Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел III. Проблема вестернизации в глобализационных концепциях



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Раздел III. Проблема вестернизации в глобализационных концепциях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возникновение феномена глобализации обусловлено целым рядом причин, носящих как субъективный, так и объективный характер. Большинство ученых придерживается той точки зрения, что причины, вызвавшие глобализацию, носят объективный характер. Согласно этому мнению глобализация вызвана, в первую очередь, целым комплексом факторов: развитием мировых телекоммуникаций и цифровых электронных сетей; изменениями в мировой системе распределения и структурах власти, вызванных рядом исторических событий (окончание холодной войны, распад СССР, выход на мировую арену Азии и др.); возникновением общепланетарной экономической составляющей человеческой цивилизации - мирового хозяйства и выходом на экономическую «арену» новых субъектов рынка – ТНК, а также рядом других факторов.

Но в тоже время ряд исследователей считает, что мировая интеграция – это своеобразная идеология, навязываемая развитыми странами и, в первую очередь, США. Таким образом, глобализация предстает как форма реализации американских гегемонистических амбиций за счет ограничения суверенитета других государств. Как подчеркивает американский социолог У. Робинсон: «Глобализация все больше размывает национальные границы и делает структурно невозможным для индивидуальных наций поддерживать независимые или даже автономные экономики, формы правления и социальные структуры» [1;7].

Существование подобной точки зрения обусловлено тем, что экономика США уже много десятилетий сохраняет доминирующее положение в мире, на неё приходится более 1/5 мирового ВВП и 14% мирового экспорта товаров и услуг-поэтому у мира складывается впечатление, что исследуемый процесс является не просто глобальным распространением рыночной мотивации и рыночных принципов вообще, а экспансией американской рыночной модели, т.е., американизацией мирового развития [40;6].

Существуют различные точки зрения на проблему отождествления глобализации и американизации. Сторонники теории вестернизации апеллируют к стремлению США с помощью свободного рынка, ТНК, открытости и доступности информации сохранить и усилить свое влияние в масштабе всей планеты, что является, по их мнению, негативным фактором для развития человеческого сообщества. Подобное впечатление усиливается тем, что экономика США, как локомотив, тянет за собой все мировое хозяйство по «своим» рельсам и порой с выгодной для себя скоростью. Причем в американских СМИ достаточно часто высказывается гегемонистическое отношение к окружающему миру, например, приводилось следующее высказывание одного высокопоставленного чиновника по этому поводу: «Если Америка хочет, чтобы функционировал глобализм, она не должна стесняться вести себя на мировой арене в качестве всесильной сверхдержавы, каковой она на самом деле и является» [6;51].

В тоже время ряд исследователей утверждает, что роль США как гегемонга необходима всем, как развивающимся, так и развитым странам. Гарвардский политолог Сэмюэль П. Хантингтон утверждает: «В мире, где не будет главенства Соединенных Штатов, будет больше насилия и беспорядка и меньше демократии и экономического роста, чем в мире, где Соединенные Штаты продолжают больше влиять на решение глобальных вопросов, чем какая-либо другая страна. Постоянное международное главенство Соединенных Штатов является самым важным для благосостояния и безопасности американцев и для будущих: свободы, демократии, открытых экономик и международного порядка на земле» [3;43-44].

Что касается позиции американских ученых, то они, в ответ на обвинения США во все возрастающей экспансии в мире, вообще отрицают явление вестернизации, оперируя тем, что гегемония Штатов нужна для развития американской экономики, что не существует империалистической политики, проводимой США, а её внешняя политика складывается как набор отдельных внутриполитических направлений, что объясняет транснациональную природу влияния и власти США. Америка лишь проводит экономическую политику, выгодную ей. Как говорит Дж. Сорос: «Необходимо жить в мировом хозяйстве по «новым экономическим законам…прежде всего международным, а не американским»» [39;11]. Он, исследуя глобальный рынок, считает невозможным выявить его масштабы лишь выражением закономерностей внутренних национальных рынков. Поэтому даже мощь США не позволит ей монополизировать мировой рынок, американизировать глобализацию.

Но многие эксперты, а особенно ученые стран третьего мира, трактуют процесс мировой интеграции с мировым лидером США как механизм перевода денег бедных людей из богатых стран к богатым людям бедных стран, а денег бедных людей в бедных странах-к богатым людям богатых стран [26;27]. Ярчайшим примером считается самый бедный в мире континент – Африка, состоящий из слаборазвитых стран со своими специфическими проблемами. Невнимание со стороны основных центров экономической и финансовой мощи изолировали её от мировой экономики, что позволяет Западу диктовать свои условия и при этом, не говоря ни слова о неоколониальной эксплуатации. В результате такой дискриминации в Африке сформировался антиколониальный неотрадиционализм, основанный на отрицательном отношении к Западу и самоценности африканской модели «духовной гармонии цивилизации без машин» [12;281].

Последователи теории вестернизации говорят о том, что мир от биполярности и многополярности переходит в состояние «Пакс американа». США закрепляются как гегемон системы международных отношений (из этой зависимости выпадает Китай), управляя мировыми делами с помощью превосходящей военной силы, экономической и финансовой мощи [10;86].Снова определяющим фактором становится выражение «Хочешь мира, готовься к войне». И процесс глобализации приобретает противоречивые формы не только из-за рыночных критериев, но и из-за чрезмерного влияния неэкономических факторов, в частности, военного[40;19]. Иначе говоря, здесь имеет место явление, на которое указывал Хантингтон С. – «конфликт цивилизаций», противоборство между которыми заменит прежнее, державное соперничество [16;7].

Естественно, что в таких условиях играть роль «ведомых» не хотят ни развивающиеся страны, ни высокоразвитые (Япония, Европейский Союз). Заведующий сектором Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН В. Б. Рамзес полагает, что «мировой порядок формируется на основе применения экономических, политических, дипломатических и военных факторов, и в XXI в. этот порядок будет отличаться от нынешнего образца…При этом следует избегать впадения в упрощенчество, видеть в глобализации только проявление всемогущества рынка или навязывание американских стандартов» [40;6]. Т. Иногути предполагает возникновение больших трудностей, если США будут проповедовать свои рыночные принципы, принуждая другие страны к их восприятию. Как высказался профессор Колумбийского университета Дж. Стиглиц Америка, провозгласив наступление глобализации, должна осознать, что вместе с ней приходит взаимозависимость, а в таких условиях появляется необходимость в совместном принятии решений во всех областях, которые оказывают воздействие на все человечество [40;11-12].

Достаточно остро стоит проблема культурного аспекта вестернизации. Проблема состоит в том, что происходит постепенная американизация образа жизни, пропагандируемая с помощью средств массовой коммуникации: «Будущее. Место действия: то, что когда-то называлось планета Земля. Глобализация закончена. Везде смотрят одни и те же фильмы, одеваются в одну и ту же одежду и думают одинаковыми мыслями» [7;8]. В контексте этой ремарки необходимо указать на возникновение следующей точки зрения: демократические идеалы, связанные с американскими политическими традициями, еще больше укрепляют то, что некоторые воспринимают как американский «культурный империализм» [3;38]. По мнению французского исследователя Б. Бади универсализация и гомогенизация мира в самом крайнем варианте как раз и будут предусматривать подобное лидерство, в результате которого образуется или «глобальная деревня» или «всемирное правительство». Иными словами планируется формирование некой всемирной конфедерации [25;102].

В ответ на это сторонники модели глобальной культуры утверждают, что полной транснационализации в культуре произойти не может. Французский исследователь Тьерри де Монбреаль говорит о том, что глобализация не подразумевает унификацию и стандартизацию. Ведь и конструкторы автомобиля не стремятся создать универсальную «мировую» машину, способную удовлетворять всем вкусам [25;102]. Тотальное распространение средств массовых коммуникаций не приводит, по выражению М. Маклюэна к «глобальной деревне», а означает «перемешивание» культур при сохранении их национальных «слоев»: согласно этой теории миру не грозит тотальная американизация культуры, т.к. проникновение массовой культуры США будет на том или ином уровне остановлено потенциалом национальной культуры, а на пограничье двух культурных слоев начнется активный процесс диффузии [39;23-24]. Специфика национальной культуры и психологического склада сохраняется даже в условиях сближения ценностных ориентацией, порожденных общностью культурных последствий модернизации [13;14]. Необходимо также учитывать тот факт, что сама западная цивилизация неоднородна и, говоря об американской культуре, чаще всего используют метафору «салата», подчеркивая тем самым сохранение самобытности каждого народа [25;103]. Проблема американизации образа жизни людей тоже является дезинтегрирующим фактором, что не добавляет положительных аспектов глобализации в глазах простого населения.

В тоже время нужно отметить, что не все исследователь смотрят на американизацию как на негативный фактор. Есть мнение, что глобализация под эгидой США и развитых стран является позитивным фактором для развития человеческого сообщества. Например, У. Андерсон считает необоснованным обвинения в адрес развитых стран, которые якобы снимают «сливки» с глобализации: «Тут все идет спонтанно, никакого центра глобальной цивилизации не существует…Сложные системы вообще не могут управляться из одного центра» [38;102].

Существует также позиция, в соответствии с которой, способ установления американского лидерства в мире могут использовать все страны. В. Коллонтай, исследуя глобализационные процессы, говорит о том, что в современном мире США, используя стратегию экстернализации, с помощью которой Америка усилила свои экономические возможности, но это не означает, что другие страны не могут воспользоваться этой технологией. Под «экстернализацией» понимается присущая капиталистическим предпринимателям практика перекладывания на государство, окружающую природную среду, конкурентов и т.д. своих издержек, трудностей и проблем [19;35].

Другие исследователи говорят, что глобализация принося выгоды передовым странам, обуславливает поиски новой политики, направленной главным образом на компенсацию потерь развивающихся стран. Глобализация рассматривается не как приведение к общему знаменателю всех без исключения стран и народов, но и как сохранение существующего многообразия. Стремительное распространение Интернета, современных информационных и коммуникационных технологий обусловила качественно новую социальную инфраструктуру, не существовавшую никогда ранее. Это позволяет говорить о наступлении «нового мирового порядка». Буш-старший, выступая на объединенной сессии Конгресса США, провозгласил возможность создания нового мирового порядка на основе самоопределения, совместной обороны и объединенных действий против агрессии. Основным средством закрепления нового мирового порядка стали глобализация и лозунг «защиты прав человека», глобализация стала его стержнем [10;78-79].

Подобная односторонняя оценка глобализации как позитивного явления, возникшая в годы экономического процветания, в настоящее время отступила перед натиском транснациональных корпораций, утверждавших свое влияние в мировой экономике и политике. Т.е., вместо «борьбы за признание, готовности рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологической борьбы, требующей отваги, воображения и идеализма…-экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя» [45;148]. Подобные мнения порождались тем, что в процессе глобализации бесконфликтного развития мировой экономики не происходило. Глобализация считается хрупкой средой для алчных финансовых интересов, действующих в мире, где набирает силу гонка вооружений, возрастает опасность самоуничтожения человечества [10;83].

Вестернизация несет в себе как негативные, так и позитивные черты, по мнению ученых, однозначно трактовать этот процесс нельзя. В связи с тем, что идея глобализации как вестернизации и негативных последствий, вызываемых этим процессом, приобретает все более широкое распространение, возникают концепции, позволяющие скомпенсировать негативные последствия глобализации. В среде западных элит усиливаются настроения в пользу «гуманной глобализации», создании миропорядка, где максимизация прибыли уступит место становлению безопасности для всех. Расширение спектра многочисленных угроз безопасности человека, создающих благоприятную почву для нестабильности и неравенства как в самих странах, так и между ними, делает гуманистический подход к глобализации все более необходимым [37;10]. Сегодня даже западные исследователи были вынуждены признать, что глобализация ведет к «обществу 20:80», где 80% населения мира «извлечено» из социальной жизни [1;8].

Поэтому в Декларации тысячелетия сделан акцент именно на гуманистическом подходе к глобализации, в центре которого – человек. Для максимального использования возможностей глобализации и снижения её нежелательных последствий необходимо помнить, что устойчивое социально-экономическое развитие не может происходить в вакууме, оно требует обеспечения минимального уровня безопасности для людей в различных сферах, их всеохватывающего политического участия, уважения прав человека. Как предложил Генеральный секретарь ООН в докладе Ассамблее тысячелетия: «На национальном уровне мы должны управляться лучше, на международном уровне мы должны научиться управлять лучше сообща» [37;13]. Но это не означает, что одно государство или группа государств получат примат на управление всем миром для установления в нем стабильности и порядка.

Сегодня говорят о том, что глобализация должна иметь человеческое лицо. Новые социальные движения считают, что «глобализация с человеческим лицом» должна учитывать интересы всех стран и народов, а не защищать право ТНК и ТНБ на неограниченную максимизацию прибыли. «Глобализации сверху», которая осуществляется под эгидой триады МБ, МВФ и ВТО, противопоставляется «глобализация снизу», выступающей за поиск альтернативных концепций развития человечества в XXIвеке[1;5]. Нужно подчеркнуть, что западные государства отождествовляют глобальную социоэкономику с глобальным капитализмом выдают её за «идеал либеральной демократии», а их оппоненты видят в глобализации новую форму экономического и культурного империализма, реколонизации «третьего мира» и колонизации стран с переходной экономикой [1;4].

Таким образом, глобализация как доминирующая парадигма начала XX в. ставит перед учеными и исследователями многочисленные как теоретические, так и практические вопросы, важнейшим из которых является проблема вестернизации. По нашему мнению в ближайшее время консенсуса между учеными по вопросам взаимосвязи или тождественности глобализации и американизации ожидать не стоит, но, тем не менее, необходимо проведение разносторонних исследований в этой области, поскольку будущее всего человеческого сообщества на сегодняшний день зависит от проблем порожденных глобализацией и не последнее место среди них занимает проблема вестернизации.

 


Заключение

 

Анализ историографии проблемы позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, на данный момент существует достаточно большое число концепций глобализации и ни одна из них не может претендовать на универсальную. На данном этапе это динамичное явление и, на наш взгляд, совершенно прав бывший министр труда в администрации Б. Клинтона, профессор Массачусетского университета Р. Рич , который утверждает, что глобализация сегодня имеет совершенно иной смысл, чем 30-40 лет назад; он даже существенно отличается от того, которым пользовались всего лишь 10 лет назад [23; 15]. В силу динамизма в развитии глобализации, а также вследствие постоянно меняющегося мира определение универсальной концепции глобализации на современном этапе не возможно. Это также обусловлено тем, что сам процесс глобализации не носит завершенный характер.

Во-вторых, вопрос о хронологических рамках тоже носит дискуссионный характер, связанный со сложностью и дискуссионностью проблемы. На наш взгляд более обоснованной и аргументированной является позиция авторов, которые связывают начало глобализации с 80-гг. XX в.

В-третьих, в ходе исследования фактора вестернизации, мы пришли к выводу, что часть ученых говорят об объективном характере глобализации. Но в тоже время есть ряд ученых, которые настаивают на взаимосвязи глобализации и американизации, что четко проявляется в области культуры и международных экономических отношениях.

Исследуя теоретические подходы к глобализационным процессам, мы пришли к одному неоспоримому выводу: глобализация является безальтернативным, но вариабельным процессом, что обусловлено усложнением связей между индивидами, возрастающей активностью человека как индивида, разнородностью глобального социума. Изучение новой детерминанты мировой истории необходимо в связи с её внутренней противоречивостью, что связано с позитивными и негативными последствиями процесса. Правильное понимание глобализации поможет если не управлять глобализационными процессами, то хотя бы компенсировать их негативные последствия.

 


Литература

 

1. Арсенко А. Глобалізація чи поляризація: що чекає світ? // Урядовий кур’єр.-2000.-№75.- с.4-5.

2. Березный А. Глобалисты, антиглобалисты …// Зеркало недели 2001.-№ 41.- с.8.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы.- М.: Междунар. отношения, 1999.-256с.

4. Будзан Б. Глобализация: новый вызов менеджменту Украины // Зеркало недели.-2002.-№ 29.-с.10.

5. Бутенко А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы // Социус.- 2002. - № 3.-с.3-19.

6. Вебер А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // Мировая экономика и международные отношения.- 2001.-№12.-с.50-56.

7. Гавриш О. Антиглобализм-признак объединения мировой экономики // Зеркало недели.-2002.-№ 29.- с.9

8. Глобалізація і безпека розвитку: кер.кол. і наук.ред. О.Г. Білорус. – К.: КНБУ, 2001.-733 с.

9. Гребенщиков Э. Через призму глобализации// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.-с.103-104.

10. Громыко А.А. Становление нового мирового порядка // США.Канада: Экономика, политика, культура.-2002.-№11.-с.78-88.

11. Гура В. Глобалізація і проблема людини // Політика і час. - 2002. - №2. - с.14-18.

12. Дергачев В.А. Геополитика. - К.: ВИРА-Р, 2000.- 448 с.

13. Дигиленский Г. Глобализация в человеческом измерении // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№7.-с.4-15.

14. Дробот Г.А. Политико-экономические аспекты глобализации // ВМУ Сер.18: Социология и политология. - 2000. - № 1.-с.37-51.

15. Евстигнеев В. Финансовая глобализация – явление и методологический инструмент // Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№3.-с.74-76.

16. Загладин Н. Вместо предисловия // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№9. – с.3-25.

17. Загладин Н. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2003.-№8.-с.3-10.

18. Коллонтай В.О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 1999.-№10.-с.3-13.

19. Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№2.-с.32-39.

20. Косолапов Н. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №3.-с.69-73.

21. Кочетов Э. Осознание глобального мира // Мировая экономика и международные отношения.- 2001.-№5.-с.71-76.

22. Крапивин А.В., Барышников С.А., Мингазутдинов И.А. Введение в международные отношения: Учебное пособие для студентов. - Д.: Донецкий Центр политологических исследований, 2001.-339 с.

23. Кузнецов В. Что такое глобализация? // Мировая экономика и международные отношения.-1998.-№2.-с.12-21.

24. Кузнецов В. Что такое глобализация? // Мировая экономика и международные отношения 1998.-№3.-с.14-19.

25. Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для вузов/ М.М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2003.-351с.

26. Левашева А.В. Глобализация мира: миф или реальность? // ВМУ Сер.18: Социология и политология 2001.-№1.-с.15-28.

27. Левин И.Б. Глобализация и демократия // Полис.-2003.-№2.-с.53-69.

28. Любин В. Европейские левые: дискуссия о проблемах и перспективах // Мировая экономика и международные отношения.-1999.-№7.-с.98-112.

29. Макаренко Е.А. Інформаційне суспільство, політика, право в програмній діяльності ЮНЕСКО. – К.: Культура і наука, 2000.-384 с.

30. Маргелов М.В. “Глобализация” - превратности термина // США. Канада: Экономика, политика, культура.-2003.-№9.- с.47-59.

31. Мацуура К. Глобализация – это также культурный процесс // Международная жизнь.-2000.-№8-9.-с.25-32.

32. Неклесса А. Глобальна трансформация: сущность, генезис, прогноз // Мировая экономика и международные отношения.-2004.-№1.-с.116-123.

33. Обухов Н.П. Глобализация и возникновение новых направлений // Финансы.-1999.-№12.-с.34-42.

34. Осадчая И. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№11.-с.3-14.

35. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. Учебник для студентов вузов.-М.: Алгоритм, 2002-352 с.

36. Перегудов Л. Неолиберальная глобализация: есть альтернатива? // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№4.-с.24-36.

37. Петровский В. Возможен ли гуманистический подход к глобализации? // Международная жизнь.-2001.-№5.-с.10-16.

38. Подберезский И. Глобализация – неотвратимая и желанная? // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№12.-с.98-103.

39. Покровский Н.Е. Глобализация и регионализация: проблемы теории и практики // ВМУ Сер.18 Социология и политология.-1999.-№2.-с.17-36.

40. Пороховский А.А. Рыночная основа глобализации // США. Канада: Экономика, политика, культура.-2002.-№8.-с.3-20.

41. Семененко И. Дискуссия по проблемам глобализации // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№9.-c.17-21.

42. Солоницкий А. Мировое интегрирующее развитие и проблемы модернизации незападных обществ // Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№12.-с.9-12.

43. Украина опередила Россию по уровню глобализации // Зеркало недели 2003.-№2. – с.12.

44. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление М.: Логос, 2002.-183 с.

45. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии.-1990.-№3.-с.134-148.

46. Хорос В. Глобализация и периферия // Мировая экономика и международные отношения.-1999.-№12.-с.110-118.

47. Чешков М. Взгляд на глобализацию через призму глобалистики // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№2.-с.52-56.

48. Чугров С. Глобализация, модернизация или интернационализация?// Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№4.-с.19-21.

49. Шишков Ю. Глобализация-враг или союзник развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№4.-с.3-14.

50. Шишков Ю. Глобализация и судьбы развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения.-1998.-№5.-с.155-158.

51. Шишков Ю. Глобализация под микроскопом// Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№6.-с.24-30.

52. Шишков Ю. О гетерогенности глобалистики и стадиях её развития // Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№2.-с.57-60.

53. Щетинин В.Д. Экономическая дипломатия: Учебное пособие. - М.: Междунар. отношения, 2001.-280 с.

54. Эльянов А. Глобализация и догоняющее развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2004.-№1.-с.3-16.

 


Приложение №1

 

Таблица 1.1.Теоретические подходы к понятию «глобализация» (на основе изученной литературы)

Направление Название теории, концепции или подхода Исследователь(и)

Экономическое

Теория интернационализации. О. Богомолов, Н. Загладин, Г. Фишер, Ю. Шишков, Дж. Гелбрайт, Н. Косолапов
Эволюция международной хозяйственной системы. Н. Пороховский, Ж. Адда, Ф. Дефарж, Ж. Аттали
Теория «периферийного капитализма». С. Амин и ученые 3-го мира.
Теории, связанные с развитием международных экономических связей и ослаблением влияния государства на этот процесс. П. Херст, Г. Томпсон, Э. Гребенщиков
Теория финансовой глобализации. В. Евстегнеев, Т. Фридман

Геополитическое

Фрагментация. Дж. Розенау
Глоболокализма («global-local nexus»). Э. Млинэр, Ч. Алджер
Глокализация. Р. Робертсон, А. Морито
Регионализм. Дж. Розенау.

Социально-политическое

Теория «системы систем». У. Андерсон
Теория построения глобальной сети координат. Н. Семененко
Теория «общества риска». У. Бек
Теория трансформации социального опыта. Сборник «Modernity and Future» во главе с Э. Гидденсом
Концепция замены связей между людьми. Б. Уилсон
Высшая стадия развития капитализма с его последующим уничтожением. К. Маркс, Ф. Энгельс, современные неомарксисты, частично антиглобалисты
Концепция объективного, но противоречивого процесса развития человеческой цивилизации. Неолибералы
Теория вестернизации (американизации). Ученые 3-го мира, частично антиглобалисты

Социально-культурное

Теория личностного подхода. С. Пру
Концепция социально-культурной дифференциации и формирования новых типов личностно-культурной ориентации. Х. Ханнерх
Теория «глобальной цивилизации». Первая всемирная конференция по глобальной цивилизации (Австрия, 2001 г.)

Международно-политические аспекты

Теория формирования «мирового сообщества как целого». Р. Бертон
Теория универсализации и гомогенизации мирового сообщества (теория всемирной конфедерации). Б. Бади
Теория общепланетарных интересов («Глобализация обеспокоенности»). М. Элброу, Л. Уорслей., Р. Робертсон
Концепция возникновения новой системы международных отношений. А. И. Уткин
Теория правовой глобализации Ф. Халем
Историко-цивилизационное Концепция объективно-исторического процесса эволюции человеческой цивилизации. Г. Зюганов, Г. Белова

Отрицание глобализационных процессов

Теория «запутанного порядка». Р. Буайе
Концепция объективного процесса усложнения мира М. Весес

 


Приложение №2

 

Диаграмма 1.1. Процентное соотношение подходов к хронологическим рамкам глобализации (на основе изученной литературы)

 

 



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Раздел III. Проблема вестернизации в глобализационных концепциях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел III. Проблема вестернизации в глобализационных концепциях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)