Использование собственно игры «Дебаты» на уроках литературы
Упражнения, направленные на отработку отдельных элементов игры Одной из разновидностей подготовки к игреявляются ситуативные упражнения, осуществляемые на уроках гуманитарного цикла. Эти упражнения помогают учащимся осознать условия общения и мотивы, учат ориентироваться в ситуации общения. Следующий вид – это упражнения, основанные на работе с текстами. Данные задания можно использовать в качестве подготовки к играм и отработки отдельных риторических навыков. Анализ образцовых текстов: · содержания (темы, идеи); · стилевых и языковых особенностей · как проявляются характерные языковые черты (лексические – совмещение разговорных и книжных оборотов, сочетание стандартных и экспрессивных выражений, использование слов в переносном значении; морфологические – наличие глаголов в третьем лице (реже – в первом) и существительных; синтаксические – разнообразие видов предложений по цели высказывания и интонации; наличие обращений, риторических вопросов; повторов, рядов однородных членов, многосоюзия, использование прямой речи и диалога, инверсий, параллельного способа связи предложений, антитезы, градации, анафоры). Задания по трансформации текстов. Упражнения по созданию текстов: · по заданному зачину; · по опорным словам и фразам; · по разработанному плану. Моделирование собственных текстов по заданному образцу. Редактирование Могут использоваться следующие задания: 1) анализ и совершенствование стилевых особенностей; 2) анализ и шлифовка языка; 3) анализ и совершенствование содержания; 4) анализ и редактирование структурно-композиционных особенностей. Варианты упражнений 1. С помощью синонимических замен повысьте эмоциональность высказывания. 2. Внесите исправления, необходимые для достижения точности словоупотребления. 3. Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель (не употребляя слова очень). 4. Отредактируйте предложения, устранив неуместные эмоциональные слова и выражения. 5. Прочитайте текст. Усильте эмоциональность текста, используя, где это целесообразно, обратный порядок слов. 6. Найдите в тексте лишнее; везде ли удачно вставлены цитаты? Какие части можно расширить? Внесите нужные исправления.
Конструирование стилистически дифференцированных предложений Этот вид работы предваряют упражнения в стилистическом анализе и редактировании. При конструировании предложений необходимо создавать такие речевые ситуации, которые облегчали бы работу учащихся. Для этого можно использовать следующие задания: 1) составьте рабочие материалы к теме; 2) дополните текст несколькими предложениями; 3) составьте несколько предложений по содержанию книги, картины, кинофильма в защиту позиции автора или в отрицание позиции; 4) составьте тексты по образцам. Варианты упражнений 1. Добавьте однородные члены для передачи своего отношения к богатейшему русскому языку. 2. Добавьте 1-2 предложения той же конструкции, что и предыдущие, чтобы создать синтаксический параллелизм и ярче выразить оценку. 3. Закончите текст 1-2 предложениями, чтобы создать «эффектную концовку». Ситуативно-ролевые упражнения 1. Конкурс на лучшего диктора. Ученики каждого ряда читают один и тот же текст. Слушатели оценивают качество исполнения, указывают орфоэпические ошибки и определяют победителя. 2. Войди в роль. Оцени предложенную ситуацию глазами представителей разного возраста (разных профессий): педагог, родитель, студент, ребенок, врач и т.д. 3. Метод «6 шляп мышления»: обсуждение проблемы с различных позиций. Например: «Могу ли я научить ребенка литературе, если он этого не хочет?» Позиции: оптимистичное начало, черный критик, соглашатель, нейтралитет, эмоциональное начало, рациональное начало (возможны любые другие роли). Варианты игр, тренингов, направленных на отработку навыков публичной речи-рассуждения «Пресс-клуб» Цель игры – научить поисковому (просмотровому), реферативному и выборочному чтению. Ход игры. Весь класс делится на группы, получает одинаковый пакет критических статей (например, критические статьи по образу Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза»). Задача: за 30 минут выбрать нужную информацию, обработать ее, распределить обязанности в группе и выступить с речью перед другими группами. Критерии анализа работы 6-го качества «человека на трибуне», актуальность выбранного материала, качество сценических находок при подаче материала, убедительность.
«Собираю источники информации для игры по теме» Цель – научить пользоваться всеми видами каталогов, основными библиографическими источниками, справочными изданиями. Ход занятия. Посещение библиотеки, работа с каталогами, компьютерной базой; составление библиографии по теме, отбор литературы для аналитического чтения.
«Концепция и ключевое понятие высказывания» Цель – научить определять ключевые слова и давать определения. Центральный тезис: «Как много споров могло бы быть прекращено, если бы участники договорились дать определение своим терминам». Центральный вопрос: Какова связь между концепцией и ключевым понятием высказывания (на примере литературных текстов)?
Найди ошибки в «предъявлении тезиса» Цель – научить видеть типичные ошибки: подмену тезиса, изменение объема и содержания тезиса, неточность тезиса. Ход занятия: анализ текстов с характерными ошибками, работа в группах с последующей защитой своего мнения. Мастерство «предъявления тезиса» Цель – увидеть способы эффективного выдвижения тезиса. Ход занятия: анализ текста (например, «Мертвые души» Н.В.Гоголя - мастерство предъявления тезиса в диалогах Чичиков – Манилов, Чичиков – Коробочка, Чичиков – Собакевич и т.д.).
«Ян» и «Инь» Цель игры – научить подбирать и выдвигать аргументы. Ход игры: в каждом человеке присутствует как мужское начало, так и женское. На Востоке этим силам даны названия «Ян» и «Инь». «Ян» – это напор, агрессия, завоевание, сила, прямолинейность власть и пр.; «Инь» – восприимчивость, гибкость, податливость, мягкость, терпение. Одно без другого всегда проигрывает, а вместе они создают гармонию. Докажите этот тезис, используя в качестве аргументов примеры из мировой литературы и культуры.
Поэлементное использование технологии может осуществляться на каждом уроке. 1. Раунды перекрестных вопросов в парах. 2. Мини-дебаты («скоростные» дебаты, не требующие предварительной подготовки, основанные на материалах учебника). Примеры тем для мини-дебатов. - Базаров любит и понимает народ. - Базаров не способен чувствовать прекрасное. - Трусость – горе (грех) Пилата. - М. Шолохов – автор «Тихого Дона». Использование собственно игры «Дебаты» на уроках литературы
Подготовительный этап Цель: научить детей основам работы над темой. На данном этапе уместно проводить «текстовые» дебаты и дебаты на основе литературоведческого анализа. Рекомендации: на ранних этапах обучения, для слабых классов. Учитель делит класс на две группы: или «За», или «Против». Контролирует процесс подготовки игры, проводит консультации. - «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – энциклопедия современной русской жизни. - Роман «Обломов» - произведение устаревшее. - «Двенадцать» А.Блока – оправдание революции. - Базаров из романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева – романтик. - Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне» – образ шарлатана. - Н.В.Гоголь считает, что Чичиков – человек будущего.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |