Изменение уровня сформированности мыслительных компетенций
12 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Выполнил: ОХОТНИКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр.3-5 Глава I. Организация проектной деятельности учащихся. стр.6-7 Глава II. Диагностика и анализ развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание». стр.8-13 Заключение стр.14-16 Библиография стр.17 Приложения стр.18-35
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или метод проектов. Изменения в преподавании ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса истории, обществознания и практическому применению знаний. Способствует формированию творческого процесса и развивающего обучения, предполагающего интенсивное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; где каждый обучаемый получает возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, когда содержание, изучаемого на уроке, организация этого содержания позволяет ученику преодолеть интеллектуальные затруднения и на положительном эмоциональном фоне восполнить недостаточность ориентиров для умственного действия. При этом учитель решает поставленные им задачи: • педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); • практические (реализация компетентностного подхода к результатам обучения); • социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности). Проект - это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения. Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности. Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.
Поэтому использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, дистанционные, проектные, исследовательские. При работе над проектами по истории, обществознанию можно выделить несколько видов проектов: - научно-исследовательский (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) — реферат, доклад, научная статья - реферативно-описательный (ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки) - творческий (описание творческой деятельности) - практико-ориентированный (продуктом в результате которого можно воспользоваться) - социально-информационный (где происходит сбор информации об объекте исследования) Анализ учебных и интеллектуальных компетенций учащихся позволяет сделать вывод о том, что метод проектов будет способствовать формированию у учащихся общеучебных компетенций. Учитывая важность проблемы и ее новизну мною сформулирована следующая тема экспериментальной работы: Метод проектов как условие становления общеучебных компетенций учащихся. Объект исследования: развитие общеучебных компетенций учащихся через проектную деятельность. Предмет исследования: проектная деятельность, как средство развития общеучебных компетенций учащихся. Цель исследования: развитие общеучебных компетенций учащихся через использование метода проектов во внеурочной деятельности. В ходе исследования решались следующие задачи: - выявить особенности проектной деятельности как одной из инноваций современного образования; - организовать проектную деятельность учащихся; - рассмотреть особенности развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание». Гипотеза: метод проектов будет способствовать становлению общеучебных компетенций учащихся; при условии, если будут учтены индивидуальные особенности учащихся и степень их включения в проектную деятельность. Ожидаемые результаты для учащихся: - становление общеучебных компетенций (исследовательских, социального взаимодействия, оценочных, информационных); - создание проектов по темам: 1. «Герои битвы за Тихвин» 2. «Занятия жителей Тихвинского уезда в 19 веке (по материалам школьного музея)» 3. «Межличностные конфликты» 4. «Человек и природа» 5. «Человек среди людей (дружба)» 6. «Связь поколений». Основные методы проведения исследования: - теоретический анализ источников; - систематизация эмпирического материала; - наблюдение; - метод социальных исследований; - обработка и анализ результатов. База исследования: 8-А класс, предметы история, обществознание. Исследование проводилось 2009-2010 учебном году в несколько этапов: I этап: Обоснована изучаемая проблема. Определены исходные теоретические позиции. Разработан понятийно-категорийный аппарат исследования. II этап: Осуществлена разработка и организация проектной деятельности учащихся. Обобщены эмпирические данные. III этап: Обоснованы выводов и оформлены результаты исследования. Глава I. Организация проектной деятельности учащихся.
В ходе организации проектной деятельности учащихся (создания учащимися проектов) можно выделить следующие этапы:
Глава II. Диагностика и анализ развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание».
На основе модифицированной методики П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского была разработана и проведена входная, текущая и итоговая диагностика. Уровни обучаемости определялись следующим образом: I уровень учебной деятельности — общекультурный— демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня; II уровень - прикладной- требует от ученика, кроме перечисленного, также выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки; III уровень - творческий- демонстрируют ученики, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий. Для проведения диагностики, на предметном содержании темы учитель проектирует специальные работы, состоящие из нескольких частей. В каждой части вопросы определенного вида, определяющие уровень владения конкретным мыслительным навыком: 1) Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящие к ...). 2) Синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим 3) Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б 4) Логика - причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, 5) Выводы (дается краткий текст, задание - сделать вывод на основании
