Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование собственно игры «Дебаты» на уроках литературы



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Использование собственно игры «Дебаты» на уроках литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




Упражнения, направленные на отработку отдельных элементов игры

Одной из разновидностей подготовки к игреявляются ситуативные упражнения, осуществляемые на уроках гуманитарного цикла. Эти упражнения помогают учащимся осознать условия общения и мотивы, учат ориентироваться в ситуации общения.

Следующий вид – это упражнения, основанные на работе с текстами. Данные задания можно использовать в качестве подготовки к играм и отработки отдельных риторических навыков.

Анализ образцовых текстов:

· содержания (темы, идеи);

· стилевых и языковых особенностей

· как проявляются характерные языковые черты (лексические – совмещение разговорных и книжных оборотов, сочетание стандартных и экспрессивных выражений, использование слов в переносном значении; морфологические – наличие глаголов в третьем лице (реже – в первом) и существительных; синтаксические – разнообразие видов предложений по цели высказывания и интонации; наличие обращений, риторических вопросов; повторов, рядов однородных членов, многосоюзия, использование прямой речи и диалога, инверсий, параллельного способа связи предложений, антитезы, градации, анафоры).

Задания по трансформации текстов.

Упражнения по созданию текстов:

· по заданному зачину;

· по опорным словам и фразам;

· по разработанному плану.

Моделирование собственных текстов по заданному образцу.

Редактирование

Могут использоваться следующие задания:

1) анализ и совершенствование стилевых особенностей;

2) анализ и шлифовка языка;

3) анализ и совершенствование содержания;

4) анализ и редактирование структурно-композиционных особенностей.

Варианты упражнений

1. С помощью синонимических замен повысьте эмоциональность высказывания.

2. Внесите исправления, необходимые для достижения точности словоупотребления.

3. Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель (не употребляя слова очень).

4. Отредактируйте предложения, устранив неуместные эмоциональные слова и выражения.

5. Прочитайте текст. Усильте эмоциональность текста, используя, где это целесообразно, обратный порядок слов.

6. Найдите в тексте лишнее; везде ли удачно вставлены цитаты? Какие части можно расширить? Внесите нужные исправления.

 

Конструирование стилистически дифференцированных предложений

 Этот вид работы предваряют упражнения в стилистическом анализе и редактировании. При конструировании предложений необходимо создавать такие речевые ситуации, которые облегчали бы работу учащихся. Для этого можно использовать следующие задания:

1) составьте рабочие материалы к теме;

2) дополните текст несколькими предложениями;

3) составьте несколько предложений по содержанию книги, картины, кинофильма в защиту позиции автора или в отрицание позиции;

4) составьте тексты по образцам.

Варианты упражнений

1. Добавьте однородные члены для передачи своего отношения к богатейшему русскому языку.

2. Добавьте 1-2 предложения той же конструкции, что и предыдущие, чтобы создать синтаксический параллелизм и ярче выразить оценку.

3.  Закончите текст 1-2 предложениями, чтобы создать «эффектную концовку».

Ситуативно-ролевые упражнения

1. Конкурс на лучшего диктора. Ученики каждого ряда читают один и тот же текст. Слушатели оценивают качество исполнения, указывают орфоэпические ошибки и определяют победителя.

2. Войди в роль. Оцени предложенную ситуацию глазами представителей разного возраста (разных профессий): педагог, родитель, студент, ребенок, врач и т.д.

3. Метод «6 шляп мышления»: обсуждение проблемы с различных позиций. Например: «Могу ли я научить ребенка литературе, если он этого не хочет?» Позиции: оптимистичное начало, черный критик, соглашатель, нейтралитет, эмоциональное начало, рациональное начало (возможны любые другие роли).

Варианты игр, тренингов, направленных на отработку навыков публичной речи-рассуждения

«Пресс-клуб»

Цель игры – научить поисковому (просмотровому), реферативному и выборочному чтению.

Ход игры. Весь класс делится на группы, получает одинаковый пакет критических статей (например, критические статьи по образу Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза»). Задача: за 30 минут выбрать нужную информацию, обработать ее, распределить обязанности в группе и выступить с речью перед другими группами. Критерии анализа работы 6-го качества «человека на трибуне», актуальность выбранного материала, качество сценических находок при подаче материала, убедительность.

 

«Собираю источники информации для игры по теме»

Цель – научить пользоваться всеми видами каталогов, основными библиографическими источниками, справочными изданиями.

Ход занятия. Посещение библиотеки, работа с каталогами, компьютерной базой; составление библиографии по теме, отбор литературы для аналитического чтения.

 

«Концепция и ключевое понятие высказывания»

Цель – научить определять ключевые слова и давать определения.

Центральный тезис: «Как много споров могло бы быть прекращено, если бы участники договорились дать определение своим терминам». Центральный вопрос: Какова связь между концепцией и ключевым понятием высказывания (на примере литературных текстов)?

 

Найди ошибки в «предъявлении тезиса»

Цель – научить видеть типичные ошибки: подмену тезиса, изменение объема и содержания тезиса, неточность тезиса.

Ход занятия: анализ текстов с характерными ошибками, работа в группах с последующей защитой своего мнения.

Мастерство «предъявления тезиса»

Цель – увидеть способы эффективного выдвижения тезиса.

Ход занятия: анализ текста (например, «Мертвые души» Н.В.Гоголя - мастерство предъявления тезиса в диалогах Чичиков – Манилов, Чичиков – Коробочка, Чичиков – Собакевич и т.д.).

 

«Ян» и «Инь»

Цель игры – научить подбирать и выдвигать аргументы.

Ход игры: в каждом человеке присутствует как мужское начало, так и женское. На Востоке этим силам даны названия «Ян» и «Инь». «Ян» – это напор, агрессия, завоевание, сила, прямолинейность власть и пр.; «Инь» – восприимчивость, гибкость, податливость, мягкость, терпение.

Одно без другого всегда проигрывает, а вместе они создают гармонию. Докажите этот тезис, используя в качестве аргументов примеры из мировой литературы и культуры.

 

Поэлементное использование технологии может осуществляться на каждом уроке.

1. Раунды перекрестных вопросов в парах.

2. Мини-дебаты («скоростные» дебаты, не требующие предварительной подготовки, основанные на материалах учебника). Примеры тем для мини-дебатов.

- Базаров любит и понимает народ.

- Базаров не способен чувствовать прекрасное.

- Трусость – горе (грех) Пилата.

- М. Шолохов – автор «Тихого Дона».

Использование собственно игры «Дебаты» на уроках литературы

 

Подготовительный этап

Цель: научить детей основам работы над темой. На данном этапе уместно проводить «текстовые» дебаты и дебаты на основе литературоведческого анализа.

Рекомендации: на ранних этапах обучения, для слабых классов. Учитель делит класс на две группы: или «За», или «Против». Контролирует процесс подготовки игры, проводит консультации.

- «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – энциклопедия современной русской жизни.

- Роман «Обломов» - произведение устаревшее.

- «Двенадцать» А.Блока – оправдание революции.

- Базаров из романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева – романтик.

- Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне» – образ шарлатана.

- Н.В.Гоголь считает, что Чичиков – человек будущего.



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Использование собственно игры «Дебаты» на уроках литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование собственно игры «Дебаты» на уроках литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)