Урок – основная форма организации обучения
Курсовая работа
"Школьный урок и его влияние на учащихся"
Шадринск 2009 Введение
В настоящее время открывается прямая реальность высокой культуры отношений, возможности свободного умственного труда, порядка, красоты учебных занятий, тонкости методик, радости общения и интенсивного духовного развития каждого ребенка на уроке [1]. Урок – культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями, он создан педагогической мыслью, он продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания и осмысления мира. Как явление культурологического порядка, урок видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит свои взлеты и падения [2]. Понимание современного урока отождествлялось с техническими средствами, с наглядностью, с элементами проблемного обучения, с оптимизацией процесса обучения на уроке и т.п. Если урок отвечает определенным требованиям и в ходе его проявляются отдельные вышеназванные компоненты, то это и есть современный урок. В начале 90-х гг. среди передовых педагогов того времени возникло такое понятие, как «педагогика сотрудничества» и сущность урока стали отождествлять с этим понятием [3]. Преобразование урока совершается не путем обратного движения к тому, что было вчера, а путем движения вперед, через медленное наращивание новых характеристик, порождаемых вхождением общества в контекст мировой культуры и современной мировой жизни [2]. Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, точными очертаниями учебного материала, традициями и ритуалами, правилами, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Свободный урок – дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в современной реальности ценности достойной жизни [4]. Современный урок – урок соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Сегодня отношения преподавателей и учащихся строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм работы школьников. При этом акцент делается на использование каждой рабочей минуты при обязательных моментах релаксации. Урок в жизни ребенка – это урок жизни для него: он учится работать, он научается анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный мир, прикасаясь к источникам духовности – науке, искусству, морали. Педагог средствами научного предмета вводит школьника в этот мир и как носитель культуры раскрывает ребенку современное видение жизни и человека в ней как строителя этой жизни [5]. Учитывая актуальность вышеизложенного, была выбрана тема исследования – Школьный урок и его влияние на учащихся Объект исследования – современный урок Предмет исследования – воздействие урока на учащихся Цель – определить возможности влияния современного урока на развитие личности учащихся Задачи исследования: 1) Рассмотреть понятие и структуру урока; 2) Определить основные типы уроков; 3) Выявить основные функции уроков; 4) Определить влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся Работа состоит из введения, двух глав, вывода по главам, заключения и списка литературы.
Общая характеристика урока
Урок – основная форма организации обучения
Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченным в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьезные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образовательных учреждений, появилась возможность в определенных рамках менять содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образовательной области позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладению знаниями. Использование в учебном процессе компьютера как ведущего современного средства формирования знаний позволяет наиболее оптимально решать многие дидактические задачи, в том числе и обучать на расстоянии [5]. Вместе с тем существует один аспект в системе образования, которого современные изменения коснулись несущественно. Как ни странно, это ведущая организационная форма учебной деятельности – урок. Урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям таких кардинальных изменений, как, скажем, типы образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т.д. Вернее сказать: он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Это вполне закономерно. Урок является «ядерным», основополагающим элементом образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя, что необходимы другие организационные формы, которые должны его вытеснить. В этом отношении большие надежды возлагаются на систему дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. Но даже эта современная форма сегодня не в состоянии полностью заменить живое общение школьников с учителем и друг с другом. Кроме того, дистанционная форма хоть и перспективна, но находится в стадии начального становления [6]. Вероятно, настанет время, когда урок в его современном виде отомрет. Но это постепенный, эволюционный процесс перехода, который займет очень много десятилетий. Переход от урока к иной форме – не самоцель, а воплощение меняющегося времени [7]. Сегодня же, будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает его стабильность. Обращаясь к уроку необходимо вспомнить его историю. Становление классно-урочной системы связано с развитием в 16–17 вв. машинного производства, торговли, культуры, что породило потребность в элементарном массовом обучении. Сначала в опыте братских школ Украины и Белоруссии, а затем в Чехии и других странах Европы появились элементы новой формы обучения – классно-урочной. Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в 17 в. великим чешским педагогом Я.А. Коменским. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе. Классно-урочная система представляется нам сегодня естественной и очевидной, но в свое время это была революция в образовании, так как она открыла возможность всеобщего и экономичного обучения. В Российской педагогической энциклопедии урок определяется как «форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного промежутка времени» [2]. М.Н. Скаткин определил урок как «педагогическое произведение, которое должно «отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся». Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. П.И. Пидкасистый определяет сущность и назначение урока, выделяет в нем две составляющие: 1) коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, 2) совершенствование педагогического мастерства учителя в процессе деятельности. М.И. Махмутов определил урок как «динамичную и вариативную форму организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающую содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемую для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения». Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом – в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления). В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во втором – лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это говорит о том, что особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системе учебного процесса. В третьем случае структура урока как целостной системы обучения будет повторять структуру процесса обучения как целостного процесса, а в четвертом – частично отразит процесс обучения. Таким образом, урок как дидактическая единица многогранен. В уроке, как в целостном отрезке процесса обучения, представлены и взаимодействуют все компоненты – педагогические цели и задачи, содержание, методы, средства и др. Лицо современного урока, его цели, содержание и организацию определяют образовательные стандарты и программы, современные педагогические подходы с их системой целей, принципов, отбором и организацией содержания, средствами обучения и контроля. В свою очередь, образовательные стандарты, программы и педагогические подходы определяются государственным заказом в области образования. Урок имеет ряд достоинств: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, возможность использования коллективных и индивидуальных способов работы, эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения, экономичность обучения, обеспечение систематичности и последовательности в обучении. Но эти достоинства сочетаются с серьезными недостатками: ограниченными возможностями индивидуального подхода для развития способностей учащихся, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином темпе, преимущественно словесным характером деятельности, отсутствием общения между старшими и младшими учащимися. В Российской педагогической энциклопедии определены следующие требования к современному уроку: дидактические, воспитательные и организационные. Требования определяются типом и задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Дидактические включают в себя определение задач урока в целом и его элементов, места данного урока в их системе, определение содержания урока в соответствии с учебной программой и уровнем подготовки учащихся, выбор методики обучения, установление межпредметных связей. Воспитательные требования к уроку обусловлены задачами формирования мировоззрения учащихся, обеспечения связи обучения с жизнью, формирования и развития познавательных интересов учащихся, положительных мотивов учения, навыков самообразования. В настоящее время большое значение придается воспитанию на основе потребностей развивающегося человека в творческой деятельности, в признании его личности, особенно остро встала проблема нравственного воспитания личности, в том числе, как субъекта культуры. Организационные требования зависят от типа и структуры урока. Принято считать, что ребенок, отправляясь на уроки в школу, идет за знаниями. В этой мысли содержится определенная доля истины, но не вся истина. Ребенок на уроке должен овладеть не только знаниями, но и способами деятельности, умением общаться, обрести самостоятельность, выработать собственное отношение к миру, к другим людям, к себе, иными словами, войти в контекст современной ему культуры, освоить ее богатства. Поэтому нельзя свести содержание урока только к передаче знаний, умений и навыков. Содержанием урока должна служить вся культура человечества. Многие теоретики и практики обращают внимание на некоторую искусственность урочной формы обучения, «отключенность» от реального мира. И потому встает вопрос о продуктивности таких уроков. Не случайно все больше педагогов пытаются приблизить урок к жизни ученика. урок познавательный учащийся обучение
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |