Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синдром хронической дотационности российских регионов



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Синдром хронической дотационности российских регионов 0.00 из 5.00 0 оценок




 Для федеративного устройства России вот уже более 10 лет характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются. Предпринимаемые меры стимулирования развития территорий через особые экономические зоны (ОЭЗ), специальные федерально-целевые программы (ФЦП) и объединение регионов оказываются малоэффективными. Какие же факторы определяют хроническую дотационность субъектов Федерации?

Рассмотрим этот вопрос через призму межбюджетных отношений.

В таблице1 приведены абсолютные и удельные параметры дотационности регионов России в 2010 году [2-3]. Регионы расположены в порядке убывания размера дотаций на душу населения субъекта РФ.

Таблица 1. - Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2010 год.

Дотационный регион Федеральный округ Дотация, тыс. руб. Численность населения на 01.01.2010, чел. Удельные дотации, руб./чел.
1 Камчатский край ДФО 22 249 700,5 342 256 65 008,94
2 Магаданская область ДФО 8 504 083,4 161 225 52 746,68
3 Республика Саха (Якутия) ДФО 39 200 910,4 949 506 41 285,58
4 Чукотский автономный округ ДФО 1 692 724,3 48 572 34 849,80
5 Республика Тыва СФО 9 066 421,3 316 968 28 603,59
6 Республика Алтай СФО 5 849 275,3 210 788 27 749,56
7 Республика Ингушетия ЮФО 6 645 164,9 516 590 12 863,52
8 Еврейская автономная область ДФО 2 300 127,6 185 063 12 428,89
9 Республика Бурятия СФО 11 587 695,3 963 466 12 027,09
10 Республика Дагестан ЮФО 30 366 868,3 2 737 611 11 092,47
11 Чеченская Республика ЮФО 13 067 001,1 1 267 740 10 307,32
12 Карачаево-Черкесская Республика ЮФО 4 124 545,4 427 181 9 655,26
13 Амурская область ДФО 7 049 760,7 860 669 8 191,02
14 Республика Адыгея ЮФО 3 514 900,0 443 043 7 933,54
15 Кабардино-Балкарская Республика ЮФО 6 709 371,5 893 697 7 507,43
16 Забайкальский край СФО 8 317 299,8 1 117 308 7 444,05
17 Республика Северная Осетия - Алания ЮФО 4 756 108,6 700 618 6 788,45
18 Псковская область СЗФО 4 583 595,8 688 649 6 655,92
19 Республика Калмыкия   ЮФО 1 868 947,9 283 214 6 599,07
20 Алтайский край СФО 16 402 166,4 2 491 627 6 582,91
21 Ивановская область ЦФО 6 929 106,8 1 066 746 6 495,55
22 Курганская область УФО 6 141 901,7 947 853 6 479,80
23 Тамбовская область ЦФО 6 678 637,8 1 088 637 6 134,86
24 Архангельская область СЗФО 7 598 047,5 1 254 808 6 055,15
25 Сахалинская область ДФО 2 854 264,8 510 882 5 586,94
26 Приморский край ДФО 9 593 939,5 1 982 166 4 840,13
27 Республика Марий Эл ПФО 3 345 324,7 698 345 4 790,36
28 Кировская область ПФО 6 570 605,9 1 391 534 4 721,84
29 Пензенская область ПФО 6 312 000,6 1 373 361 4 596,02
30 Брянская область ЦФО 5 932 945,4 1 292 481 4 590,35
31 Хабаровский край ДФО 6 269 168,9 1 400 285 4 477,07
32 Орловская область ЦФО 3 479 622,1 812 392 4 283,18
33 Ставропольский край ЮФО 10 071 949,3 2 711 767 3 714,16
34 Костромская область ЦФО 2 475 697,4 688 600 3 595,26
35 Республика Мордовия ПФО 2 712 639,2 826 624 3 281,59
36 Республика Карелия СЗФО 2 213 826,6 684 277 3 235,28
37 Чувашская Республика - Чувашия ПФО 3 945 252,2 1 278 359 3 086,18
38 Воронежская область ЦФО 6 779 850,7 2 261 180 2 998,37
39 Ростовская область ЮФО 12 308 428,0 4 230 274 2 909,61
40 Владимирская область ЦФО 3 917 012,9 1 430 019 2 739,13
41 Республика Хакасия СФО 1 452 040,6 539 171 2 693,10
42 Иркутская область СФО 6 678 309,7 2 503 043 2 668,08
43 Тверская область ЦФО 3 446 272,2 1 360 377 2 533,32
44 Ульяновская область ПФО 3 175 877,8 1 299 003 2 444,86
45 Смоленская область ЦФО 2 336 935,0 966 272 2 418,51
46 Саратовская область ПФО 6 005 579,5 2 565 050 2 341,31
47 Томская область СФО 2 369 367,2 1 044 047 2 269,41
48 Рязанская область ЦФО 2 225 931,9 1 151 524 1 933,03
49 Курская область ЦФО 2 157 021,9 1 148 643 1 877,89
50 Новосибирская область СФО 3 844 381,5 2 650 874 1 450,23
51 Мурманская область СЗФО 1 072 730,7 836 374 1 282,60
52 Астраханская область ЮФО 1 270 547,7 1 007 109 1 261,58
53 Омская область СФО 2 485 938,9 2 012 401 1 235,31
54 Краснодарский край ЮФО 6 231 855,3 5 161 042 1 207,48
55 Республика Коми СЗФО 1 135 021,9 951 069 1 193,42
56 Волгоградская область ЮФО 2 994 242,0 2 590 064 1 156,05
57 Челябинская область УФО 3 999 900,0 3 508 963 1 139,91
58 Красноярский край СФО 3 187 823,7 2 894 699 1 101,26
59 Удмуртская Республика ПФО 1 541 951,9 1 526 514 1 010,11
60 Калужская область ЦФО 985 636,9 1 001 479 984,18
61 Тульская область ЦФО 1 411 800,4 1 540 856 916,24
62 Новгородская область СЗФО 535 016,7 640 646 835,12
63 Республика Башкортостан ПФО 3 350 086,6 4 065 850 823,96
64 Калининградская область СЗФО 725 647,5 937 906 773,69
65 Оренбургская область ПФО 1 264 280,6 2 113 258 598,26
66 Нижегородская область ПФО 1 970 776,7 3 324 114 592,87
67 Московская область ЦФО 2 881 290,7 6 752 677 426,69
68 Белгородская область ЦФО 631 300,0 1 530 285 412,54
69 Кемеровская область СФО 1 129 883,2 2 821 558 400,45
70 Ярославская область ЦФО 511 288,7 1 306 553 391,33
  ВСЕГО:   396 995 627,90 105 287 802,00 3 770,58

 

Данные таблицы1 позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, число дотационных регионов слишком велико — 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных никак не может восприниматься в качестве нормального положения дел. Уже только этот факт настораживает и требует адекватного объяснения.

Во-вторых, представленный в таблице1 рейтинг регионов по удельному показателю дотационности позволяет выявить следующую закономерность: чем дальше географически регион расположен от столицы России, тем выше удельный размер дотаций. Нетрудно видеть, что первые четыре места в таблице1 занимают регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) с максимальными удельными размерами дотаций: Камчатский край — 65008,94 руб./чел., Магаданская область — 52746,68 руб./чел., Республика Саха (Якутия) — 41285,58 руб./чел., Чукотский автономный округ — 34849,8 руб./чел. Столь явная концентрическая модель дотационности российских регионов также не может не настораживать.

В-третьих, в экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО — 13,3%, СЗФО — 4,5%, ЮФО — 26,2%, ПФО — 10,1%, УФО — 2,6%, СФО — 18,2%, ДФО — 25,1%. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением.

Примечательно, что среди регионов, получающих федеральные дотации, присутствуют субъекты РФ, имеющие эксклюзивные особые экономические зоны (ОЭЗ) и многие годы поддерживаемые федеральным центром через механизм ФЦП: Магаданская область (52746,68 руб./чел.) и Калининградская область (773,69 руб./чел.). Данный факт свидетельствует о низкой восприимчивости регионов к предоставленным возможностям роста, а также о низкой эффективности прямых федеральных инвестиций.

Приведенные факты позволяют говорить о невысокой результативности проводимой федеральной политики в области налогообложения и межбюджетных отношений, а, следовательно, о необходимости ее пересмотра.

Установка федерального центра на сохранение в составе РФ большого числа мелких, слаборазвитых, а, соответственно, легко управляемых регионов с их ежегодной централизованной финансовой поддержкой себя исчерпала. Сегодня такая мера обеспечения территориальной целостности страны воспринимается как анахронизм. Разумеется, в составе государства могут быть дотационные депрессивные регионы, но их никак не должно быть подавляющее большинство. В связи с этим правомерно говорить о необходимости пересмотра перераспределительной политики бюджетных средств. Но тогда возникает вопрос: как это сделать? Можно ли перестроить межбюджетные отношения так, чтобы хотя бы уменьшить число дотационных регионов страны и тем самым снять избыточную перераспределительную нагрузку с федерального бюджета?

 



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Синдром хронической дотационности российских регионов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синдром хронической дотационности российских регионов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)