Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и понятие эффективности менеджмента.



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Сущность и понятие эффективности менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок




             Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия.

В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

• управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;

• затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

• характера управленческого труда;

• эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.[2]

Эффективность — это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, — это и есть содержание эффективности как управленческой категории. [5]

В управленческой литературе экономисты различают следующие аспекты эффективности менеджмента:

Внутренняя эффективность — эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом);

    ♦ Внешняя эффективность — эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации;

    ♦ Общая эффективность — эффективность в качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности;

    ♦ Рыночная эффективность — насколько полно удовлетворяются запросы потребителя по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;

    ♦ Идеальная эффективность — вопреки усилиям менеджмента по оптимизации организационной структуры такая «эффективность недостижима ни при каких обстоятельствах;

    ♦ Целевая, или стратегическая эффективность отражает меру достижения целей организации;

    ♦ Затратная, или тактическая эффективность отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации;

    ♦ Глобальная эффективность экономики — последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микро уровня (фирмы) [6].

  Теперь рассмотрим некоторые из этих видов эффективности менеджмента организации в самом общем виде. [4]Зависимость уровня общей эффективности организации от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно представить следующим образом:

                                                    Э = Э1*Э2,

     где Э — уровень общей эффективности; Э1 — уровень внешней эффективности; Э2 — уровень внутренней эффективности.

   Говоря об общей эффективности Э как о комбинации двух ее составляющих Э1 и Э2, мы тем самым подчеркиваем ее двойственную природу. Очевидно, что высокий уровень составляющей Э1 обеспечивает повышение эффективности Э в целом. Вместе с тем, даже при достаточно высоком уровне внутренней эффективности Э2 организация не будет иметь высокий уровень общей эффективности Э, если не будет обеспечена ее эффективность с точки зрения использования рыночных возможностей (Э1). Отсюда вывод: для получения организацией максимально высоких результатов необходимо наиболее полно реализовать ее рыночные возможности и достаточно обеспечить максимально высокий уровень ее внутренней эффективности.

    Производство товаров, заведомо не имеющих спроса на рынке, делает бессмысленными всякие усилия по повышению эффективности этого производства. С другой стороны, производство пользующегося спросом товара при низком уровне его эффективности (высокие производственные затраты, высокая себестоимость) приведет в конце концов к снижению спроса на него и уменьшению доли рынка. И в том, и в другом случае уровень общей эффективности остается значительно ниже максимально возможного.[1]

Согласно формуле общей эффективности ясно, что все усилия руководителя по увеличению сбыта продукции в целях достижения предприятием успеха всегда будут сводиться на нет, если его усилия на административном поприще, в свою очередь, не приведут к обеспечению высокой внутренней эффективности организации.

           Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, т.к.:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить [6].

                     Критерии и показатели эффективности управления

    Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.

    Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления.

  Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов — показателем фондоотдачи.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. [3]

  Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

  Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

      Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

    Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект [2].


 

 

Задача:

Найдите оптимальное управленческое решение по выбору автомобиля немецкого производства. На российском рынке эти автотранспортные средства представлены четырьмя основными марками: Mercedes-Benz, BMW, Audi и Opel.

Основные критерии, по которым выбираются автомобили:

1. Цена.

2. Мощность.

3. Экономичность.

4. Дизайн.

5. Динамичность.

6. Курсовая устойчивость и управляемость.

7. Эргономичность салона.

8. Надежность.

Критерии оценок для выбора управленческого решения представлены в табл. 1.

Марка автомобиля

Критерии оценок Mercedes-Benz BMW Audi Opel Удельный вес, %
1. Цена. 0,3 0,25 0,25 0,2 0,2
2. Мощность. 0,3 0,25 0,25 0,2 0,05
3. Экономичность. 0,2 0,25 0,25 0,3 0,1
4. Дизайн. 0,25 0,25 0,3 0,2 0,1
5. Динамичность. 0,3 0,3 0,2 0,2 0,05
6. Курсовая устойчивость и управляемость. 0,3 0,25 0,3 0,15 0,2
7. Эргономичность салона. 0,25 0,25 0,3 0,2 0,1
8. Надежность. 0,3 0,25 0,25 0,2 0,2

Σ

1,6

1,5

1,65

1,25

1

 

Согласно оценкам по показателям, имеющим наибольший удельный вес (цена, экономичность, дизайн, эргономичность салона, курсовая устойчивость и управляемость, надежность), оптимальным для выбора является автомобиль Audi, несмотря на то что по общей сумме всех критериев лидирует Mercedes-Benz.

 


 

Тест:

Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной последовательностью:

1)кодирование информации и формирование сообщения.

2)интерпретация сообщения и формирование ответа.

3) декодирование и восприятие информации.

4)передача ответа.

5) формирование идеи.

6) выбор канала связи и передача сообщения.

Ответ: 5, 1, 6, 3,2,4.

Список литературы:

1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 504с.

2. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента: Учеб. для ВУЗов. Под ред Д.Д. Вачугова. М.: Высшая школа, – 2001. 367 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.- 528 с.

4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.

5. Теория управления: Учебник/ В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. – М.: Экономика, 2003.

6.  http://besonus.narod.ru/Effect/ - эффективность менеджмента организации    

7. http://www.risk24.ru/- управление рисками, риск-менеджмент на предприятии.

 



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Сущность и понятие эффективности менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и понятие эффективности менеджмента.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)