Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков-мальчиков
Таким образом, преобладающей формой агрессивного поведения у мальчиков является физическая агрессия. Это, вероятно, связано с тем, что в среде подростков бытует мнение, что в любом споре побеждает тот, кто сильнее. Для того чтобы провести анализ результатов, мы использовали сравнительный метод. Показатели, полученные при диагностике агрессивного поведения девочек были сведены в таблицу, в которую также свели показатели, полученные при диагностике агрессивного поведения мальчиков (см. Приложение 3). После чего провели анализ полученных различий между агрессивным поведением девочек и агрессивным поведением мальчиков. Физическая агрессия преобладает у мальчиков - 79%; у девочек она проявляется на 72%. Это означает, что мальчики обладают большей степенью готовности к активным физическим действиям, дракам и т.п. Косвенная агрессия в большей степени проявляется у девочек - 67%; у мальчиков - 46%. Девочкам чаще свойственны взрывы ярости; склонность к сплетням, которая практически отсутствует у юношей. Девочки склонны к употреблению злых шуток, оскорблений, а также навязывать свою точку зрения. Девочки не любят и не терпят насмешек; отличаются большей нетерпимостью к окружающим; так же, как и мальчики, субъективно грубы (т.е. если ты мне не нравишься, значит, я могу тебе грубить). Более, но опять же не намного (59% и 51% соответственно), раздражительны (преобладание возбуждения). В отличие от мальчиков, которые вспыльчивы и легко начинают драку, девочки сдержаннее. Они в большей степени ранимы и обидчивы, чем мальчики. Проявление негативизма выше у девочек 70%, а у мальчиков оно составляет 60%. Девочки в большей степени считают себя «обделенными», испытывают большее чувство несправедливости. Немного чаще испытывают ненависть к окружающим. Почти одинаково оба пола испытывают зависть по отношению к успешности другого, но девушки стараются скрыть это. Обида выше у девочек - 65%, у мальчиков она составляет - 53%. Подозрительность составляет меньший показатель у мальчиков - 57%, у девочек он равен - 64%. Девочки чуть меньше проявляют недоверие к окружающим, но более уверены в том, что посторонние их оценивают, даже смеются, что их недолюбливают, сплетничают о них, завидуют и т.п. У мальчиков же подозрительность заключается в том, что окружающие могут быть опасны, им нельзя доверять, они могут причинить вред. Вербальная агрессия в большей степени проявляется у девочек - 75%, а у мальчиков степень проявления данной агрессии равна 61%. По восьмому пункту - угрызения совести, чувство вины девочки имеют следующий показатель - 74%, а мальчики - 71%. Индекс агрессивности, который образуют физическая агрессия, косвенная агрессия и вербальная агрессия, у девочек равен 71%, что превышает индекс агрессивности мальчиков, который равен 61%. Индекс враждебности, образующийся из обиды и подозрительности, у девочек равен 64%, что значительно превышает суммарный индекс враждебности у мальчиков - 55%. Таким образом, в результате сравнительного анализа мы выяснили, что проведенное эмпирическое исследование подтвердило выведенную нами гипотезу; агрессивное поведение девушек подросткового возраста имеет специфические особенности по сравнению с агрессивным поведением мальчиков, которые проявляются в разных видах агрессий. Полученные выводы позволили сформулировать рекомендации учителям и родителям по коррекции агрессивного поведения подростков. Прежде всего, учителя и родители должны понять, что речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а об устранении причин, которые ведут к ее проявлениям. Важна работа с личностью в целом: «Я – образом», «Я – концепцией», самосознанием подростка. Нужно способствовать личностному росту детей: т.к. по результатам исследования у подростков (как мальчиковв, так и девочек) наблюдается высокий (71% и 74% соответственно) показатель шкалы «чувства вины», который говорит о том, что у подростков выражена степень убеждения в том, что они являются плохими людьми, совершающими неправильные поступки, наличие у них угрызений совести. Коррекционную работу, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях: 1) обучение агрессивных подростков способам выражения гнева в приемлемой форме (учить их прямо заявлять о своих чувствах и делать это словесно и в вежливой форме, выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов); 2) обучение подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (полезны будут любые релаксационные упражнения); 3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д. (эти качества развиваются при поощрении выражения подростком своих чувств). Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Такую работу целесообразно проводить в двух направлениях: 1) информирование (с тем, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для подростка и окружающих); 2) обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью с учетом их гендерных особенностей.
Заключение Для психолого-педагогической науки вопрос о природе агрессивности имеет особое значение, поскольку от ответа на него зависит выбор способов воспитательных воздействий. В данной работе мы теоретически обосновали и эмпирическим путём сравнили особенности агрессивного поведения мальчиков и девочек. Особое внимание в современной психологии уделяется изучению смысловых механизмов реализации гендерной идентичности личности разных возрастов, в том числе и подростков. Как отмечает Л.Н. Ожигова, гендерная идентичность подростка – это сложный системный конструкт и элемент личности, взаимосвязанный со всеми личностно принимаемыми образами «Я». Гендерные особенности подростков проявляются в поведении, представлении о себе и окружающем мире. Агрессия является одной из форм поведения человека. Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности. Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное инстинктивное свойство человека (сюда входят разнообразные теории психологического толка, начиная с ортодоксального фрейдистского психоанализа, а также близкие к ним теории этологические). В рамках второго подхода агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию. Третий составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории). Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения. Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведения детей не столько органическими, сколько социально-психологическими факторами. Данное обстоятельство чётко раскрывается у подростков, когда особенно явно проявляются особенности личностного становления, в том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции. Стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействия взрослых, ведет к появлению отчуждённости, психологического барьера, преодолевая который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. Исследование различных форм агрессивности мальчиков и девочек-подростков показало: во-первых, различную степень выраженности, как у девочек, так и у мальчиков, каждой из форм агрессивного поведения. При этом мальчики 13-15 лет уступают девочкам, опережая их лишь по физической агрессии, а также по степени выраженности склонности к риску; во-вторых, проявления агрессивности и враждебности существенно отличаются у юношей и девушек подросткового возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности; в-третьих, то, что за внешней грубостью мальчиков и скрытностью девочек кроется сложная картина половозрастных различий их развития, которая отражается и в характере агрессивности подростков, ее проявлениях. Материалы проведенного исследования раскрывают выраженное влияние на специфику особенностей и уровня агрессивности подростков (юношей и девушек) их половых различий, их социального окружения, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют. Сравнительный анализ проявлений агрессивности подростков- мальчиков и подростков-девочек показал, что физическая агрессивность наиболее выражена у мальчиков. Косвенной агрессией заметно отличаются девочки. Вместе с тем у девочек наблюдается повышенный негативизм и раздражительность, тогда как у мальчиков эти показатели незначительно, но ниже. Вербальная агрессия в этом возрасте выше у девочек. Представляется, что проведённое рассмотрение проявлений разных форм агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста имеет не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяет ориентироваться в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности подростка, учитывая особенности его гендерных проявлений, влияние социальной ситуации его развития, воздействия микросреды. И психологу-исследователю и педагогу-практику важно знать состояние физической и косвенной агрессии подростков, склонность их к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность, иметь представление о качественных гендерных различиях проявлений агрессивного поведения, формах и причинах возникновения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: ТОО Ривьера, 1994. - 178с. 2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Пер. с англ. 3. Анастази А. Дифференциальная психология / Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: 1992. - 497с. 4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое 5. Башев В.В., Фрумин И.Д. Психологическая наука и образование, 1997. - № 1. С. 28-34. 6. Берковская Т.В. Система ценностей студенток: опыт гендерных исследований начала XXI века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.hist.usu.ru/dais/artides/2/ 7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Возрастная 8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, 9. Булычев И.И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.orenburg.ru/ culture/credo/01_2004/2.http 10. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. - СПб., Питер, 2001. – 336с. 11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Просвещение, 1991. - 141с. 12. Васильева И.Б. К вопросу о гендерной вариативности в языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib. albertina.ru/ndx.php3?di=7 13. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://invest/antax.ru/doc/artides/ 14. Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.4. - М.: 15. Гинзбург М.Р. Психология детства. Психологическая наука и образование. 1997. -№1. - С. 66-70. 16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Издание 2-е, 17. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма // Методология современной психолингвистики: сб. науч. труд. М.-Барнаул, 2003. 18. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 25-38. 19. Еникополов С.Н./Порочный круг. Агрессивный ребенок. Школьный 20. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и 21. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности 22. Изард К.Э. Психология эмоций/Перевод с английского Мисник В.. – СПб.: Питер, 2006с. – 464с. 23. Исаев Д.И., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 23. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков//Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 17-23. 24. Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ. - метод, 25. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: автореф. дис._ д-р психол. наук. СПб., 2004. 27. Кон И.С. Какими они себя видят. - М.: Знание, 1975. - 96с. 28. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: 29. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник/Пер. с англ. 30. Краткий психологический словарь/ Ред. - сост. Карпенко Л.А. Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - 2 изд., расшр., испр. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 1998. -512с. 31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения 32. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей/Р.Кэмпбелл. Не только 33. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб., Питер, 1997. – 164с. 34. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С.131-137. 35. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л.: Лениздат, 36. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с 37. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и 38. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. 33. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный 39. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, 40. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 42. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: автореф. дис._ д-р психол. наук. Краснодар, 2006 43. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений 44. Паренс Г. Агрессия наших детей. / Пер. с англ. - М.: Форум, 1997. - 219с. 45. Психология современного подростка./Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: 46. Пушкарева Н.Л. Историческая феминология и гендерный подход в исторических исследованиях. // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / под общ. ред. В.И. Успенской. 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvergenderstudies.ru/pbbk000r.htm 47. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред. 48. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. - 1996. - №5. С. 3-18. 49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: 50. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной 51. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения 52. Сидоров Н.Р. Социальная помощь детям и подросткам/ 53. Славина Л.С. Трудные дети/ Под ред. В.Э.Чудновского. - М.: Изд-во 54. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. - Дубна: Феникс, 55. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998. – 184с. 56. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2002. – 96с. 57. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для 58. Степанов С./Агрессивный ребенок/Я-школьный психолог: Прилож. к 59. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: издательство 60. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1973. - 272с. 61. Фельдштейн Д.И. Психологические основы организации общественно - полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков. - Вопросы психологии, 1974. - № 6. - С. 43-49. 62. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного 63.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: 64.Фельдштейн Д.И. Самостоятельные группы молодежи: социально- 65.Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство взросления // Вопросы психологии, 1993. - № 1. 66.Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. – 208с. 67. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное 68. Шейла Дейноу. Как пережить опасный возраст ваших детей? /Перев.с англ. - М.: МИРТ, 1995. - 387с. 69. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. – 125с.
Приложения Приложение 1
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (128)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |