Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доказательства эффективности компьютерных технологий



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Доказательства эффективности компьютерных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




Очень важно, что использование ИТ органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

В этой работе представлена результативность обучения при использовании ИТ. Диагностика уровня сформированности ОУН свидетельствуют о том, что система работы с использованием ИТ на уроках химии приводит к росту показателей качества обученности, чего не наблюдается при традиционном обучении. При этом наибольшее увеличение количества детей, входящих в группу «сильных» и «средних», наблюдается по критерию сформированности коммуникативных навыков: 42% и 35% соответственно. Значительный рост прослеживается и по уровню сформированности организационных навыков. Рост интеллектуальных умений и навыков несколько ниже и составляет 21%, что свидетельствует о сложности процесса их формирования [10].

На диаграммах 1 и 2 представлены качественная и абсолютная успеваемость, степень обученности учащихся в течение двух лет, результаты которой свидетельствуют о положительной динамике качества обученности.

Диаграмма 1. – Качественная успеваемость учащихся 8-го класса по химии (2005-2006 учебный год)

Диаграмма 2. – Качество обученности по химии учащихся 8-го и 9-го классов (2006-2007 учебный год)

Изучение структуры мотивации проводилось методом анкетирования. Позитивным моментом можно считать увеличение показателя, характеризующего выраженность познавательного интереса, а именно: «содержанием и процессом познания», так как традиционно выраженность данного мотива обратно пропорциональна возрасту обучающихся (диаграмма

Диаграмма 3. – Структура мотивов учебной деятельности

Система отслеживания результативности обучения химии свидетельствует о положительной динамике сформированности ОУН, качества обученности по предмету, оптимизации структуры учебной мотивации.

Таким образом, компьютеризация при обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес учащихся. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика [8, 9].

Для доказательства эффективности применения компьютерных технологий обучения в период с 1997/98 по 2003/04 учебные годы был проведен педагогический эксперимент сотрудниками кафедры аналитической химии БГУ и кафедры химии БГТУ с участием студентов II курса химического факультета и I курса биологического факультета БГУ, а также студентов II курса факультетов технологии органических веществ, химической технологии и техники, издательского дела и полиграфии БГТУ. В эксперименте принимали участие 970 человек: по 485 студентов в контрольной и экспериментальной группах с одинаковыми входными баллами. В контрольную группу вошли студенты, которые обучались по традиционной технологии. Обучение студентов экспериментальной группы осуществлялось с применением комплекса компьютерных технологий, разработанного на основе структурно-логической схемы курса аналитической химии. Комплекс включает в себя компьютерные технологии, реализующие информационную, обучающую, контролирующую функции. КТ обучения, реализующие информационную функцию, включает структурированные информационные программы и справочники по основному и обеспечивающему материалу, демонстрационные и имитационно-моделирующие программы. КТ, реализующие обучающую функцию, включают обучающие программы тренировочного типа; для усвоения алгоритмизируемых действий; по решению расчетных задач. Компьютерные технологии, реализующие контролирующую функцию, включают программы входного (проверка уровня знаний по обеспечивающему материалу данной темы) и выходного контроля (проверка уровня знаний и умений после изучения темы); текущего контроля по конечному результату; контроля алгоритма выполнения действий и решения расчетных задач. Результаты педагогического эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1. – Результаты использования КТ для формирования интеллектуальной сферы студентов

Компоненты интеллектуальной сферы

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Профессиональное мышление: теоретическое; практическое; наглядно-образное     219 229 217     155 148 145     111 108 123     190 194 171     157 156 166     138 135 148
Общелогические операции: теоретический анализ; синтез; рефлексия; составление системы действий; абстрагирование     222   218 215   199 198     145   139 150   138 140     118   128 120   148 147     185   179 171   183 180     135   133 156   148 155     165   173 158   154 150
Индивидуальные особенности умственной деятельности: гибкость мышление; критичность мышления   198   215   153   151   134   119   168   190   148   147   169   148
Познавательные умения: умение доказывать; умение решать задачи   185 165   149 165   151 155   165 158   143 154   177 173
Учебные умения: строить алгоритм решения задачи; переводить словесную информацию в знаковую; контролировать и оценивать свои действия     137   135     142     158   160     165     190   190     178     129   133     115     145   151     155     211   201     215

Студенты экспериментальной группы заметно превосходят контрольную группу по всем компонентам, характеризующим уровень развития интеллектуальной сферы, что свидетельствует об эффективности использования модуля компьютерных технологий в формировании интеллектуальной сферы будущих специалистов естественнонаучного профиля. Проведенные исследования показали, что обучение с помощью компьютерных технологий в большей степени, чем традиционное, связанно с мыслительной деятельностью обучаемых. Компьютерные технологии могут обеспечивать устойчивость внимания, развивать логическое мышление, формировать приемы запоминания, способность к обобщению, абстрагированию.

Одним из компонентов интеллектуальной сферы студентов являются учебные умения, например, строить и выполнять алгоритм действий, контролировать и корректировать их. В ходе эксперимента было установлено, что работа с обучающей программой, обеспечивающей формирование алгоритмизируемых действий на основе теории поэтапного формирования умственных действий, помогает сформировать эти умения у значительной части студентов.

Таким образом, комплексное использование модуля информационных технологий в учебном процессе способствует повышению уровня развития интеллектуальной сферы и познавательной активности будущих специалистов естественнонаучного профиля [4].

Заключение

В заключении отметим, что построение познавательного процесса с использованием КТ приводит к формированию информационной культуры обучаемых, позволяет повысить уровень развития умственной деятельности, организовать восприятие и осмысление информации, а также компьютер позволяет индивидуализировать закрепление знаний и умений, создать благоприятный психологический климат для обучающих. Некоторые специалисты считают, что в ближайшем будущем обучение при помощи компьютера приобретет массовый характер и при этом произойдет усиление индивидуализации обучения. В этом отношении может нарушится необходимый непосредственный контакт обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми.

Целевое включение новых ИТ в учебный процесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.

Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса могут явиться следующие аспекты:

· в центре технологии обучения - учащийся;

· в основе учебной деятельности – сотрудничество;

· позиция учащегося в учебном процессе – активная;

· перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности учащегося к самообразованию.

Большинство образовательных учреждений активно участвует в реализации освоения современных ИТ и ведет работу на перспективу, определяя приоритетные задачи:

· организовать дальнейшую работу по повышению квалификации и методической поддержки педагогов в области использования ИТ;

· развивать школьную медиатеку;

· координировать работу педагогов всех образовательных ступеней для эффективного использования компьютерной базы школы;

· наладить информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями;

· организовать работу по формированию информационной культуры.

Применение информационных технологий является необходимым условием при организации самостоятельной работы учащихся, проведения расчетов, поиска необходимой информации, моделирования экспериментов на компьютере, которые дают возможность подготовиться к выполнению реального эксперимента. Используя слайд-фильмы, можно повысить интерес учащихся к данной области изучения, и при этом реализовывать принципы системности и наглядности.

Список литературы к реферату

1. Минькова, Н.О. Об использовании ИКТ в подготовке сельских учителей в области химии / Н.О. Минькова // Педагогическая информатика. - 2006. - №4. - С.51-55.

2. Минькова, Н.О. Организация самостоятельной работы студентов педагогических вузов в области химии с использованием информационных технологий // Информатизация педагогического образования: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 29-31 января 2007 г. / ГОУ ВПО «УГПУ». Екатеринбург, 2007. - Ч.2. - С. 227-232.

3. О.С. Зайцев Методика обучения химии / Зайцев О.С. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С.250.

4. Апостол, Н.А. Компьютерные технологии в формировании профессиональных умений будущих специалистов естественнонаучного профиля / Н.А. Апостол, Н.А. Коваленко, Е.В. Радион // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2008. - №3. – С.49-52.

5. Карпович, Ж.С. Информационные технологии на уроках химии / Ж.С. Карпович // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2008. - №7. – С.37-40.

6. Курдюмова, Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки / Т. Н. Курдюмова // Химия в школе. - 2002. - №8. - С. 35 – 37.

7. Курдюмова, Т. Н., Курдюмов, Г. М. Компьютерные обучающие игры. / Т. Н. Курдюмова, Г. М. Курдюмов // Химия. Методика преподавания. - 2004. - №1. - С. 75 – 77.

8. Макошина, В. Н., Мещерикова, Е. В. Использование компьютеров в обучении   химии / В. Н. Макошина, Е. В. Мещерикова // Химия. Методика преподавания в школе. - 2002. - №6. - С. 55 – 60.

9. Нечиталова, Е. В. Информационные технологии на уроках химии. / Е. В. Нечиталова // Химия в школе. - 2005. - №3. - С. 13 – 15.

10. Раткевич, Е. Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования / Е. Ю. Раткевич //Химия. Методика преподавания в школе. - 2001. - №1. - С.13 – 18.

11. Фельдман, И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций / И.Д. Фельдман //Химия в школе. - 2005.- №7. - С. 36 – 37.

12. Российский общеобразовательный портал. [Электронный ресурс]. / Коллекция: естественнонаучные эксперименты. – 2004. - Режим доступа: http://experiment.edu.ru - Дата доступа 02.10.2008.

13. Портал фундаментального химического образования России. [Электронный ресурс]. / Наука. Образование. Технологии. - 2004. - Режим доступа: http://www.chem.msu.su - Дата доступа 02.10.2008.

 



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Доказательства эффективности компьютерных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доказательства эффективности компьютерных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)