Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменение уровня сформированности мыслительных компетенций



2019-12-29 143 Обсуждений (0)
Изменение уровня сформированности мыслительных компетенций 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ

ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧАЩИХСЯ»

 

Выполнил: ОХОТНИКОВА

                 ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

             УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

             ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

            

 

            

2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                        стр.3-5             

Глава I. Организация проектной деятельности учащихся.                                           стр.6-7

Глава II. Диагностика и анализ развития общеучебных компетенций учащихся                

на материале образовательных областей « История», « Обществознание».                    стр.8-13

Заключение                                                                                                                        стр.14-16

Библиография                                                                                                                    стр.17

Приложения                                                                                                                       стр.18-35

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проек­тов, или метод проектов. Изменения в преподавании ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания мате­риала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса истории, обществознания и практическому применению знаний. Способствует формированию творческого процесса и развивающего обучения, предполагающего интенсивное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; где каждый обучаемый получает возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, когда содержание, изучаемого на уроке, организация этого содержания позволяет ученику преодолеть интеллектуальные затруднения и на положительном эмоциональном фоне восполнить недостаточность ориентиров для умственного действия. При этом учитель ре­шает поставленные им задачи:

• педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспи­тательные);

• практические (реализация компетентностного подхода к результатам обучения);

• социальные (удовлетворение какой-либо социальной по­требности).

Проект - это такая открытая и динамичная форма органи­зации  учебной деятельности учащегося и педагогической дея­тельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения.

Метод проектов - педагогическая технология, которая ори­ентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения но­вых способов человеческой деятельности.

Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществ­ление проектной деятельности возможно лишь в том случае, ес­ли ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образова­тельными стандартами. В этой связи особое значение приобре­тает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

 

Поэтому использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные техноло­гии: информационно-коммуникативные, дистанционные, про­ектные, исследовательские.

При работе над проектами по истории, обществознанию можно выделить несколько видов проектов:

- научно-исследовательский (имитация научного исследования, обя­зательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) — реферат, доклад, научная статья

- реферативно-описательный (ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматрива­ет экспериментальной проверки)

- творческий (описание творческой деятельности)

- практико-ориентированный (продуктом в результате которого можно воспользоваться)

 - социально-информационный (где происходит сбор информации об объекте исследования)

Анализ учебных и интеллектуальных компетенций учащихся позволяет сделать вывод о том, что метод проектов будет способствовать формированию у учащихся общеучебных компетенций.

Учитывая важность проблемы и ее новизну мною сформулирована следующая

тема экспериментальной работы: Метод проектов как условие становления общеучебных компетенций учащихся.

Объект исследования: развитие общеучебных компетенций учащихся через проектную деятельность.

Предмет исследования: проектная деятельность, как средство развития общеучебных компетенций учащихся.

Цель исследования: развитие общеучебных компетенций учащихся через использование метода проектов во внеурочной деятельности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- выявить особенности проектной деятельности как одной из инноваций современного образования;

- организовать проектную деятельность учащихся;

- рассмотреть особенности развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание».

Гипотеза: метод проектов будет способствовать становлению  общеучебных компетенций учащихся; при условии, если будут учтены индивидуальные особенности учащихся и степень их включения в проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для учащихся:

- становление общеучебных компетенций (исследовательских, социального взаимодействия, оценочных, информационных);

- создание проектов по темам:

       1. «Герои битвы за Тихвин»

2. «Занятия жителей Тихвинского уезда в 19 веке (по материалам школьного музея)»

       3. «Межличностные конфликты»

       4. «Человек и природа»

       5. «Человек среди людей (дружба)»

       6. «Связь поколений».

Основные методы проведения исследования

- теоретический анализ источников;

- систематизация эмпирического материала;

- наблюдение;

- метод социальных исследований;

- обработка и анализ результатов.

База исследования: 8-А класс, предметы история, обществознание.

Исследование проводилось 2009-2010 учебном году в несколько этапов:

I этап: Обоснована изучаемая проблема. Определены исходные теоретические позиции. Разработан понятийно-категорийный аппарат исследования.

II этап: Осуществлена разработка и организация проектной деятельности учащихся. Обобщены эмпирические данные.

III этап: Обоснованы выводов и оформлены результаты исследования.

Глава I. Организация проектной деятельности учащихся.

 

В ходе организации проектной деятельности учащихся (создания учащимися проектов) можно выделить следующие этапы:

1.Организационно-подготовительный этап На этом этапе учащиеся собирают банк идей и обсуждают их. К концу дискуссии учащиеся определяются с темой и типом проекта, делятся на группы. Далее работа ведётся в группах: учащиеся определяют цели и формулируют задачи, составляют план работы группы, определяют методы работы над проектом, планируют ход и сроки работы, распределяют обязанности между членами группы. Руководитель проекта утверждает тему проекта и план работы группы; устанавливает процедуру и критерии оценки проекта, формы его представления.
    2.Поисково-исследовательский этап     Учащиеся определяют источники информации, планируют способы сбора и анализа информации. Основные методы проведения исследования: теоретический анализ источников, систематизация эмпирического материала, наблюдение, метод социальных исследований, обработка и анализ результатов. Проведя исследование источников, учащиеся систематизируют материал и разбивают его на главы в соответствии с целями и жанром работы, подбирают иллюстрации. Руководитель проекта выслушивает промежуточные отчёты учащихся и организует консультационные занятия (в том числе и по альтернативам, возникшим в ходе выполнения проекта).
    3.Технологический (оформительный) этап     Учащиеся разрабатывают дизайн проекта исходя из формы его представления. Оформление проекта производится в соответствии с тем дизайном, который был одобрен группой и руководителем проекта. Оформив проект, группа проводит его «предзащиту», а затем дорабатывает проект с учётом замечаний и предложений. Учащиеся готовятся к публичной защите проекта: определяют программу и сценарий публичной защиты, распределяют задания внутри группы.
  4.Заключительный этап   На этом этапе каждая группа учащихся проводит публичную защиту проекта. Даётся конструктивный анализ созданных проектов. Учащиеся каждой группы анализируют содержание и методы работы, способы взаимодействия в группе, выявляя плюсы и минусы проделанной работы. Подводятся итоги проектной деятельности учащихся класса. В результате внутриклассного голосования, учащиеся формируют рейтинг выполненных ими проектов.

 

 

Глава II. Диагностика и анализ развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание».

 

На основе модифицированной методики П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского была разработана и проведена входная, текущая и итоговая диагностика. Уровни обучаемости определялись следующим образом:

I уровень учебной деятельности — общекультурныйдемонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня;

II уровень - прикладной- требует от ученика, кроме перечисленного, также выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;

III уровень - творческий- демонстрируют ученики, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

Для проведения диагностики, на предметном содержании темы учитель проектирует специальные работы, состоящие из нескольких частей. В каждой части вопросы определенного вида, определяющие уровень владения конкретным мыслительным навыком:

1) Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями,

между формулами и определениями, между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящие к ...).

2) Синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим
словом несколько слов, рисунков и т.д.).

3) Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б
могут быть словами, рисунками, символами и т.д.).

4) Логика - причинно-следственные связи (продолжите ряд слов,
понятий; вставьте недостающее слово, рисунок; расположите в логической
последовательности слова, рисунки и т.д. Для старших классов: постройте систему
понятий).

5) Выводы (дается краткий текст, задание - сделать вывод на основании
текста; сделайте вывод из рассказа в рисунках; для старших: таблицы или схемы -
сделайте вывод по конкретному заданию).

       

 

 

   Большинство остальных общеучебных компетенций являются синтетическими. Например, навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: и техника чтения, и выделение главного, и анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т.д. Все эти процессы протекают свернуто, компактно. При проведении диагностики смыслового чтения учителям- предметникам необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1) текст должен содержать материал, знакомый учащимся;                   

2) в тексте не должны встречаться понятия, термины, не усвоенные учащимися ранее;

3) текст должен иметь несложную структуру.
   Оценивается уровень уяснения текста учащимися по вопросам. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1,2).

    Навык грамотной устной речи:

Пересказ по наводящим вопросам (0).

Пересказ по плану, опорной схеме (1). Самостоятельный пересказ текста (2).

           Умение работать со «свернутой» информацией:

    Не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0).

    Видит зависимость в таблице, схеме, графике (1).

               Умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2).

Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроках.

           Таким образом, в ходе эксперимента был определён уровень сформированности мыслительных компетенций учащихся (Приложение № 7).

       По наблюдениям педагога на начало учебного года были определены такие общеучебные компетенции как:

- устная речь (17 ч. (68%) – I общекультурный уровень, 7 ч. (28%) – выше I уровня, 1 ч. (4%) – II (прикладной) уровень);

- умение работать с информацией (7 ч. (33%) - I уровень, 6 ч. (29%) – выше I уровня, 8 ч. (38%) - ниже I уровня);

- самостоятельное выполнение заданий (12 ч. (48%) – I уровень, 6 ч. (24%) - выше I уровня, 6 ч. (24%) – II (прикладной) уровень, 1 ч. (4%) ниже I уровня);

- умение работать в группе и в паре (8 ч. (32%) - I уровень, 3 ч. (12%) - выше I уровня, 14 ч. (56%) - II (прикладной) уровень).

       1.Входная диагностика по теме «Человек и природа» (Приложение № 1).

       Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты:

- I уровень обучаемости учебной деятельности (общекультурный) показали 15 ч. (71%) и выше I уровня – 6 ч. (29%);

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 10 ч. (48%) I уровень и 11 ч. (52%) выше I уровня;

· логика – 20 ч. (95%) выше I уровня и у 1 ч. (5%) I уровень;

· вывод – 20 ч. (95%) I уровень, 1 ч. (5%) выше I уровня.

       2.Текущая диагностика по теме «Малая группа» (Приложение № 2).

Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты:  

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 21 ч. (100%) I уровень;

· логика – 3 ч. (14%) I уровень, 1 ч. (5%) выше I уровня, 2 ч. (10%) II (прикладной) уровень, 15 ч. (71%) ниже I уровня;

· вывод – 2 ч. (10%) I уровень, 5 ч. (24%) выше I уровня и у 14 ч. (66%) ниже I уровня.

3.Текущая диагностика оп теме «Самое утреннее из чувств» (Приложение № 3).

Из 25 учащихся работу выполняли 18 человек. Были получены следующие результаты:

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 8 ч. (44%) I уровень, 5 ч. (28%) выше I уровня, 3 ч. (17%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (11%) ниже I уровня ;

· логика – 2 ч. (11%) I уровень, 15 ч. (83%) выше I уровня, 1 ч. (6%) ниже I уровня;

· вывод – 10 ч. (56%) I уровень, 8 ч. (44%) выше I уровня.   

4.Текущая диагностика по теме «Связь поколений» (Приложение № 4).

Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты:

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 5 ч. (24%) I уровень, 3 ч. (14%) выше I уровня, 11 ч. (52%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (10%) ниже I уровня;

· логика – 4 ч. (19%) I уровень, 11 ч. (52%) выше I уровня, 6 ч. (29%) ниже I уровня;

· вывод – 4 ч. (19%) I уровень, 3 ч. (14%) выше I уровня и у 14 ч. (67%) ниже I уровня.

5.Текущая диагностика по теме «Человек и выбор жизненного пути» (Приложение № 5).

Из 25 учащихся работу выполняли 23 человека. Были получены следующие результаты:

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 6 ч. (26%) I уровень, 12 ч. (52%) выше I уровня, 2 ч. (9%) II (прикладной) уровень, 3 ч. (13%) ниже I уровня;

· логика – 3 ч. (13%) I уровень, 8 ч. (35%) выше I уровня, 4 ч. (17%) ниже I уровня, 8 ч. (35%) II (прикладной) уровень;

· вывод – 9 ч. (39%) I уровень, 5 ч. (22%) выше I уровня и у 9 ч. (39%) ниже I уровня.

6.Итоговая диагностика по теме «Человек. Природа. Общество» (Приложение № 6).

Из 25 учащихся работу выполняли 25 человек. Были получены следующие результаты:

- I уровень обучаемости учебной деятельности (общекультурный) показали 4 ч. (16%), выше I уровня – 11 ч. (44%), 8 ч. (32%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (8%) ниже I уровня;

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 1 ч. (4%) I уровень, 19 ч. (76%) выше I уровня, 5 ч. (20%) II (прикладной) уровень;

· логика – 5 ч. (20%) выше I уровня и у 20 ч. (80%) I уровень;

· вывод – 3 ч. (12%) I уровень, 20 ч. (80%) II (прикладной) уровень и у 2 ч. (8%) ниже I уровня.

По наблюдениям педагога на конец учебного года были определены такие общеучебные компетенции как:

- устная речь (8 ч. (32%) – I общекультурный уровень, 16 ч. (64%) – выше I уровня, 1 ч. (4%) – II (прикладной) уровень);

- умение работать с информацией (3 ч. (12%) - I уровень, 5 ч. (20%) – выше I уровня, 14 ч. (56%) - ниже I уровня, 3 ч. (12%) – II (прикладной) уровень);

- самостоятельное выполнение заданий (2 ч. (8%) – I уровень, 8 ч. (32%) - выше I уровня, 15 ч. (60%) – II (прикладной) уровень);

- умение работать в группе и в паре (5 ч. (20%) - выше I уровня, 14 ч. (56%) - II (прикладной) уровень и у 6 ч. (24%) - I уровень).

Результативность повышения уровня сформированности общеучебных компетенций. (Приложение № 8)

На основе наблюдений учителя и по результатам диагностики определён уровень сформированности  общеучебных компетенций учащихся:

Обученность

· успеваемость за год – 100%

· качество знаний – 72%

Обучаемость

· 16 ч. (64%) – уровень повысился

изменение уровня сформированности мыслительных компетенций

· анализ: 11 ч. (44%) – уровень повысился

· логика: 2 ч. (8%) – уровень повысился

· вывод: 13 ч. (52%) – уровень повысился



2019-12-29 143 Обсуждений (0)
Изменение уровня сформированности мыслительных компетенций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменение уровня сформированности мыслительных компетенций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)