Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба за пространственные прибыли



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Борьба за пространственные прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие социального пространства

При рассмотрении территориального разреза духовной сферы общества необходимо обратиться к понятию социального пространства. Термин социальное пространство трактуется социологами по-разному. Пьер Бурдье относится к исследователям, считающим социальное пространство комплексом социальных связей и отношений, существующим отдельно от физического пространства. Взаимосвязь физического и социального пространства, безусловно, существует, но данные понятия не являются взаимоисключающими. Физическое пространство является социальной конструкцией и проекцией социального пространства, социальной структурой в объективированном состоянии. Существующая социальная структура объективизируется в физическом пространстве. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значимых благ и услуг. С точки зрения благ, которые приобретают индивиды, проживающие в разных типах населенных пунктах, наиболее выгодную позицию имеют проживающие в столице, менее выгодную, кто живет в областном центре и самую невыгодную, кто живет в городах области.

По-другому считает Роберт Эзра Парк. Данный социолог принадлежит к группе исследователей, рассматривающих социальное пространство как физическое, преобразованное человеком и получившее в результате этого определенное значение. Р. Парк считает, что социальное и физическое пространства неотделимы друг от друга. Все, обычно понимаемое нами как социальное, можно будет, в конечном счете, истолковать и описать в терминах пространства и изменений положения индивидов в пределах естественного ареала.

Р. Парк пишет, что изменение рода занятий, личный успех или фиаско – короче говоря, изменения экономического и социального статуса – обычно выражаются в изменениях местоположения. Физическая, или экологическая, организация сообщества в долгосрочной перспективе реагирует на профессиональную и культурную организацию и становится ее отражением.

 

Понятие человеческого капитала

Прежде чем описывать социальные процессы, происходящие в социальном и физическом пространстве современного общества обратимся к понятию человеческого капитала. П. Бурдье выделяет несколько видов капитала: экономический, культурный, социальный, символический. Под экономическим капиталом подразумеваются материальные ресурсы личности или группы – собственность, денежные средства и др.. Термин социальный капитал был введен П. Бурдье для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. Культурный капитал определяет преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности. Культурный капитал – это знание, позволяющее его обладателю понимать и оценивать различные типы культурных отношений и культурных продуктов. Культурный капитал позволяет улавливать потенциальные возможности, формально предлагаемые всем. И наконец, символическим капиталом называется капитал чести и престижа, который производит ин­ститут клиентелы. Символический капитал является своеобразным кредитом доверия тем, кто его имеет. Демонстрация сим­волического капитала составляет один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу.

Отсутствие капитала приковывает к месту. И, наоборот, обладание капиталом обеспечивает физическую близость к дефицитным благам (более близкое к ним место жительства), присутствие как бы в нескольких местах одновременно благодаря экономическому и символическому господству над транспортом и коммуникацией.

 

Борьба за пространственные прибыли

П. Бурдье пишет о концентрации благ в определенных местах физического пространства. При этом он оперирует понятием поля. Под полем понимается отдельная социальная сфера (экономическая, интеллектуальная и др.), имеющая свою структуру. Каждому полю соответствует особый вид капитала. Ставки игры и специфические интересы одного поля несводимы к «ставкам» и интересам других полей. Каждая категория интересов содержит в себе индифферентность к другим интересам, к другим инвестициям капитала, которые будут оцениваться в другом поле как лишенные смысла. Отдельные виды капитала, как козыри в игре, являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле. В поле агенты борются в соответствии с законами и правилами, сформулированными в этом пространстве игры с различной силой. Поэтому различна вероятность успеха, чтобы овладеть специфическими выгодами, являющимися целями в данной игре. Агенты распределяются во-первых, по общему объему капитала, которым располагают, а во-вторых, по сочетаниям своих капиталов, т. е. по относительному весу различных видов капитала в общей совокупности собственности.

Распределения в физическом пространстве благ и услуг, соответствующих различным полям стремятся наложиться друг на друга. Здесь сконцентрированы высшие позиции всех полей и большая часть агентов, занимающих эти доминирующие позиции. Происходит концентрация благ в определенных местах физического пространства, прежде всего, в столице. Такая концентрация противостоит во всех отношениях местам, объединяющим самых обездоленных.

Более того, во всех городах имеется естественная тенденция к схождению линий внутренних и внешних транспортных перевозок в центральном деловом районе. В центре каждого крупного города мы ожидаем найти большие универмаги, высотные офисные здания, большие гостиницы, театры, музей изобразительных искусств и городской концертный зал. Вполне естественно и почти неизбежно экономическая, культурная и политическая жизнь сосредоточиваются именно здесь.

П. Бурдье пишет о существовании социальной борьбы за пространственные прибыли. Эта борьба может иметь форму пространственной мобильности. Такая борьба может быть как коллективной, так и индивидуальной. При этом близость к центру является показателем успеха или поражения в данной борьбе. С такой позиции миграция в большие города является ступенью восходящей вертикальной мобильности и наоборот – вертикальная мобильность выражается в изменении места жительства. Миграция в мегаполисы является результатом победы в социальной борьбе за пространственные прибыли. Результатом данной победы является повышение статуса.

 



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Борьба за пространственные прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба за пространственные прибыли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)