Цели применения наказаний.
Одним из наиболее принципиальных вопросов уголовного права был и остается вопрос об определении целей наказания. Учение о целях наказания продолжает оставаться однимизнаиболее дискуссионных вопросов как в истории, так и в современной теории права. “От его решения зависит построение не только многих институтов этой отрасли права,но ицелеустремленное применение самого уголовного законодательства”, - писал И. С. Ной[8]. Многовековая история проблемы определения целей уголовного наказания и существование множества теорий позволили представителям науки уголовного права, разумеется условно, выделить два основных направления ее развития: а) абсолютные теории наказания, сторонники которых придерживаются абсолютной идеи - возмездия за совершенное преступление и расплаты за него: сторонники божественного возмездия, считающие преступление грехом, относят к целям наказания искупление греха; Кант развивал теорию материального возмездия, Гегель - диалектического; б) теории полезности: общего предупреждения, специального предупреждения, смешанные. Их сторонники ратуют за предупреждение преступлений и исправление преступников. Целям наказания посвятили свои исследования и многие ученые советского периода: Н. А. Беляев. И. М. Гальперин. И. И. Карпец. И. С. Ной, Н. А. Стручков. Н.Д. Шаргородский, И. В. Шмаров и др. Следует заметить, что еще в 60-х гг. профессор Беляев Н. А. писал о восстановлении социальной справедливости как цели уголовного наказания, и вот российское уголовное законодательство наконец закрепило этот принцип в законе[9]. Нарушение справедливости влечет нарушение права. Это прямо относится и к уголовному праву, к преступлению и наказанию, причем в данном случае можно говорить о наивысшем нарушении справедливости, которое может проявляться в кражах, грабежах, разбоях и даже убийствах. Разумеется, нельзя восстановить жизнь потерпевшего, погибшего в результате убийства, однако социальная справедливость в этих случаях может быть достигнута путем ограничения либо лишения прав и свобод виновного (порой довольно жестких и в течение продолжительного времени). Вместе с тем, наказание, даже самое строгое, применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральные и физические страдания. В качестве другой цели уголовного наказания называется исправление осужденного. Ныне цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития. Законодатель больше не связывает цель исправления осужденного с перевоспитанием. Представляется, что задача перевоспитать человека, в особенности в нынешних условиях, нереальна, как она была нереальной всегда. Главная задача - чтобы отбывший наказание (неважно, в силу каких причин), больше не совершал преступлений. Наконец, наказание направлено на предупреждение совершения новых преступлений. Законодатель не подразделяет в правовой норме цель предупреждения на специальную и общую превенцию, но это с очевидностью вытекает из смысла закона. Частная превенция (специальное предупреждение) заключается в таком воздействии наказания на преступника, следствием чего является невозможность совершения им преступления в будущем. Общая превенция (общее предупреждение) выражается в воздействии назначенного конкретному преступнику наказания на иных лиц, склонных к совершению противоправных действий, сдерживающем их от преступных посягательств и формирующем у законопослушной части общества негативное отношение к преступлению. Превентивные цели достигаются посредством устрашения и лишения преступника фактической возможности продолжать преступную деятельность. Что ж, эффективность общей превенции, возможно, невелика, однако мы не осмелимся утверждать, что в наше время исчезли люди, которые не совершают преступлений, изстрахауголовного наказания за их совершение. Таковых, к сожалению, пока немало. В 20-е гг. в среде советских ученых-юристов существовало мнение, что в нашем отечестве в деле предупреждения преступности будет главенствовать специальная превенция, потому что преступность будет существовать преимущественно за счет рецидива, а приток “новичков” будет постоянно сокращаться. Какова же действительность? В 2004 г. в Республике Беларусь было совершено166,1 тыс. преступлений, примерно 38% из них были рецидивисты, а, следовательно, остальными были «новички». Таким образом, преступления в Республике Беларусь совершают в основном не рецидивисты. Следовательно, общее предупреждение продолжает оставаться весьма актуальным в качестве цели наказания. И поскольку преступность, судя по всему, будет преследовать человеческую цивилизацию всегда, цель общего предупреждения будет оставаться среди целей наказания вечно.
Заключение. Таким образом, в своей работе я рассмотрел все современные виды наказаний, перечисленные в действующем уголовном законодательстве и систему наказаний, в которую они входят. Разумеется, практически каждый из видов заслуживает отдельного исследования, поскольку из-за ограниченности объема настоящей работы за рамками остались некоторые аспекты применения наказания, замены одних наказаний другими, изучение судебной практики по вопросам назначения наказания. Под системой наказаний необходимо понимать совокупность взаимодействующих и объединённых общностью цели элементов, которые предусмотрены уголовным законом в перечне видов наказаний (ст. 48 УК), характеризующих меры уголовно-правового воздействия в качестве уголовных наказаний. Для построения эффективной системы наказаний необходимо руководствоваться рядом принципов, изложенных в данном вопросе. На сегодняшний день существует несколько оснований классификаций видов наказаний. В зависимости от характера ограничений, которые претерпевает преступник наказания целесообразно разделить на: связанные с лишением либо ограничением личной свободы осуждённых; наказания связанные с лишением иных конституционных или общегражданских прав и наказания оказывающие имущественное воздействие на осуждённого. Но наиболее часто встречающееся деление связано с возможностью их применения независимо или в зависимости от других. По этому критерию наказания делятся на основные, дополнительные и наказания, которые могут применяться в качестве основных и дополнительных. В науке уголовного права существуют следующие, выработанные не одним поколением правоведов, цели применения уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление преступника (его перевоспитание), предупреждение (профилактика) совершения новых преступлений. Условие задачи. Павлов по просьбе Бородина в целях совершения кражи денег из кассы завода подобрал и передал ему ключ от замка. Однако спустя некоторое время он потребовал у Бородина ключ обратно, заявив, что не намерен совершать кражу. Бородин обманул его, сказав о якобы совершенной утере ключа, и позднее совместно с другими лицами, используя этот ключ, совершил ранее задуманное преступление. 1. Дайте уголовно-правовую оценку действий Павлова и Бородина с точки зрения стадий совершения преступления и соучастия в нем. 2. Подлежит ли Павлов освобождению от уголовной ответственности? Решение задачи. 1) Бородин будет привлечён к уголовной ответственности по ч.2 ст. 205 УК. Павлов будет привлечён к уголовной ответственности по ч.6 ст. 16 и ч.2 ст.205 УК РБ, как пособник в совершении кражи (предоставил средство совершения преступления (подобранный к двери кассы ключ)). 2) Павлов не подлежит освобождению от уголовной ответственности, так как не устранил результаты уже оказанной помощи (не забрал подобранный ключ у Бородина обратно) (ч. 4 ст. 15 УК РБ). Здесь не будет исключение возможности привлечения к уголовной ответственности в следствие добровольного отказа от совершения преступления.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |