Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство для «медленных» детей



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Искусство для «медленных» детей 0.00 из 5.00 0 оценок




В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну.

Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей – они начинают лучше говорить, двигаться, легче адаптируются психологически. В Москве о «Простодушных» знают немногие, потому что актерам негде показывать свои работы.

Еще в прошлом веке врачи заговорили об арт-терапии – методе лечения искусством. Однако «спецтеатры» в нашей стране не прижились, ведь они не приносят прибыли, скорее наоборот. Поэтому «Театр Простодушных» – это благотворительная инициатива Игоря Неупокоева и нескольких его друзей. В репертуаре театра пока один-единственный спектакль-балаган «Приходите завтра» (по мотивам повести Н. В. Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»). Благо для него артистам не нужны декорации. Требуется лишь небольшой реквизит (веера, подносы, стулья) и несколько костюмов. Перевозить с места на место весь этот скарб также нетрудно.

Сегодня необычную постановку можно увидеть в подвальном помещении «Тетра Док». Туда «Простодушных» пустили из дружеских побуждений. «В любой момент нас могут выгнать, и это будет справедливо. Ведь в «Театре Док» полно своих проектов…», – с горечью говорит создатель и режиссер «Театра Простодушных» Игорь Неупокоев. Не один год он ходил по многочисленным инстанциям, просил, дарил чиновникам билеты на постановку, умолял хотя бы выслушать. В один прекрасный момент решил: «Хватит!». Проще договориться с друзьями, которые могут приютить на пару спектаклей, чем выпросить у столичной власти хотя бы один квадратный метр. «Я разослал кучу пригласительных, но ни один чиновник ни разу не пришел на спектакль! О чем можно просить этих людей?»

Всего в театре 9 актеров, 6 из них – люди с синдромом Дауна. Нас встретил у входа красивый худенький мальчик, с грустными голубыми глазами. 21-летний Антон несколько отличается от своих коллег, хотя считается, что синдром Дауна делает людей неуловимо похожими друг на друга. У них у всех «марсианские» глаза, маленькие уши, вдавленные переносицы… Но самое интересное – у всех похожие линии на руках: линии ума и сердца как бы сливаются в одну.

Ощущение «одинаковости» пропадает, когда только они начинают играть. Тогда сразу понимаешь – у каждого свой характер, каждый по-своему талантлив. Именно по этому признаку распределяет режиссер среди них реплики. «У нас все, как в настоящем театре, – говорит Неупокоев, – закулисные интриги даже есть! Вот папа одной актрисы недавно возмущался, дескать, я специально даю роли тем, кто хуже говорит, чтобы показать, какой я «выдающийся режиссер»! На самом деле больше текста получают те, кто говорит с большим чувством!»

Кстати, в политкорректных странах не услышишь слово «даун», там их давно называют «альтернативно-одаренными» или «медленными детьми». Специалисты признают, что у детей замедлено развитие, но все уверены – их можно научить всему, просто надо заниматься.

По словам Неупокоева, актеров он искал очень просто – пришел в ассоциацию Даун Синдром, попросил списки. И дома методично обзвонил всех. Большинство от предложений режиссера отказались по телефону. Мотивировка, как правило, такая – некому возить. «Если бы я знал, насколько будет тяжело, может, и не взялся бы за это. Весь первый год просто возвращался с репетиции, ложился и больше ничего не мог делать. Ведь у многих была нарушена речь, они с трудом учили тексты, быстро уставали, им сложно было объяснить замысел. Представьте, я прыгал вокруг них, кричал, хохотал, орал, а они были безучастны, они ничего не понимали. Я объяснял им, куда вставать, они вставали, но тут же забывали все мои указания».

Но теперь, по признанию режиссера, это идеальные артисты – никогда не настаивают, что сцену надо сыграть так или иначе, а выполняют все по первому требованию, хорошо знают тексты...

Пока не начался прогон, все актеры, как и полагается, находились в гримерке. Дверь открыта – артистам нравится махать рукой и улыбаться всем, кто проходит мимо. При любой возможности жмут руку и даже обнимают вас. Доброта и отзывчивость таких людей известны. Недаром психиатры часто называют их «солнечными натурами». Наконец, актеры выстраиваются на сцене – Антон, Маша, Леночка, Лена, Руслан, Сергей и Дима.

Начинается репетиция. Капитана Копейкина – безногого и безрукого, никому не нужного инвалида играет Сережа Макаров. Он прославился ролью в картине Геннадия Сидорова «Старухи». Сергей знает много стихов, поет, всего за полгода научился играть на фортепьяно. Дима Поляков сочиняет стихи про любовь и одиночество, он – сама доброта, а в спектакле ему досталась роль строгого генерала. На сцене драматический момент – возвращение капитана Копейкина домой. Вот мама капитана, которую играет Лена Чумакова, обнимает своего сына и плачет от радости, что он вернулся живым. Лена плачет, причитает и молится. В зале – тишина, кто-то тоже беззвучно плачет, кто-то сидит с каменным лицом. А актриса продолжает причитать и гладить «сына» по спине.

Актриса играет так, что, кажется, слышишь, как на самом деле мать встречает сына-инвалида с войны. Текст у актеров очень сложный, ведь это Гоголь, тут и «ваше высокопревосходительство», и такие сложные фразы, как: «Без сомнения, вы будете вознаграждены, как следует: ибо не было еще примера, чтобы в России человек, приносивший, относительно так сказать, заслуги отечеству, был оставлен без призрения». Некоторые говорят с трудом, но все понятно.

За одной из девочек – Леной Чумаковой – с первого ряда неотрывно наблюдает мама Лидия Алексеевна. Лена – единственная дочка, «самая любимая и самая лучшая». Родители, особенно мамы, это неотъемлемая часть коллектива «Простодушных». Без них, возможно, ничего бы и не получилось.

«Когда мне сказали диагноз дочери, я три месяца плакала. А сейчас понимаю – мой ребенок самый лучший! Никто и ничего толком не знает о таких детях! – говорит Лидия Алексеевна. – Люди думают, что они – крест и беда своих родителей! Я так не считаю. Мало кто может так бескорыстно и преданно любить, как они! Помню, когда дочке было 14 лет, она мне сказала вдруг: «Он мне тебя не просто послал. Он знал, что ты меня не бросишь!». Я оторопела, и спрашиваю: «Кто он?». А дочь говорит: «Всевышний».

«Знаете, по-моему, любая мать может сказать, как мама главного героя фильма «День восьмой » (его сыграл актер с синдромом Дауна, который получил за лучшее исполнение мужской роли первый приз на Каннском фестивале): «Ты самое лучшее, что у меня было в этом мире, ты для меня – подарок небес!». Когда я услышала эти слова, то расплакалась, взяла ручку и записала, – говорит другая родительница. – По мистической легенде наши дети в прошлой жизни страдали грехом гордыни. За это бог дал им такую необычную «оболочку». И сейчас они живут в своем особом мире».

Синдром Дауна – самое загадочное отклонение от нормы. Единой научной гипотезы о том, чем вызвано это нарушение, пока нет. Рождение детей с синдромом никак не связано с физическим состоянием родителей: ни с наследственностью, ни с алкогольной или иной зависимостью. Рождение «медленного» ребенка также не зависит от социального статуса, образования, национальности и образа жизни родителей. Ежегодно в России регистрируется 2 тысячи детей с синдромом Дауна. Причем, как говорят медики, с устойчивой периодичностью.

 

Слепые люди

Для этих людей весь мир это светлые и темные пятна. 2-3 метра и окружающие предметы растворяются в тумане. Все что они делают, они делают вопреки своему диагнозу и своей судьбе.

Слепых художников не бывает, слепого учителя обманут ученики, незрячий спортсмен никогда не сможет бороться. Однако эти люди рисуют, борются и преподают назло всем стереотипам и своей собственной судьбе.

В два года Сергей Царапкин перенес тяжелое инфекционное заболевание. К 18-ти практически ослеп, в 32 начал рисовать. Его болезнь называется – атрофия зрительного нерва. Мозг нормальный, глаза нормальные, а тонкая перемычка между ними почему-то не работает. У художника Царапкина 3 процента зрения на каждый глаз. Весь мир для него это светлые и темные пятна.

На свою работу 36-летний учитель Юрий Ефимов добирается на 2 троллейбусах. У него врожденная катаракта и 4 процента зрения. Чтобы передвигаться без посторонней помощи, он носит очки с 10-кратным увеличением. Ефимов преподает музыку в Ярославском коррекционном доме-интернате для умственно отсталых детей. «У меня такая хитрость есть. Ребят со спины не могу узнать, ростом примерно одинаковые, подхожу, говорю, как дела, или ну рассказывай. – Чего рассказывать? – Мне этого достаточно. Саша или Миша.» В Курском музыкальном училище Юрий Ефимов учился игре на трубе, даже участвовал в духовом оркестре. С тех пор мечтает о собственном инструменте. Зарплата учителя – три тысячи рублей, еще две с половиной - пенсия по инвалидности. Через несколько лет Ефимов обязательно накопит деньги на хороший инструмент.

