Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приоритетные направления развития системы образования



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Приоритетные направления развития системы образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Приоритеты в реформе школьного образования

Основным типом учебного заведения в Республике Беларусь является общеобразовательная школа (включая гимназии и лицеи различного профиля) с вариативным учебным планом и разноуровневыми программами.

Следует отметить, что предпринятая в середине 80-х годов реформа общеобразовательной школы не достигла поставленных целей вследствие недостаточной продуманности, непоследовательности проводимых преобразований. Более того, по замечанию экспертов, усилились негативные тенденции в развитии системы школьного образования. Это, прежде всего, отразилось в снижении уровня обязательного образования. Среднее образование пошло по пути увеличения учебной нагрузки, развития элитной школы в ущерб массовой.

Преобразования, проводимые в системе школьного образования с 1991 по 2002 гг., были вызваны необходимостью совершенствования структуры и содержания общего образования, повышения его качества, а также необходимостью обеспечения преемственности между общесредним, средним специальным и высшим уровнями обучения. Для решения этих задач было установлено обязательное десятилетнее образования на базе 4-летней начальной школы (подготовительный, I-III классы, с 6 до 10 лет) и 6-летней основной школы (IY-IX классы, с 10 до 16 лет), а также общесреднее образование на базе лицейских классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (X-XI классы, 17-18 лет), профессионально-технических и средних специальных заведений.

С 2003 года осуществляется постепенный переход общеобразовательной средней школы на 12-летнюю модель обучения. Одной из основных идей обучения школьников на протяжении 12 лет является уменьшение учебной нагрузки с сохранением приемлемого качества обучения. В мае 2004 года Министерством образования РБ была представлена к рассмотрению Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы). Сама модель двенадцатилетнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию старшей ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить преемственность между средней и высшей школой [8].

Перевод на профильное обучение учащихся 12-летней общеобразовательной школы следует считать новым этапом в осуществлении дифференциации обучения, что обусловлено рядом социально-педагогических факторов основным среди которых, по определению разработчиков, является «необходимость обеспечения преемственности в содержании, формах, методах и средствах обучения в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования» [8].

Следует отметить одно из нововведений, практикуемых с 2003 в выпускных классах общеобразовательной средней школы, а именно — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Принцип ЕГЭ заключается в том, что экзамены по определенным предметам сдают все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Смысл экзамена в следующем:

1) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;

2) при проведении этих экзаменов на всей территории страны применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Приоритеты образовательной политики Республики Беларусь в области высшего образования

Период с 1994 характеризуется процессами модернизации системы высшего образования. Основными принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь являются:

— уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями;

— опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;

— поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов определенного профиля;

— создание современной системы обеспечения качества высшего образования;

— оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных потребностей экономики и населения;

— углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство [8].

Многоступенчатая подготовка и ее этапы в реформировании системы высшего образования РБ

Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. На первом уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием, а также предусматривается возможность получения выпускниками академической степени бакалавра. На втором уровне в течение 1-2 лет осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов, а также предусматривается возможность получения академической степени магистра.

Внедрение такой системы, по замыслу разработчиков, должно способствовать:

— реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности;

— повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство.

Переход высшего образования республики на двухступенчатую систему подготовки специалистов предполагает несколько этапов:

Первый этап — подготовительный (2004-2007 гг.) — предполагает разработку необходимого нормативного правового и учебно-методического обеспечения.

Второй этап — экспериментальный (2005-2009 гг.) — служит целям экспериментальной апробации новых подходов.

Третий этап — массовый переход на двухступенчатую систему высшего образования, по замыслу разработчиков, должен начаться с 2010 года, по завершении перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Одновременно будет концептуально и практически решена проблема среднего специального образования, а также проблема развития системы повышения квалификации и переподготовки [7].

В Беларуси 19 сентября 2003, на совещании ректоров вузов, было предложено заменить вступительные экзамены в вузы централизованным тестированием. Для этого предполагалось разработать единые правила приема во все вузы Беларуси, учитывая профильные особенности учебного заведения. Согласно замыслу, в 2004г. для всех поступающих в вуз будет введена новая форма вступительного экзамена, а в мае-июне проведен единый госэкзамен в тестовой форме по русскому и белорусскому языкам и математике. По остальным предметам участие в такой проверке знаний может остаться добровольным. Однако список предметов для централизованного тестирования со временем будет расширяться.

Приоритеты взаимодействия высшего образования Республики Беларусь с мировым образовательным пространством

Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории СНГ.

Следует также отметить стремление национальной системы образования Беларуси к интеграции в общеевропейское (общемировое) образовательное пространство. Европейский процесс, нацеленный на создание и развитие Европейской области высшего образования, в последние годы стал одним из важнейших приоритетов образовательной политики Республики Беларусь. Республика Беларусь, с целью обеспечения конкурентоспособности белорусской системы образования на рынке европейских образовательных услуг стремится координировать свою политику в области высшего образования по некоторым направлениям, обозначенным в Болонской Декларации (1988). В частности, взята ориентация на принятие системы четко определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего образования, а также принятие системы, основанной на двух главных циклах обучения — додипломному и выпускному (с присвоением соответствующих академических ступеней после каждого цикла обучения — бакалавра и магистра). В перспективе планируется создание системы кредитов, подобной системе ECTS, как эффективного средства обеспечения высокой мобильности студентов.

Реформирование системы высшего образования в Беларуси в последнее десятилетие (1998—2008 гг.) так или иначе связано с процессами, происходящими в сфере высшего образования на европейском континенте. Реальное формирование общеевропейского образовательного пространства на базе действующих в странах Европы высших учебных заведений начинается фактически 25 мая 1998 года с принятием Сорбоннской декларации. В это же время в Беларуси начинается реформирование высшей школы. [12, с. 10]

Причем процесс и ускоряется, и усложняется под воздействием подписанной европейскими странами 19 июня 1999 года Болонской декларации, или Совместной декларации министров образования Европы о европейском вузовском пространстве. Суть декларации в том, что 29 европейских государств (сейчас 46) добровольно взяли на себя обязательства по участию в формировании к 2010 году общеевропейского вузовского пространства. Опять же параллельно ведущие белорусские вузы начинают эксперимент по внедрению многоуровневой подготовки в высшей школе, что в свою очередь является одним из ключевых требований Болонского процесса. Таким образом, несмотря на то, что только сегодня стали появляться сообщения в официальных СМИ о присоединении Беларуси в 2009 году к Болонской декларации, можно с полным основанием утверждать: в последнее десятилетие все существенные изменения в системе высшего образования республики, включая принятие Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», тесно коррелируются с требованиями и параметрами Болонского процесса.

Одним из главных требований и условий Болонского процесса являются организация и проведение эффективного контроля образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями. В настоящее время в белорусских вузах доминируют два вида контроля качества обучения: внутривузовский, включающий семестровые зачеты и экзамены, промежуточный (тестовый), текущий контроль, ректорские контрольные срезы, и внешний, который реализуется через государственные экзаменационные комиссии и Департамент контроля качества образования. Для сближения и согласования подобной системы контроля качества обучения в вузах с требованиями Болонского процесса необходимо во всех без исключения белорусских вузах последовательно решить следующие практические задачи [12, с. 13]:

— изменить практику оценивания знаний студентов на основе внедрения системы тестирования, рейтинговой системы оценивания качества и успешности обучения, кредитной системы;    

— создать единую систему обеспечения качества учебного процесса, которая должна включать формирование стандартов третьего поколения, учебных планов и программ, ориентированных на кредитно-модульную систему обучения и блочно-модульное построение учебного процесса;

— повсеместно внедрить дистанционное обучение на основе новых коммуникационно-информационных технологий в учебный процесс;

— сделать упор на организацию и проведение самостоятельной работы студентов.

Также следует обратить самое пристальное внимание на то обстоятельство, что существующие географические контуры и число участников Болонского процесса лишь частично совпадают с аналогичными параметрами Европейского союза. Это означает, что для студентов вузов тех стран, которые не входят в Евросоюз, один из главных принципов декларации — европейская мобильность студентов — является желаемым, а не реальным фактором. Очевидно, что визовый режим, внутренняя политика Евросоюза и его конкретных членов в отношении мигрантов из других стран создают существенные препятствия для студенческой мобильности и, следовательно, совершенно неравные условия для участия в Болонском процессе вузов стран, не входящих в Евросоюз.

