Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права авторов произведений науки, литературы и искусства



2019-12-29 165 Обсуждений (0)
Права авторов произведений науки, литературы и искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие положения

Прежде чем непосредственно приступать к анализу авторских прав, следует принять к сведению, как важно специалистам по интеллектуальной собственности знать не только национальное законодательство, но и международное право. Ведь если юрист не примет нужных мер для охраны авторских прав, автор может потерять их не только по закону своей страны, но и по международному законодательству. Поэтому так важны и необходимы сейчас международные конвенции и соглашения в области охраны авторских прав.

Российское авторское право принадлежит к семье европейского континентального права и всегда, даже в советский период, развивалось в целом в рамках традиций последнего. Согласно традициям континентального европейского права новый ЗоАП четко делит права на личные неимущественные (моральные права - droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством, в частности ГК РСФСР 1964 г. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены и расширены.

Деление авторских прав на две группы является признанием, во-первых, того факта, что творческая деятельность носит сугубо личный характер, и во-вторых, необходимости предоставить обладателю прав возможность извлекать имущественную выгоду из использования произведения. Вместе с тем данное деление необходимо, чтобы обеспечить несколько отличное правовое регулирование (возможно, только охрану) каждому виду права.

 

 

Право авторства

 

Статья 6 bis Бернской конвенции под личными (неимущественными) правами автора, существующими независимо от его имущественных прав или даже после их отчуждения, понимает право на авторство и на воспрепятствование всякому изменению, искажению и другого рода посягательства в отношении авторской работы, которые могут быть направлены против репутации либо чести автора[3].

В Законе перечислены личные неимущественные права автора, которые принадлежат ему в отношении произведения:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использование произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведения, в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав. В целом личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения. Эти права не ограничены сроком, т.е. охраняются бессрочно. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. Что касается других лиц, прежде всего наследников, то они могут приобретать право лишь на защиту личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор, но не на их осуществление. Право авторства, право на обнародование, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Первым важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. право творца быть признанным обществом в качестве автора произведения на основе факта его создания. "Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения"[4] и требовать признания данного факта от других лиц. Опираясь на это право, автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицам.

Например, в Останкинском суде рассматривалось дело телекомпании о нарушении права авторства. "В одной из музыкальных программ постоянно как "некий атрибут" программы известным певцом исполнялась песня, в титрах передачи указывался не истец, а другое лицо. Автору удалось доказать свое авторство путем представления справки из РАО о регистрации текста песни в РАО. В итоге с автором было заключено мировое соглашение".

Право авторства возникает в силу создания произведения, и осуществления каких-либо формальностей не требуется, однако, как видно из примера, не мешало бы осуществлять регистрацию в РАО. Тем более что в настоящее время участились случаи, когда лица не только используют чужие материалы, но и выдают их за свои. Так, в журнале "Интеллектуальная собственность" был опубликован следующий случай. Т.Б. разместил свои материалы на сайте. Позднее им было обнаружено, что издательство "Познавательная книга плюс" выпустило в свет книгу "Реклама в Интернете", текст которой на 54% состоит из материалов, размещенных на сайте Т.Б. В качестве автора указан А. Высоткин.

Право авторства обладает также другими важными характеристиками:

право авторства может осуществляться только автором;

право авторства неотчуждаемо от личности автора (принадлежит только его создателю и неотчуждаемо);

от права авторства нельзя отказаться;

право авторства является абсолютным; прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться.

После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. У наследников и иных правопреемников автора имеются особые интересы в том случае, если авторство умершего автора присваивается другим лицом или приписывается другим лицам. Наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, т.к. остальные права производны от него.

 

Право на имя

 

Следующим личным неимущественным правом является право на имя. Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним). В частности, автор сам выбирает способ и полноту указания своего имени.

Избирая один из этих способов, автор реализует право на это имя. В подавляющем большинстве случаев произведения выпускаются в свет с указанием подлинного имени автора или псевдонима. В данном случае автор по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.

Автор также имеет право требовать указание своего имени каждый раз при создании, в публичном исполнении, при передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Таким образом, рекорд-компания или телеканал, представившие на рынок соответственно аудио- или аудиовизуальные произведения без указания имени автора, рискуют быть разоренными этим автором, т.к. разрешения на выпуск в свет произведения без указания имени он не предоставлял. И отсутствие договора с автором в этом случае будет трактоваться как доказательство в пользу претензии автора. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение. Важно отметить, что право на имя тесно связано с правом авторства. Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на избранное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени, или наоборот.

 

Право на обнародование и право на отзыв

 

Следующим личным неимущественным правомочием автора считается право на обнародование произведения или его отзыв. Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешать обнародование в любой форме. Под обнародованием понимается осуществление согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Таким образом, обнародование включает в себя следующие признаки:

1) наличие такого действия, которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (обеспечить к произведению доступ третьих лиц);

2) действие должно происходить впервые;

3) наличие согласия авторов на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.

Получается, что никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. без специального договора автора с исполнителем на обнародование нового произведения такое исполнение невозможно.

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Так, публикация автореферата диссертации не считается выпуском в свет самой диссертации; а публикация анонса кинофильма не является публикацией кинофильма.

Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация данного права может нанести ущерб интересам пользователей произведения, поэтому осуществление права на отзыв (как верно указывает законодательство) допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.

Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить об его отзыве. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений. Само отозванное автором произведение считается не обнародованным, это позволяет автору в некоторых случаях избежать неблагоприятных последствий обнародования произведения (поскольку обнародованные произведения в определенных рамках могут свободно использоваться третьими лицами без выплаты авторского вознаграждения).

 

Право на защиту репутации автора

 

Данное неимущественное авторское право означает возможность автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателю произведения. Право на защиту произведения от искажения возникает с момента его создания и прекращается в связи со смертью автора. Это абсолютно правильный подход, ведь если Закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты.

Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемости от автора другим лицам. Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству разрешается наследникам осуществлять защиту этого права (наравне с правом на авторство и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке наследственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защищать нарушаемые кем-либо личные неимущественные права покойного автора.

 

Имущественные права

 

Имущественные права автора сводятся к единому праву - праву на использование произведения в любой форме и любым способом. Право на использование произведения есть возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и его использованием.

Имущественными правами права называются потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Это, пожалуй, одно из главных отличий имущественных прав от личных неимущественных. Кроме того, имущественные права носят срочный характер, т.к. период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти.

 

Право на воспроизведение

 

Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звука и видеозаписи. Воспроизведение - это исторически первое и на начальном этапе развития авторского права единственное имущественное авторское правомочие. "Авторское право зародилось в Великобритании как право на изготовление копии книг, что нашло свое отражение в термине "право на копирование". Соответственно, воспроизводить - значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц. Запись произведений означает фиксацию звуков или изображений с помощью технических средств (магнитные пленки, кассеты) и приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и видеомагнитофонов (в том числе бытовых). Воспроизведением произведения служит также его запись в памяти ЭВМ.

Примером нарушения авторского права на воспроизведение можно считать следующий случай из практики. В 1997 г. ООО "Продюсерская компания А. Воропаева" выпустила кинофильм, в который вошла песня Иванова Д. "Летка-енька". С автором песни договор на воспроизведение не заключался, кроме того, в титрах фильма она значится как народная. В связи с изложенным истец указал на нарушение со стороны общества его права на воспроизведение. Суд правильно вынес решение, удовлетворив исковые требования истца.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставление возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может сделать копии своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению.

 

Право на распространение

 

Право на распространение экземпляров произведения - второе имущественное авторское правомочие. Право на распространение произведения первоначально понималось как часть права на воспроизведение. Более того, во многих зарубежных странах оно и теперь не признается отдельным авторским правомочием. Однако следует, что распространение произведения есть введение его в гражданский оборот. Законодатель указывает на способы распространения произведения (перечень не является исчерпывающим), в частности: продажа, сдача в прокат. Продажа означает реализацию копий произведений за плату. Сдача в прокат - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Вместе с тем лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение (п. 12 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47). Например, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Установив, что истец является обладателем исключительных прав на указанный фильм, суд удовлетворил иск.

Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим нести ответственность.

Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличия у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), т.е. не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет.

 

Право на импорт

 

Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы экземпляры произведения в целях их распространения. Стоит сразу отметить, что это правило относится к экземплярам произведений, а не к оригиналам; присутствует наличие в цели ввоза распространения. Следовательно, если экземпляры произведения ввозятся для представления их на выставках, публичного исполнения и других видов, то власть автора на данный ввоз не распространяется. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической базе.

 

Право на публичный показ и публичное исполнение

 

Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, пения, танцев как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана. Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т.е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для всеобщего посещения.

 

Право на передачу произведения в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю

 

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведения для всеобщего сведения по кабелю. В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю - самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщения (в том числе и передачи в эфир) по кабелю лицам, имеющим специальные приставки к своим радио- и телеприемникам, провода или иные аналогичные средства.

 

Иные права авторов

 

Также к имущественным правам автора относятся право на перевод и право на переработку произведения. Право на перевод и обработку иногда именуется правом на изменение формы произведения.

Право на перевод - одно из важнейших прав автора, введенных в наше право Всемирной конвенцией об авторском праве. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически. Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с организацией, которая собирается использовать его произведение в переводе.

Наряду с рассмотренными выше имущественными правами автора существуют и иные права. Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в перечне имущественных прав автора не выделено право на вознаграждение (авторский гонорар), как в советском законодательстве в ст. 479 ГК РСФСР. И это не случайно, т.к. авторское вознаграждение всегда (кроме случаев победы на конкурсе) выплачивается в рамках договоров об использовании произведений, а размер и порядок исчислений и выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведений определяются не в Законе (как это было прежде), а в авторском или ином договоре, заключаемом в установленном порядке. Более того, во избежание необоснованного ущемления прав автора постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения.

Далее следует перейти к такой важной особенности, как ограничение имущественных авторских прав. Ограничения авторских прав известны законодательству всех государств и прямо допускаются международными конвенциями по авторскому праву. Иногда данные ограничения называют изъятиями из авторских прав или свободным использованием произведения. Сейчас действующее авторское право России все случаи изъятия согласует с международными стандартами (в том числе с Бернской конвенцией). Сущность данных изъятий из правил охраны сводится к тому, что изъятия касаются лишь правомерно обнародованных произведений; изъятия не затрагивают личных неимущественных правомочий автора и не наносят ущерб нормальному использованию прав авторов. Перечень этих ограничений исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения.

Первую такую группу образуют виды свободного использования произведений, объединяющим признаком которых является необходимость обеспечения доступа к произведениям в целях свободного распространения информации.

Вторую группу изъятия из сферы авторского права составляют случаи свободного репродуцирования опубликованных произведений в единичных экземплярах без извлечения прибыли. Это разрешается делать библиотекам и архивам для замены и дополнения испорченных экземпляров.

Третья группа случаев свободного использования произведения включает публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний. Кроме того, допускается воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью .

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных.

Пятую группу образуют случаи использования произведений исключительно в личных целях, ведь при этом вообще не происходит использование произведения в том смысле, какое в него вкладывает законодательство. Например, читая приобретенную книгу, лицо не использует произведение, а удовлетворяет с его помощью свои потребности.


 

Защита авторских прав

 Способы гражданско-правовой охраны авторских прав

 

Рассмотрим более подробно гражданско-правовые способы защиты авторских прав.

1. Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов и исполнителей или к неимущественным правам. Данный способ может сопровождаться публичным заявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет. Указанная мера защиты особенно актуальна в случаях нарушения личных неимущественных прав автора.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Мерой по восстановлению положения может являться, например, уничтожение контрафактных экземпляров произведения. Прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может выражаться, например, в прекращении подготовки к выпуску в свет бездоговорного издания или компакт-диска или запрете рекламы. Под исполнением обязанностей в натуре понимается реальное выполнение нарушителем в отношении потерпевшего действий, указанных в обязательствах, связывающих стороны.

3. Способ возмещения убытков, включая упущенную выгоду, является наиболее действенным способом защиты авторских прав. Выдвигая требование о возмещении убытков, обладатель авторских и смежных прав должен доказать факт наличия убытков, их документальное подтверждение, а также размер и то, что убытки были причинены действиями нарушителя. На практике такой способ восстановления нарушенных прав затруднителен. Обычно в сфере авторского права и смежных прав убытки проявляются в форме упущенной выгоды (ст. 15 ГК РФ), т.е. той суммы, которую правообладатель мог получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение или иной охраняемый объект возмездно.

 

 

Административно-правовая и уголовная ответственность за нарушение авторских прав

 

Как уже было сказано, в России наряду с гражданско-правовой защитой авторских прав действует административная и уголовная ответственность за их нарушения. Применение административной ответственности к нарушителям авторских прав является весьма действенным способом их защиты в случаях непосредственного обнаружения фактов распространения и использования контрафактной продукции при отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления.

Базовым составом административного правонарушения в сфере авторских прав является ст. 7.12 КоАП[5]. Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. За подобные действия предусмотрен штраф. Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации, но, несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. Например, в ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки.

Следующим средством борьбы с нарушением авторских прав является уголовная ответственность и уголовное преследование нарушителя( Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав)[6]. Это средство борьбы могло бы быть более действенным и эффективным, однако несовершенство уголовного законодательства и слабая работа правоохранительных органов обусловливают высокий уровень правонарушения. В связи с этим 26 марта и 8 декабря 2003 г. были внесены изменения в ст. 146 Уголовного кодекса РФ (в иные статьи последние изменения были внесены 11 марта 2004 г.). Благодаря этому повышение качества расследования по пресечению соответствующих преступлений не заставило себя долго ждать. А проиллюстрировать данную ситуацию можно следующим примером.

5 февраля 2004 г. в Зеленоградском суде г. Москвы рассмотрено уголовное дело по ст. 146 УК РФ, по которому к одному году лишения свободы условно осуждено лицо, организовавшее изготовление контрафактных оптических дисков на оборудовании, арендованном у Зеленоградского завода музыкальных технологий. По данному делу было изъято 234 493 пиратских оптических диска, в том числе 60 000 СD с записью музыкальных произведений в исполнении американских артистов. К взысканию с преступника присуждено 180 тыс. долл. США в пользу компании Sonу, EMI, а также некоторых других правообладателей, чьи права были нарушены.

Какие же изменения внесены в ст. 146 УК РФ?

Во-первых, изменилась юридическая конструкция статьи: если ранее в ней было две части, то теперь их три. В новой редакции ч. 1 ст. 146 УК содержится лишь состав присвоения авторства (плагиата), повлекшего причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав перешло в ч. 2 статьи, в которой, кроме того, криминализированы приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Часть 3 устанавливает ответственность за злодеяния, предусмотренные ч. 2, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой в особо крупном размере, или лицом с использованием своего служебного положения. Статья снабжена примечанием, дающим определение крупного размера.

Объект преступления остался без изменения - общественные отношения по реализации человеком и гражданином авторских и смежных прав, гарантированных Конституцией РФ. Состав ч. 1 ст. 146 УК как был, так и остался материальным, но с учетом того, что причинение крупного ущерба является теперь обязательным элементом только для состава присвоения авторства; он изменился по содержанию.

 

 Иные средства защиты авторского права

 

Говоря об иных средствах защиты, главное внимание следует уделить защите прав граждан в досудебной инстанции и, конечно же, через суд. Судебный порядок защиты (учитывая его сложность) самый актуальный, действенный, а главное - справедливый.

Напомним, что охрана прав - это установление общего правового режима, а защита прав - это прежде всего меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены. Следовательно, одно понятие (охрана) напрямую связано с другим (защита). А значит, правильнее быть готовым к худшему и заранее установить (или знать о ней) такую охрану произведению, которая позволит с легкостью защитить авторам и их правообладателям свои права.

Меры защиты авторских прав (при их многообразии) могут быть разделены следующим образом.

В зависимости от того, какое право нарушено, меры защиты делятся на:

1) меры защиты личных неимущественных прав;

2) меры защиты имущественных прав авторов.

Кроме того, стоит выделить еще одну группу мер авторско-правовой защиты:

1) меры, применяемые в порядке предупреждения правонарушения;

2) меры, применяемые после того, как факт нарушения авторских прав совершился.

Как происходит признание авторства, мы установили ранее. Имя автора указывается на публикации, его не оспаривают.

Однако в случаях спора о праве авторства могут возникнуть сложности с доказыванием, в связи с тем что современная авторско-правовая система не устанавливает каких-либо формальностей, от выполнения которых зависело бы признание авторства. Вместе с тем видов доказательств существует огромное количество. Кроме того, ведется регистрация авторских произведений РАО и иными организациями.

Подтвердить неоспоримое авторство (как справедливо указывает Н.В. Макагонова) означает установить факт, имеющий юридическое значение.

В научной юридической литературе подразумеваются два способа установления фактов, имеющих юридическое значение: судебный и нотариальный.

Так, суд устанавливает юридические факты, если нет возможности в ином порядке получить необходимые документы. Следовательно, суд совершает указанные действия по заявлению заинтересованного лица.

Задача нотариата в охране авторских прав состоит в выполнении следующих действий: удостоверение завещаний; выдача свидетельств о праве на наследство; принятие мер охраны наследственных имущественных авторских прав; удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, и т.д.

Специальной формы для нотариального подтверждения авторства не существует, однако автор может написать заявление о подтверждении факта авторства и его подпись будет нотариально засвидетельствована. Аналогичный факт может подтвердить и другое лицо, и также подпись свидетельствует нотариус. Кроме того, автор в завещании может сделать распоряжение о правах на свое авторское произведение.

Судебное признание права авторства лица на определенное произведение предъявляется указанным лицом в суд. Иск предполагает, что вопрос об авторстве носит спорный или неопределенный характер. Исковое заявление предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а если ответчик - юридическое лицо, то по месту нахождения данного юридического лица. Кроме того, ввиду сложности споров об авторском праве, а также на основании указания в законе истец подает письменное заявление, в котором указываются имена и адреса сторон и иных заинтересованных лиц и организаций.

Бремя доказывания лежит на истце. При этом доказательства могут быть любыми (рисунки, черновики, нотные записи, свидетели, видевшие соответствующие произведения).

Более того, непосредственно РАО (а также иные организации) могут участвовать в качестве сторон по делу, через представителя. Прокурор также может участвовать в заседании и предъявить иск.


 

Заключение

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Автор-физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А что есть у нации кроме культуры, нет культуры нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и безусловно авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.


 

Список литературы

1 Гражданский кодекс Российской федерации от 17 июля 2009 года

2 Бернская конвенция 1886 года

3 уголовный кодекс РФ от 17 июня 2010

4 Интернет

 


[1] Часть чётвертая ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступила в действие с 1 января 2008 года

[2] Статья 1228 ГК РФ от 18.12.2006 №230-фз часть 4. Автор результата интеллектуальной деятельности

 

[3] Бернская конвенция 1886 года

[4] Савельева М.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества, M. 1976

[5] Кодекс РФ об административных правонарушениях Глава 7

 

[6] Уголовный кодекс РФ



2019-12-29 165 Обсуждений (0)
Права авторов произведений науки, литературы и искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права авторов произведений науки, литературы и искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)