Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конституционное право на свободу творчества




 

Статья 44 Конституции Рссийской Федерации гласит:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры[1].

Слово "каждый" в ч. 1 данной статьи подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений.

В действующем законодательстве не дается легального определения понятия "творчество". Применительно к данной статье творчество может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.



Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, имеющих рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество – часть (вид) интеллектуальной деятельности.

Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода творчества не может быть абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.

Часть 1 данной статьи упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое.

Литературное и художественное творчество, научное и техническое творчество регулируется частью 4 Гражданского кодекса РФ.

Наряду с перечисленными выше, данная статья говорит и о других видах творчества. К ним, вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.

К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.

Понятие "преподавание" в комментируемой статье может рассматриваться как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, из которых первыми педагогами являются родители (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции от 17.12.2009 N 313-ФЗ, ст. 150). Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений.

Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п. 4 и 7 ст. 55 Закона "Об образовании").

Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание, являющиеся основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7 Закона "Об образовании").

Термин "интеллектуальная собственность" является новым не только для Конституции, но и для всего законодательства Российской Федерации. Термин "интеллектуальная собственность" представляет собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и патентного права, которые иногда еще называют "промышленная собственность" или "литературная собственность". Однако произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т.д.), охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые не позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и образов представляет собой "вещь" настолько условную, что по отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин "интеллектуальные права".

Свобода творчества связана с иными основными правами и свободами человека и гражданина, в частности:· с неприкосновенностью частной жизни, потому что в творчестве всегда присутствует таинство;· со свободой мысли, так как потребность в творчестве носит индивидуально-психологический характер;· со свободой преподавания, поскольку творчество выступает одной из основ преподавания;· со свободой труда, поскольку людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду;· со свободой массовой информации, так как результаты творческой деятельности становятся известными неограниченному кругу лиц во многом благодаря средствам массовой информации;· с правом на образование, поскольку в процессе образования происходит приобщение к творчеству и развитие способностей;· с правом на объединение, так как граждане имеют право создавать творческие союзы, гильдии, иные общественные объединения в интересах творчества в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

 

2. Содержание свободы творчества в конституционном праве России

 

В энциклопедических источниках творчество определяется как действие от глагола "творить" в значении "создавать, производить, созидать"; понятие "свобода" имеет следующие значения: "способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости", "возможность действовать в какой-либо области без ограничений, запретов, беспрепятственно", "личная независимость, самостоятельность", "возможность поступать по своей воле, своему усмотрению".

Собственно свобода творчества индивида не поддается правовому регулированию в том смысле, что она раскрывается только в его (индивида) внутреннем опыте, творческий процесс неалгоритмичен (он регулирует сам себя); через творчество человек реализует себя как субъект культуры. Посредством правового регулирования обеспечивается выражение государственного отношения к саморазвитию и инициативности личности, результатам творческого труда, к культуре в целом, для которой творчество выступает важнейшим фактором динамики. Свобода творчества – неотъемлемая составляющая духовной жизни общества, демократической традиции, правового государства; она заключает в себе "сложный комплекс прав, интересов, общественных потребностей, обязанностей и неизбежных ограничений".

Основу такого состояния действительности создает международное право и конституционное право конкретной страны. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) не гарантировала свободу творчества. Принцип уважения свободы, безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности, получил закрепление позднее в ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в разделе "Культура" Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

Впервые в советское время государственное отношение к свободе творчества было выражено в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., которые в главах о социальном развитии и культуре содержали идентичные предписания: "всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества".

В конце 80-х - начале 90-х г. XX в. свобода творчества закреплялась как одно из условий построения рыночной экономики СССР и РСФСР. В этот период провозглашалась необходимость установить условия для поощрения трудолюбия, творчества и инициативы, высокой производительности, раскрепощения инициативы, обеспечения свободы творчества и развития национальных культур[2].

В главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя" имеются нормативные предписания, которые могут быть соотнесены со свободой творчества: "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", как цель социального государства (ст. 7), идеологическое многообразие (ст. 13).

Исходя из понятия безопасности личности, общества и государства как состояния защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, свобода творчества является одним из основных объектов безопасности, так как воплощает в себе потребность саморазвития и самосовершенствования, удовлетворение которой надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Поскольку основным субъектом обеспечения безопасности является государство, постольку на него возложена разработка системы мер, адекватных соответствующим угрозам безопасности (свобода творчества отнесена к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни ).

С точки зрения национальных интересов Российской Федерации, как они закреплены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, свобода творчества способствует[3]:

· духовному и интеллектуальному развитию человека и гражданина (интересы личности);

· упрочению демократии, созданию правового, социального государства, достижению и поддержанию общественного согласия в духовном обновлении России (интересы общества);

· политической, экономической и социальной стабильности, обеспечению законности и поддержанию правопорядка, развитию равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества (интересы государства).

Свобода творчества является одним из условий сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Поэтому ориентиры государственной политики в отношении свободы творчества получают свое выражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Государство должно способствовать творческому плюрализму и не устанавливать препятствия (например, в виде цензуры) свободе творчества как стремлению индивида к саморазвитию. В отраслевом законодательстве есть конкретные решения по этому поводу: согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.

Свобода творчества в системе основных прав и свобод изначально получила конституционное закрепление в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Позже в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. установлено, что "свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом", а в Декларации о языках народов РСФСР 1991 г. провозглашено "право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества".

В Декларации прав и свобод человека и гражданина виды творчества закреплены исчерпывающе, в то время как творческое начало может быть присуще любой деятельности. В Декларации о языках народов РСФСР применительно к творчеству имеется определение "интеллектуальное", что дезориентирует, так как всякое творчество интеллектуально в том смысле, что вне мышления невозможно, и в то же время можно предположить неинтеллектуальное творчество, если интеллект считать противоположностью чувствам[4].

В действующей Конституции РФ о свободе применительно к творчеству упоминается дважды. В ч. 2 ст. 26 говорится, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества"; в ч. 1 ст. 44 - "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом".

Между этими двумя положениями Конституции РФ усматривается взаимосвязь: свобода выбора языка творчества представляет собой один из аспектов свободы творчества как феномена (одновременно упомянутая ч. 2 ст. 26, устанавливая право человека свободно выбирать язык творчества, защищает язык как элемент культуры).

Изучение учредительных документов субъектов Федерации показало, что по аналогии с Конституцией РФ свобода творчества закреплена в конституциях республик в составе Российской Федерации.
В теоретических правовых исследованиях свобода творчества, как правило, относится к группе так называемых культурных прав. По пространству, в котором происходит ее использование, свобода творчества в наибольшей мере соотносима с духовной сферой жизнедеятельности общества и является одним из проявлений индивидуальной свободы человека, в которой ему гарантирована значительная независимость от общества.

В Конституции РФ свобода творчества гарантируется, что означает создание действительных условий для использования этой свободы, прежде всего, конституционным установлением законной охраны интеллектуальной собственности (в свою очередь, охрана результатов творческой деятельности является серьезным стимулом творчества). Свобода творчества реализуется в личных действиях самим человеком или совместно с другими людьми; свобода творчества "каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования".

Использование конституционной свободы творчества мало соотносимо с возрастом индивида (например, в области художественного творчества субъектом может быть маленький ребенок, а творчеством в области информационных технологий, которое требует наличия определенных знаний, можно заниматься и в достаточно зрелом возрасте).

В правомерном использовании конституционной свободы творчества особое значение имеет цельность личности, ее способность к самоограничению, социальная ответственность, в соответствии с которой он формирует собственный творческий опыт. Границы использования свободы творчества могут быть заданы теми социальными потребностями, ради которых реализуется творческий процесс. Например, при выполнении социально-творческого заказа, когда творческая работа финансируется за счет средств соответствующего бюджета, а государство выступает в виде заказчика литературных изданий, проведения фестивалей, выставок и т.п.
Право заниматься творческой деятельностью сохраняется в условиях действия принципа несовместимости публичных функций. Хотя законодательный подход в этом вопросе не является унифицированным, возможность заниматься творческой деятельностью установлена федеральным законодательством в отношении депутатов и выборных лиц, работающих на постоянной основе, членов Правительства РФ, судей, прокурорских работников, Уполномоченного по правам человека РФ, сотрудников милиции и таможенных органов, военнослужащих и ряда иных субъектов.