Большинство остальных общеучебных компетенций являются синтетическими. Например, навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: и техника чтения, и выделение главного, и анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т.д. Все эти процессы протекают свернуто, компактно. При проведении диагностики смыслового чтения учителям- предметникам необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1) текст должен содержать материал, знакомый учащимся; 2) в тексте не должны встречаться понятия, термины, не усвоенные учащимися ранее; 3) текст должен иметь несложную структуру. Навык грамотной устной речи: Пересказ по наводящим вопросам (0). Пересказ по плану, опорной схеме (1). Самостоятельный пересказ текста (2). Умение работать со «свернутой» информацией: Не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0). Видит зависимость в таблице, схеме, графике (1). Умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2). Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроках. Таким образом, в ходе эксперимента был определён уровень сформированности мыслительных компетенций учащихся (Приложение № 7). По наблюдениям педагога на начало учебного года были определены такие общеучебные компетенции как: - устная речь (17 ч. (68%) – I общекультурный уровень, 7 ч. (28%) – выше I уровня, 1 ч. (4%) – II (прикладной) уровень); - умение работать с информацией (7 ч. (33%) - I уровень, 6 ч. (29%) – выше I уровня, 8 ч. (38%) - ниже I уровня); - самостоятельное выполнение заданий (12 ч. (48%) – I уровень, 6 ч. (24%) - выше I уровня, 6 ч. (24%) – II (прикладной) уровень, 1 ч. (4%) ниже I уровня); - умение работать в группе и в паре (8 ч. (32%) - I уровень, 3 ч. (12%) - выше I уровня, 14 ч. (56%) - II (прикладной) уровень). 1.Входная диагностика по теме «Человек и природа» (Приложение № 1). Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты: - I уровень обучаемости учебной деятельности (общекультурный) показали 15 ч. (71%) и выше I уровня – 6 ч. (29%); - компетенции мыслительные были сформированы следующим образом: · анализ – 10 ч. (48%) I уровень и 11 ч. (52%) выше I уровня; · логика – 20 ч. (95%) выше I уровня и у 1 ч. (5%) I уровень; · вывод – 20 ч. (95%) I уровень, 1 ч. (5%) выше I уровня. 2.Текущая диагностика по теме «Малая группа» (Приложение № 2). Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты: - компетенции мыслительные были сформированы следующим образом: · анализ – 21 ч. (100%) I уровень; · логика – 3 ч. (14%) I уровень, 1 ч. (5%) выше I уровня, 2 ч. (10%) II (прикладной) уровень, 15 ч. (71%) ниже I уровня; · вывод – 2 ч. (10%) I уровень, 5 ч. (24%) выше I уровня и у 14 ч. (66%) ниже I уровня. 3.Текущая диагностика оп теме «Самое утреннее из чувств» (Приложение № 3). Из 25 учащихся работу выполняли 18 человек. Были получены следующие результаты: - компетенции мыслительные были сформированы следующим образом: · анализ – 8 ч. (44%) I уровень, 5 ч. (28%) выше I уровня, 3 ч. (17%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (11%) ниже I уровня ; · логика – 2 ч. (11%) I уровень, 15 ч. (83%) выше I уровня, 1 ч. (6%) ниже I уровня; · вывод – 10 ч. (56%) I уровень, 8 ч. (44%) выше I уровня. 4.Текущая диагностика по теме «Связь поколений» (Приложение № 4). Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты: - компетенции мыслительные были сформированы следующим образом: · анализ – 5 ч. (24%) I уровень, 3 ч. (14%) выше I уровня, 11 ч. (52%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (10%) ниже I уровня; · логика – 4 ч. (19%) I уровень, 11 ч. (52%) выше I уровня, 6 ч. (29%) ниже I уровня; · вывод – 4 ч. (19%) I уровень, 3 ч. (14%) выше I уровня и у 14 ч. (67%) ниже I уровня. 5.Текущая диагностика по теме «Человек и выбор жизненного пути» (Приложение № 5). Из 25 учащихся работу выполняли 23 человека. Были получены следующие результаты: - компетенции мыслительные были сформированы следующим образом: · анализ – 6 ч. (26%) I уровень, 12 ч. (52%) выше I уровня, 2 ч. (9%) II (прикладной) уровень, 3 ч. (13%) ниже I уровня; · логика – 3 ч. (13%) I уровень, 8 ч. (35%) выше I уровня, 4 ч. (17%) ниже I уровня, 8 ч. (35%) II (прикладной) уровень; · вывод – 9 ч. (39%) I уровень, 5 ч. (22%) выше I уровня и у 9 ч. (39%) ниже I уровня. 6.Итоговая диагностика по теме «Человек. Природа. Общество» (Приложение № 6). Из 25 учащихся работу выполняли 25 человек. Были получены следующие результаты: - I уровень обучаемости учебной деятельности (общекультурный) показали 4 ч. (16%), выше I уровня – 11 ч. (44%), 8 ч. (32%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (8%) ниже I уровня; - компетенции мыслительные были сформированы следующим образом: · анализ – 1 ч. (4%) I уровень, 19 ч. (76%) выше I уровня, 5 ч. (20%) II (прикладной) уровень; · логика – 5 ч. (20%) выше I уровня и у 20 ч. (80%) I уровень; · вывод – 3 ч. (12%) I уровень, 20 ч. (80%) II (прикладной) уровень и у 2 ч. (8%) ниже I уровня. По наблюдениям педагога на конец учебного года были определены такие общеучебные компетенции как: - устная речь (8 ч. (32%) – I общекультурный уровень, 16 ч. (64%) – выше I уровня, 1 ч. (4%) – II (прикладной) уровень); - умение работать с информацией (3 ч. (12%) - I уровень, 5 ч. (20%) – выше I уровня, 14 ч. (56%) - ниже I уровня, 3 ч. (12%) – II (прикладной) уровень); - самостоятельное выполнение заданий (2 ч. (8%) – I уровень, 8 ч. (32%) - выше I уровня, 15 ч. (60%) – II (прикладной) уровень); - умение работать в группе и в паре (5 ч. (20%) - выше I уровня, 14 ч. (56%) - II (прикладной) уровень и у 6 ч. (24%) - I уровень). Результативность повышения уровня сформированности общеучебных компетенций. (Приложение № 8) На основе наблюдений учителя и по результатам диагностики определён уровень сформированности общеучебных компетенций учащихся: Обученность · успеваемость за год – 100% · качество знаний – 72% Обучаемость · 16 ч. (64%) – уровень повысился изменение уровня сформированности мыслительных компетенций · анализ: 11 ч. (44%) – уровень повысился · логика: 2 ч. (8%) – уровень повысился · вывод: 13 ч. (52%) – уровень повысился
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |