Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III .Этнос и окружающая среда



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
III .Этнос и окружающая среда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этнос - локализованная большая общность людей. консолидированная как форма активной их адаптации к региональным условиям природной Среды посредством выработанного уникального способа деятельности - культуры.

Одна из точек зрения - определение Этноса как явление по своей природе социальное. Социальность его определяется тем, что он есть продукт объективного процесса разделения труда, становления и развития экономических и политических общественных структур. Содержание понятия Этноса образуется совокупностью признаков:

· наличие определенной группы людей, имеющих общую территорию проживания и деятельности

· наличие устойчивого самоназвания, этнонима, который трансформируется в языках других народов

· самосознание через антитезу: Мы-Они, включающее историческую память, знание о возникновении и исторических этапах жизни своего этноса, национальные чувства и интересы

· общая культура, включающая язык, религию и т.д.

Единое предельное основание существования Этноса, обесславливающего представленность человечества через совокупность этнических коллективов, не похожих один на другой, представлено в концепции Л.Н. Гумилева. Этнос рассматривается им как результат творческого процесса интенсивного освоения общностью людей уникального природного ландшафта, точнее, зоны из оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует новый уникальный стереотип поведения. Это понятие, включая в себя особый способ деятельности, отношения к миру, характеризует Этнос как носителя определенного культурного типа. Данный подход предполагает идею постоянства этнических различии, обусловленную постоянством природный условий отдельных регионов, идею несовпадения этнического и социального “ритмов” человеческой истории.

Постепенная гибель через упрощение внутренней структуры - судьба всех этносов. Для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создает социальные, политические структуры, институты. Однако этногенез носит глубинный характер и процессы этнического старения не зависят от характера социального строя, политической системы и т.д.

Идея поиска объективного основания феномена Этнос во взаимодействии человека и природы имеет давнюю истоиико-философскую традицию. Вопрос о природе Этноса рассматривался в рамках так называемого “географического детерминизма”. такой феномен как “дух народа” (Монтескье), “темперамент рас” (Вольтман), “национальная идея” (Ренан), определяющий всю хозяйственную, политическую, социальную жизнь народа, зависит от климатических, ландшафтных и прочих природных условий.

Так, Вольтман в качестве определяющих форму и способ государственного правления рассматривает два рода факторов:

- природный условия и тип хозяйствования

- психологические особенности народов.

Гердер, анализируя особенности политической жизни народов, приходит к выводу о влиянии природных условий и этнической динамики на особенности государственности.

Социология 19 века ставит в зависимость от условий природной Среды такие феномены как структура, способы организации общественной жизни народов. Т.о. общей для представителей данного направления в обществознании является идея о соответствии общественных структур естественному закону развития отдельных народов, и именно это соответствие должно выступать высшим критерием деятельности управленческих структур. Позднее эта идея развивалась различными течениями о русского славянофильства до современной зарубежной историографии.

Если по своим объективным основанием Этнос рассматривается как явление природное, точнее “территориальное”, то по способам самоорганизации он - социокультурный феномен. Что же является критерием устойчивости для каждого отдельного этноса, при условии, что территориальная целостность для многих народов со временем утрачивается? Некоторые авторы рассматривают в качестве такого критерия этническую эндогамию и наследственность. Другие видят этнические константы в сознании народа.

Этнос - динамическая система, претерпевающая непрерывный внутренний трансформационный процесс, однако имеющая некоторую устойчивость в своей изменчивости. Культура - фактор и критерий этнической устойчивости. Пока она сохраняет свое качественное своеобразие, Этнос существует как автономное целое, даже если он утрачивает единую территорию, язык, единство антропологического типа и т.д.

 

Итак, прямое и косвенное воздействие ландшафта на этнос не вызывает

сомнений, но на глобальное саморазвитие - общественную форму движения

материи оно не оказывает решающего влияния. Зато на этнические процессы

ландшафт влияет принудительно[10. Все народы, селившиеся в Италии:

этруски, латины, галлы, греки, сирийцы, лангобарды, арабы, норманны, швабы,

французы, - постепенно, за два-три поколения, теряли прежний облик и

сливались в массу итальянцев, своеобразный, хотя и мозаичный этнос со

специфическими чертами характера, поведения и структурой,

эволюционизировавшей в историческом времени. И так везде, с большей или

меньшей отчетливостью, прямо пропорциональной изученности сюжета.

Следовательно, мы должны изучать этносы не как функцию социального

прогресса, а как самостоятельный феномен.

 

Заключение

Этнос- нужно рассматривать не как оторванное от реального времени группу людей со схожей культурой, языком. Этнос нужно рассматривать в комплексе и с окружающей средой .Ведь только тогда информация об этносе будет исчерпывающей когда её не отрывают от её обыденной сущности, от окружающий среды.

 

Список используемых источников:

 

1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/219154

2.Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1998.

3. http://slovari.yandex.ru/~книги/Энциклопедия%20социологии/Этнос/

4.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

5.Грицанов А.А. всемирная энцилопедия философии.-Аст,Харвест.2001

 



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
III .Этнос и окружающая среда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III .Этнос и окружающая среда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)