Сравнительный анализ показывает, что белорусская высшая школа уже имеет ряд характеристик и элементов, которые соответствуют идеям и принципам Болонского процесса. Вместе с тем потенциальные возможности системы высшего образования Беларуси и потребности развития белорусского государства и общества предполагают необходимость реформирования этой системы независимо от требований Болонской декларации. Более того, следует четко осознавать, что на первом этапе вхождения Беларуси в Болонский процесс конкурентные позиции белорусских вузов в мировом образовательном пространстве существенно ухудшатся. Поэтому прежде всего должны быть актуализированы такие приоритеты реформирования белорусской высшей школы, которые бы обеспечили развитие и усиление конкурентоспособности вузов республики на мировом рынке образовательных услуг. Это, кстати, является совершенно очевидным и необходимым условием вхождения Беларуси в Болонский процесс как равноправного члена, а не как интеллектуально-ресурсного придатка Евросоюза.

Сегодня в республике фактически сложились две противоположные позиции по адаптации белорусского высшего образования к требованиям Болонской декларации. В первой позиции прослеживается стремление слепо копировать содержание европейского образования, во второй – ориентироваться на формирование самобытной самодостаточной системы высшего образования, критиковать недостатки и последствия Болонского процесса. Оправданно ли такое противостояние? На наш взгляд, да.

Коммерциализация многих сторон жизни человека, снижение роли моральных и духовных ценностей привели к преклонению части молодежи перед материальной стороной жизни в ущерб духовному началу. В этой ситуации роль образования, в том числе высшего, заключается в определенной компенсации образовавшегося вакуума. Эта задача не стоит столь остро перед странами со стабильным экономическим развитием, на которые Болонский процесс был ориентирован изначально. Однако решение подобной задачи чрезвычайно актуально для Беларуси, где процесс формирования гражданского общества начался совсем недавно. И если Беларусь провозгласила курс на демократизацию и построение социального правового государства, то и система образования должна ориентироваться на гуманизацию высшего образования на основе общечеловеческих и общеевропейских ценностей.

Таким образом, идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы. Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. Внедрение такой системы должно способствовать: реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности; повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель,  поставленная перед написанием курсовой работы,  была достигнута: изучена сущность государственного регулирования образования на современном этапе развития государства.

Под образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем человека материальном и духовном мире творческой и моральной личности.

Главная цель дальнейшего развития образования в республике - удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования Республики Беларусь.

Вопросу функционирования системы образования уделяется огромное значение, о чем свидетельствует количество принятых законов, программ и концепций в области образования, основными из которых являются: Закон об образовании Республики Беларусь (2002), Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998), Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000), Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь (1999) и др.

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления. Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы. Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. Внедрение такой системы должно способствовать: реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности; повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.

За все время независимости Республика Беларусь все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров. В итоге, высшее образование в Беларуси становится неликвидным и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных реформ, чтобы дать возможность реализоваться огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний день представляется модернизация его по европейскому образцу, большим подспорьем в этом плане может стать Болонский процесс, задача которого – приведение высшего образования в европейских странах к единым стандартам и критериям.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ «Об образовании» // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844

2. Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-З  «О высшем образовании» // Национальный реестр правовых актов. – 2007. – № 92.

3. Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 216-З (с изменениями и дополнениями) «О профессионально-техническом образовании» // Национальный реестр правовых актов. – 2003. – № 82.

4. Закон Республики Беларусь 5 июля 2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании» // Национальный реестр правовых актов. – 2006. – № 99. 

5. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 70 с.

6. Система образования Республики Беларусь в цифрах 1940-2000 годы (статистический сборник) / Под ред. Листопада Н.И. – Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2001 г. – 58 с.

7 Основные направления развития национальной системы образования Республики Беларусь (19 апреля 1999 г.).. – Статист. сборник, 1999.

8. Развитие образования. Национальный доклад Республики Беларусь. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 70 с.

9. Ковалев, М. Реформа экономического образования в Беларуси в контексте болонского Процесса // Эковест. -2003. - №3, 1 – С. 85–94

10. Федотова, Н. И. Глобализация и образование // Философские науки. – 2003. – № 4. – С. 10-16

11. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник /Н.Б.Антонова. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

12. Дмитриев, Е. Реформы не нужно придумывать/ Е.Дмитриев.//Республика. – № 160. – 28 августа 2008 г. – С.10-16.

13. Шубина, Н. Л. Болонский процесс : оперативное, но обдуманное решение национальных проблем / Н. Л. Шубина // Информ. бюл.– 2006. – № 1-2. – С. 31-35.

 

 



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Приоритетные направления развития системы образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приоритетные направления развития системы образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)