Последнее время учитель музыки Ефимов собирает ритмические музыкальные инструменты. Ложки, трещотки, маракасы и прочие бубны ему нужны, чтобы сколотить из своих учеников настоящий ансамбль. Больные дети, которые порой не могут запомнить ни слов, ни мелодии песни, часто обладают врожденным чувством ритма.

За 10 лет художник Царапкин написал более тысячи картин. Слепой художник не пользуется кистями. Масляные краски он растирает пальцами рук. Однако его любимый материал – уголь. Он оставляет на бумаге толстый жирный след. [5]

Благодаря своим необычным картинам Эсреф Армаган прославился не только у себя на родине, в Турции, но и за рубежом. Эсреф Армаган с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи. У него потрясающее чувство цвета, он соблюдает законы перспективы и светотени. Казалось бы, что удивительного? Однако этот художник от рождения слеп.

Свои картины он рисует руками. Сначала он накладывает на холст краску одного цвета, а затем, после ее полного высыхания, в ход идут другие цвета. Таким образом, Армаган выработал уникальную художественную технику. Процесс создания картины достаточно долог. Сначала художник делает набросок: проводит клинышком по поверхности холста. Затем сразу же прощупывает пальцами получившуюся неглубокую канавку, проверяя правильность нарисованных форм.

Ощущение цвета художник достиг с помощью других людей: он запоминал соответствия со слов зрячих. Из объяснений Эсреф понял, что небо должно быть голубым, трава – зеленой, а море – синим.

Сейчас уникальному художнику 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, по причине слепоты не мог ходить в школу. Никто специально не учил турка рисовать, но талант проявится в сам. Уже в 6 лет Эсреф Армаган сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками без использования кисточек. В 42 года он перешел на быстросохнущую гуашь, сохранив, правда, свою художественную технику.

Нейл Харбиссон — первый официальный киборг в Великобритании. 25-летний студент художественного колледжа совершенно не различает цвета и поэтому постоянно носит на голове камеру-колориметр, а в рюкзаке ноутбук, который переводит цвета в звуки. Нейл различает на слух 360 цветов и оттенков. Он уже привык смотреть на мир только в наушниках.
Первый киборг Великобритании добился немалых успехов в живописи. Посмотреть на произведения слепого на цвет художника собираются целые залы в Лондоне и Барселоне. Нейл говорит, что рисует исключительно на слух. В процессе творчества он чувствует себя композитором.

Один из известнейших художников Эдгар Дега прожил около восьмидесяти лет. К пятидесяти годам он ослеп, но не переставал до смерти рисовать шедевры, кроме того, увлекся скульптурой, несмотря на удары, которые наносила ему жизнь: частые болезни, вынужденные переезды, полная потеря зрения.

 

 

Заключение .

В данной работе приведено множество примеров удачной адаптации и социальной реабилитации людей с отклонениями в развитии. Эти люди не смотря на свой дефект смогли выжить и добиться невероятных успехов. Слепые и глухие пишут картины, шедевры инструментальной музыки, заставляют окружающий мир уважать себя, не смотря на свою «ненормальность».

Сам дефект не несет в себе столько проблем, сколько таится в отношении к этому дефекту. Все дети имеют право на обучение, спорт и культуру, и проблема не столько в них, сколько в окружающих. Решение этой проблемы возможно лежит не только в «нормализации» этих детей, а в изменении отношения социума к понятию «аномалия» и «аномальный ребенок». Ведь слепота или умственная отсталость не мешает этим людям быть известными, успешными, добрыми и порядочными людьми, а глухота не может убить в человеке чувство стремления к прекрасному, это может сделать общество своим отношением к нему.

 


Список литературы:

 

1. Назарова Н.М. Специальная педагогика - М., 2004.  

2. Бойко Ю. Пограничное состояние психики //Закон – 2001 - №9, с 27-45.

3. Домб Г. Похожие на дельфинов  // Первое сентября – 2000 - №5, с 34-52.

4. Юркин А.Б. Пророк – М.,1997

5. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики – М., 2002.

 



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Искусство для «медленных» детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство для «медленных» детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)