирование – опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко обсчитывать и выводить общие количественные результаты именно потому что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы [5].

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Приведем примеры методик, используя которые воспитатель, педагог-психолог ДОУ могут оценить сформированность культуры поведения у старших дошкольников.

Методика: опросник «Что люблю - что ненавижу» [31].

Автор методики: Н.Е. Щуркова.

Цель исследования: изучение эмоционального отношения к нравственным    нормам.

Инструкция: я сейчас буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать на них.

Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

Что ты любишь в садике? Что не любишь?

Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Методика: «Закончи историю» [31].

Автор методики: Н.Е. Щуркова.

Цель исследования: изучение осознания детьми нравственных норм.

Инструкция: Я буду тебе рассказывать истории, а ты их продолжишь.

Примеры ситуаций.

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика: «Сюжетные картинки» [12].

Автор методики: И.Б. Дерманова.

Цель исследования: изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.

Стимульный материал: картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См. Приложение).

Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов.

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика: «О любимой мамочке» [12].

Автор методики: И.Б. Дерманова.

Цель исследования: исследовать уровень сформированности морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста по отношению к взрослым людям, особенно к маме.

Стимульный материал: конфеты.

Инструкция: Методика проводилась в два этапа.

1 этап: «Беседа о любимой мамочке». Детям предлагается рассказать о том, как они любят своих мам, помогают и заботятся ли о них. Исходя из рассказов детей, можно сделать вывод, как сильно они любят своих мам и как заботятся о них.

2 этап: «Конфеты для мамочки». Дошкольникам в начале дня предлагается по три конфеты и воспитателем оговаривается, что конфеты можно съесть самим или унести домой и угостить маму, которой будет приятно. В течение пребывания в детском саду и в конце дня воспитатель спрашивал у каждого ребенка, сколько конфет осталось для мамы.

В ходе исследования по данной методике воспитатель может выяснить сформированность отношения ребенка к взрослым, в частности, к своей маме, а также уровень развития морального поведения ребенка.

Методика: «Проигрышная лотерея» [12].

Автор методики: М.Т. Бурке-Бельтран.

Цель исследования: исследовать сформированность морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Стимульный материал:

Инструкция: Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, и сообщить взрослому результат.

По поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения.

Методика «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах»

Автор методики: С.А. Козлова[14].

Цель исследования: изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах.

Инструкция: Подготовка исследования. Подготовить вопросы для бесе­ды. Например:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3—7 лет задают вопросы.

Обработка данных. Подсчитывают, какие качества мо­гут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяс­нения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

— на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

— на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит, даже Славик»);

— на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

— на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

— на совокупность жизненных ситуаций из собственно­го опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»); -

— на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

— на оценку качества («Скромным можно назвать хо­рошего человека», «Жадный... он плохой...»);

— на недифференцированное представление о каче­стве («Справедливый, который делает все только спра­ведливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о каче­ствах, например:

— объяснение одного качества через другое («Справед­ливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

— название действий, не связанных с данным каче­ством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);

— неправильная нравственная оценка качества («Скром­ный — это плохой»).

Данные соотносят с таблицей 98, выясняют соответ­ствие представлений о нравственно-волевых качествах воз­расту.

Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»

Автор методики: С.А. Козлова [14].

Цель исследования: изучение осознания детьми нравственных норм.

Стимульный материал: 3—5 незаконченных ситуации, описывающих выполнение и нарушение нрав­ственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10— 12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку (См. Приложение).

Инструкция дается в соответствии с сериями.

Проведение исследования. Проводятся все серии индиви­дуально с интервалом в 2—3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказы­вать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю по­мочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Поче­му?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным ка­рандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисо­вать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной сторо­ны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступ­ки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Третья серия  включает 2 подсерии.

Подсерия 1— ребенку читают стихотворение Е. Благини­ной «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Пра­вильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»

Подсерия 2— участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, при­глашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают вто­рого. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоцио­нальные реакции детей.

Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возра­ста дошкольников. Соответственно распределяют испы­туемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2. Ребенок называет нравственную норму, правиль­но оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3. Ребенок оценивает поведение детей как положитель­ное или
отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нрав­ственную норму не формулирует.

4. Ребенок не может оценить поступки детей. В третьей се­рии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора»

Автор методики: А.С. Золотнякова.

Цель исследования: изучение мотивов поведения в ситуации выбора.

Стимульный материал: Для первой серии подобрать не­сколько игрушек, интересных для старшего дошкольника. Продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коро­бочкам полоски бумаги разной ширины).

Для второй серии приготовить мел, нарисовать на бу­маге 2 круга диаметром не менее 50 см, расстояние между кругами 20 см, над первым кругом изображен 1 человек, над вторым — 3.

Инструкция дается в соответствии с серией.

Первая серия.Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемого ставят в слож­ную ситуацию, он должен сделать выбор: заняться мало­привлекательным делом или поиграть интересными иг­рушками.

Вторая серия.Участвуют те же дети, объединенные в 2 группы (группы формируют с учетом желаний детей). Проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Детям предлагают: «Давайте поиграем в мяч. У вас две команды. Каждый член команды может бросить мяч пять раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый — в пользу команды, если мяч не попадает в цель, то можно по желанию вычи­тать очки или из личных, или из командных». Перед каж­дым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч.

Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей в пер­вой и второй сериях проявляли личную мотивацию, сколь­ко общественную. Результаты оформляют в таблицу. Оп­ределяют, насколько эти виды мотивации устойчивы.

Отмечают, в какой степени общественная мотивация зави­сит от характера экспериментальной ситуации. При этом учи­тывают, что в первой серии ребенок делает выбор индивиду­ально, а во второй — в присутствии сверстников [1].

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции совершенствовать процесс нравственного воспитания детей и формирования их культуры поведения в частности.

 

 

Выводы по II главе

       В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки, эффективное формирование которых осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия).

Методика по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста включает  основные способы педагогического воздействия на детей и всевозможные игры. Используя разнообразные методы и приемы в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения, воспитателю необходимо опираться на следующие принципы: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно-деятельностный подход, единство воспитательных воздействий.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

 

Заключение

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, позволило нам во-первых, проанализировать теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, во вторых раскрыть сущность понятия культуры поведения и методику ее формирования у детей старшего дошкольного возраста.

На основе проведенного исследования можно сделали следующие выводы:  Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Моральное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления. Основные цели нравственного воспитания старшего дошкольника: становление нравственного поведения, т.е. сознательный выбор нравственного поступка в простых и понятных детям ситуациях; овладение нравственными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм нравственности (положительного) и к их нарушению (отрицательного);  возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыта использования положительных групповых норм.

Культура поведения дошкольников характеризуется как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности  и реализуется через такие компоненты как: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Методика по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста включает  основные способы педагогического воздействия на детей и всевозможные игры. Используя разнообразные методы и приемы в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения, воспитателю необходимо опираться на следующие принципы: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно-деятельностный подход, единство воспитательных воздействий.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Работа по нравственному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс нравственного воспитания для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться нравственные переживания, и соответствующие изменения в поведении. Организация жизни детей в детском саду содержит значительный резерв нравственного воспитания. Все это открывает широкие возможности для руководства нравственным развитием личности ребенка старшего дошкольного возраста и определяет важное направление методической работы.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2003.- 312с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988.- 437с.

3. Бархатова Л.С. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание, №11. – 1989.-с.12-13

4. Бочкарева Г.А. Беседы на этические темы. // Дошкольное воспитание, №4. – 1988.-с.10-11

5. Болотина Л.Р., Комарова Т. С. , Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- М: Академия, 1997.- 341с.

6. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.- 272с.

7. Бурнашева Т.П. Ваш ребенок воспитан? // Дошкольное воспитание, №10.– 1986.-с.21-22

8. Воспитывать тактичного собеседника. // Дошкольное воспитание, №8. - 1985.-с.19-21

9. Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984.- 427с.

10.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./ Под. ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.-340с.

11.Гелло В.В. Учите беречь книгу. // Дошкольное воспитание, №1. – 1993.-с.10-13

12.Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. –СПб., 2002.С.35.

13.Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. – Воронеж: Просвещение, 1998.- 326с.

14.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1998.- 416с.

15.Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. //Дошкольное воспитание, № 9. – 2001.-с.12-13

16.Козлов Н.И. Как отноститься к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.,-212с.

17.Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992. - 176 с.

18.Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.-356с.

19.Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете. //Дошкольное воспитание, № 10. – 2003.- с.11-14

20.Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Просвещение, 1992.–463 с.

21.Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 460с.

22.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: Академия, 2004. – 96с.

23.Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов. – Архангельск, 1996. – 322с.

24.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М: Просвещение, 1990.-344с.

25.Островская Л. Ф., Р. С. Буре Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1985.-449с.

26.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. – 327с.

27.Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.,1990. - 95с.

28.Портянкина Г.Н. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. // Дошкольное воспитание №1. – 1989. – 22с.

29.Подласый И.П. Педагогика. – М.: Академия, 1996.-402с.

30.Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М.: Академия, 1997.- 692с.

31.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224с.

32.Яковенко Т.Н., Ходонецких З.П. О воспитании культурно-гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание №8. – 1989. – 22с.

 

Приложение



2019-12-29 4427 Обсуждений (0)
Диагностические методики изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Диагностические методики изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)