Вопрос о структуре конституционной свободы творчества не является безусловно решенным. Исходя из ст. 10 Основ законодательства о культуре РФ, право на творчество включает следующие элементы: выбор вида творчества и выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская)[5]. Остановимся подробнее на содержании этих правомочий, так как оно не раскрыто в Основах законодательства о культуре.

Выбор вида творчества заключается в возможности заниматься любым творчеством в соответствии со своими способностями и интересами (федеральным законодательством закреплены такие виды творчества, как самодеятельное (любительское) художественное, местное традиционное, народное художественное, художественно-конструкторское, самодеятельное, научно-техническое, научное, духовное, религиозное, фольклорное, литературное, музыкальное и др.).

Выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская) заключается в избрании формы организации творчества.
В развитом обществе все области творчества знают обе формы, которые очень тесно взаимосвязаны. Любительское творчество – исходная форма организации, при которой творческая деятельность осуществляется вне рамок должностных обязанностей, на досуге, область ее выбирается в зависимости от склонностей личности, его основа – инициатива увлеченных людей. Профессиональное творчество становится для человека основным родом занятий, составляет его трудовую функцию, предполагает взаимодействие с определенной профессиональной общностью.
По существу творчество любительское и профессиональное различается тем, что первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности (что не исключает самообразования), а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей.

Правомочие на выбор относительно того, заниматься творчеством или нет, сообразуется с определением своей деятельности как творческой либо нетворческой.

Человек вправе выбирать способ участия в творческом процессе: индивидуальный или коллективный (совместный).

Свобода распоряжения результатами своего творческого труда заключается в возможности самостоятельного определения юридической судьбы результата своей творческой деятельности, в том числе согласно ст. 17 Основ законодательства о культуре  РФ вправе вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правомочие на государственную и иную поддержку заключается в притязании на финансовую, социальную, организационную, информационную и иную помощь со стороны Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц для обеспечения: развития творческих организаций (школ искусств, студий, домов творчества, ансамблей); помощи различным категориям в среде творчески настроенных людей из числа талантливой молодежи, соотечественников за рубежом и иных; социальной поддержки творческих работников, содействия творческим работникам в расширении культурных контактов.

В системе способов поддержки творчества важная роль отводится благотворительной деятельности, меценатству, целевому государственному финансированию творческих проектов и отдельных видов творчества.
Следует выделить и правомочие на защиту нарушенной свободы творчества. Сфера защита свободы творчества, как правило, обусловлена защитой интеллектуальной собственности либо иных прав и свобод (мысли, слова, совести, массовой информации, преподавания, труда). Это указывает не столько на благополучие в данном вопросе, сколько на отсутствие восприятия людьми свободы творчества в категориях прав граждан и обязанностей государства.

Крайне конфликтные ситуации защиты свободы творчества сегодня связаны с различными оценками произведений художественного творчества, выражающимися в несовпадении авторской и государственной позиции.

В условиях идеологемы, согласно которой решающей силой экономики знаний является "креативный класс" содержание свободы творчества необходимо законодательно дополнить правомочием на развитие творческих способностей (креативности). С точки зрения психологии А. Маслоу видел истоки креативности в исторической ситуации, когда "ускорилось все – темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния". При яркой выраженности творческой установки у индивида его активность направлена на самовыражение.

Возможные способы поощрения креативности: поддержка самореализации талантов, деятельности ассоциаций и союзов творческих работников, привлечение творческих работников к участию в обсуждении и принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, выявление и поддержка социально значимых инициатив, расширение возможностей занятости творческих работников, в том числе путем социально-творческих заказов, всесторонняя популяризация творческой активности.

Формирование и развитие креативности должно стать важнейшим направлением государственной и муниципальной образовательной, культурной и инновационной политики.

В структуре свободы творчества присутствует правомочие на тайну творчества, под которой следует понимать сокрытие от иных лиц индивидуальных особенностей творческой деятельности.
Близкой по идее, но нетождественной является конструкция "охрана секретов мастерства", закрепленная в ст. 10 Основ законодательства о культуре РФ. Мастерство предполагает исключительное умение и даже профессиональную выучку, что не всегда применимо в отношении любительского творчества. Охрана секретов мастерства – один из аспектов тайны творчества – обусловлена современной ситуацией, когда общество стоит перед индустриальной революцией в сфере художественного творчества . Сегодня творчество часто становится основным источником существования все большего числа людей, превращается в бизнес. Так, народный художественный промысел – форма народного творчества, но изделия художественных промыслов особенно востребованы в тех местностях, где развит туризм, а следовательно, есть потребность в сувенирной продукции, которая производится для массового потребления.

Свобода творчества не является абсолютной в том плане, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, свобода творчества в конституционном праве позиционируется в двух смыслах: 1) принцип духовных основ конституционного строя - один из жизненно важных интересов личности, общества и государства с точки зрения безопасности и национальных интересов; 2) проявление индивидуальности, уникальности, автономии человека.

Конституционная свобода творчества человека как гарантируемая государством возможность включает элементы: выбор заниматься творчеством или нет; выбор вида творчества, способа участия в нем, формы его организации; право развивать творческие способности; право распоряжаться результатами своего творческого труда; право на тайну творчества; право защищать свободу творчества и результаты своего творческого труда; право на государственную и иную поддержку творческой деятельности.

 

3. Законодательство, регулирующее свободу творчества

 

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых в 1992 г. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность[6].

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в части 4 Гражданского кодекса РФ, в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22 августа 1996 г и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

· гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

· гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции,

· признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

· обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны,

· гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций,

· гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений, т. е. демонстрации фильмов, исполнения музыкальных произведений, продажи копий картин, распространения программ ЭВМ, издания литературных произведений и т. д. без оплаты авторского гонорара. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты творческой деятельности. Объекты интеллектуальной собственности весьма многообразны, чем и объясняется большое число законов, охраняющих соответствующие права. Среди них законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о товарных знаках, о патентах и др. Авторское право на результаты своего труда признается за автором пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора. Патент действует 20 лет. Нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков и упущенной выгоды Присвоение некоторых видов авторства и ряд других смежных деяний влекут за собой уголовную ответственность.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора. Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев (обладателей свидетельств), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию сторон.

Необходимо указать на важность законодательного запрета проектирования и строительства населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры. При проектировании должны учитываться градостроительные нормы и потребности местного населения. Земельные участки под строительство новых объектов культуры должны выделяться на приоритетной основе.

Возможность пользования учреждениями культуры неразрывно связана с доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. В законодательстве предусмотрена обязанность организаций культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы (ст.10, 12, 31, 48, 52 0cнов законодательства Российской Федерации о культуре).

3.1 Закон "Об инновационной деятельности"

В скором времени инновационная деятельность может получить свой собственный закон. Депутаты Госдумы готовят к рассмотрению очередную версию законопроекта "Об инновационной деятельности в РФ". Предлагается вести инновационную деятельность на основе сочетания принципов саморегулирования и государственного регулирования в пределах, не нарушающих свободу научного творчества[7].

По мнению авторов документа, этот закон установит основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности на разных уровнях власти, а также различные формы поддержки. В частности, поддержка инновационной деятельности в случае принятия госорганами соответствующего решения может оказываться за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, участия в выставках и ярмарках и т.д. При этом все убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) госорганов, в том числе принятия не соответствующих федеральным законам нормативных актов, подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.

Новые законодательные инициативы вызвали массу споров и вопросов среди специалистов.

Необходимость законодательного регулирования на федеральном уровне инновационной деятельности практически не вызывает сомнения. Более того, с конца 90-х с разной степенью активности и успешности предпринимаются попытки принятия соответствующих законодательных актов. Некоторые из них, по словам эксперта, так и не достигли своего логического завершения и остались в виде проектов, например, законопроект "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", внесенный в конце 1997 года членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, представленный в 1999 году проект федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" и др.

Отдельные нормы по данному вопросу все-таки были приняты, речь идет, в частности, о Федеральном законе от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». И все же следует констатировать, что до настоящего времени отсутствует федеральный закон, в полной мере регулирующий столь важную сферу общественных отношений.

Представленный законопроект ориентирован на решение ключевых проблем в части формирования единой терминологии, определение основных направлений деятельности органов власти различных уровней в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности и др.

Андрей Кузнецов, генеральный директор медиахолдинга "ОПОРА - Кредит", считает, что это очередной пустой закон, пустая трата времени, денег налогоплательщиков и килограммов бумаги. "Закон не создает никакой новизны, никаких конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общеизвестные понятия, которые уже набили всем оскомину, - говорит эксперт. - Масса принятых законодательных актов на региональных уровнях уже пылится на полках. Последний, недействующий пример из этой серии - это закон о малых предприятиях при вузах и НИИ, принятый в 2009 году. Почему все это не действует? Потому что законы пишутся не для того, чтобы их исполнять, а для того, чтобы отчитаться перед начальством".

На самом деле, по мнению Андрея Кузнецова, никакие инновации в существующей системе отношений никому особо не нужны. "Чиновники пригрелись, получили свой участок для удовлетворения собственных интересов, - считает эксперт. - Конкуренции как таковой нет, потому что появляющиеся конкуренты мгновенно душатся аффилированными с этими чиновниками структурами, используя пресловутый административный ресурс. Нет конкуренции - нет инноваций, и у участников системы нет мотиваций, чтобы их производить. Исключением, пожалуй, являются только те компании, которые выходят на международный уровень и конкурируют на рынке с иностранными компаниями".

Но таких, по мнению Кузнецова, единицы, и им также не нужен никакой закон, потому что менеджеры таких компаний - профессионалы высочайшего уровня и без законов прекрасно понимают, что если они не будут вкладываться, то они не смогут победить и выжить. "Вся эта ситуация напоминает брежневские времена, - говорит эксперт. - Для того чтобы развить инновационную экономику, нужно создать среду для развития предпринимательства - в первую очередь независимые суды. Пока этого не будет сделано, никакие законы не произведут должного эффекта, особенно если они всего лишь "дают расширенное толкование понятия инновационной деятельности, раскрывают основные направления"[8].

Данной позиции придерживаются не все. Некоторые считают, что принятие закона "Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации" является достаточно важным событием для развития российского инновационного сектора, учитывая, что именно государство является основным инвестором и менеджером ведущих инновационных проектов в стране. "Работа государственных организаций прежде всего регулируется законами, и было достаточно много случаев, когда отсутствие должного законодательного обеспечения сдерживало принятие ряда необходимых инициатив в инновационной сфере, - отмечает эксперт. - С принятием данного закона эта проблема будет решена".

Закон создает четкую систему правового регулирования инновационной деятельности, включая определение всех структурных участников процесса инновационного развития, стоящих перед ними целей и задач, а также описание всех форм финансовой и организационной поддержки, которую государственные организации имеют право оказывать инновационным компаниям. В законе четко указываются источники финансирования инновационных программ и проектов, а также прописываются механизмы ответственности за эффективность расходования государственных средств.

"Принятие данного законопроекта позволит государству более активно влиять на развитие российского национального сектора, запуская необходимые поддерживающие программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, - уверена эксперт. - Данная поддержка будет носить более разнообразный и целевой характер, а не формироваться на одном-двух направлениях, как это было до настоящего времени".

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7