Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала



2019-12-29 1476 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала 2.74 из 5.00 95 оценок




Содержание

туризм рекреационный маршрут

Введение

1. Теоретические и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала

2. Общая характеристика экономики Германии

3. Оценка туристско-рекреационного потенциала Германии

3.1 Рекреационные ресурсы

3.2 Инфраструктура туризма

4. Особенности развития туризма Германии

4.1 Основные виды туризма

4.2 Туристские маршруты

4.3 Современное состояние туризма и перспективы развития

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

 

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дает доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и один из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества.

Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Потенциальный динамизм развития туризма обусловлен целым рядом объективных факторов:

- это важная сфера притяжения рабочей силы, фактор обеспечения занятости населения;

- мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство сувенирной и сопутствующей продукции;

- это условие для развития социальной и производственной инфраструктуры;

- это возможное средство увеличения валютных поступлений в регион;

- это фактор развития национальных и народных промыслов, самобытной культуры коренных народов;

- условие для развития международных контактов и обмена культур.

Актуальность данного исследования: в последние десятилетия туризм и рекреация вышли на позиции одной из ведущих отраслей мирового хозяйства и стали важной частью национальной экономики и источником благосостояния самых разных стран мира. Новые тенденции развития экономики страны диктуют иное отношение к формированию регионального туристско-рекреационного продукта. В этих условиях появилась вполнеочевидная необходимость в выполнении специального рекреационного исследования территории Германии.

Целью данного исследованияявляется: изучение туристско-рекреационного потенциала и особенностей развития туризма Германии.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- изучение теоретических и методологических основ туризма и туристско-

рекреационного потенциала

- изучение общей характеристики экономики

- выявление особенностей рекреационных ресурсов

- изучение туристской инфраструктуры

- формирование туристских маршрутов

- изучение современного состояния туристской отрасли и перспективы

развития.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы: статистический, аналитический, картографический, фондовый, сравнительный, методы экспертных оценок, метод районирования, а так же описательный метод.

Объектом исследования служит Федеративная Республика Германия - достигнувшая в последние два десятилетия определенных успехов: в туризме, экономике, реализации программы структурных реформ и сходные по целому ряду показателей, важнейшими из которых являются темпы прироста ВВП и его структура, доля занятых в туризме, уровень дохода на душу населения, индикаторы рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни.

Предметом исследования является анализ состояния туризма.

Научная новизна работы состоит в том, что в проведенном исследовании выполнена комплексная оценка современного состояния туризма в Германии.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы туристскими фирмами работающими с данным направлением.

В качестве информационной базы использовались:статистические сборники, учебно-методические материалы и литературные источники, демографические словари и энциклопедии, различные картографические материалы, журналы, интернет-ресурсы, а также научная и научно-популярная литература.

Теоретической базой исследованияявились труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономического, социально-демографического и туристского развития Германии.

Существенное влияние на содержание выполненного исследования, особенно в части раскрытия сущности и особенностей влияния экономических процессов на социально-демографическое и туристское развитие страны оказали работы видных российских ученых: Квартальнов В.А., Максаковский В.П., Лаврова С.Б., Радионова И.А., Вольский В.В., Александрова А.Ю., Гуляева В.Г., Фролова Б.И., Лебедева В.Б., Кускова А.С., Наумова Н.Н., Ревякина Е.В. Дополнительный материал взят из российской и зарубежной экономической периодической печати. Использовались статьи и публикации в БИКИ, журналах «Европа для всех», «Тонкости продаж», а также материалы информационного агентства «Travel Daily News». Среди других источников фигурируют свободно доступные во всемирной сети Интернет публикации и статьи по заявленной тематике. Эмпирическая база исследования представлена сводными таблицами с экономическими и демографическими, туристскими показателями в стране в 1970-2009 годах, графиками и диаграммами и картами.


Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала

 

Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja – отдых, с латыни recreation – восстановление) – это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т. е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.). [39]

Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный.

В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию.

Рекреация – это:

ü расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

ü любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

ü наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

ü перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды; цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно- туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями. [28]

Для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необходимо наличие определенных ресурсов. В эту категорию включают природные и антропогенные объекты (или часть природных и культурных ресурсов), которые при современном уровне развития производственных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации отрасли, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения. Учитывая природную и антропогенную составляющие рекреационных ресурсов, их подразделяют на соответствующие виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лесные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории (Т.В. Николаенко). Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов.

Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социально – культурного образования, в пределах которого она расположена. [36]

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

1) Уникальность имеющихся объектов;

2) Различия в доступности объектов;

3) Различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

4) Разнообразие и комплексность имеющихся объектов;

5) Физическое состояние объектов.

Оценка современного состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов и сопоставление их с возможностями приема туристов.

Возможности интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала связаны с решением целого ряда задач. Это поиск финансовых средств должны быть направлены как на развитие объектов социальной сферы в целом, так и туристской инфраструктуры в частности. Это подготовка кадров, способных работать в сфере на новом, современном уровне. Это и новые подходы в работе с туристами и отдыхающими. Это рекламная деятельность, позволяющая построить приоритеты в выборе места отдыха.

По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека,

которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. Одним из распространенных видов отдыха является туризм. [3]

В современной научной литературе дается несколько точек зрения на понятие «туризм». Согласно одной из них, туризм рассматривается как путешествие в свободное время, предпринятое с определенной целью. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги.

Так в настоящем Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 1996г. используются следующие основные понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов – переводчиков. [49]

По В.А. Квартальнову:

Туризм – это ряд явлений и взаимоотношений в результате путешествий людей, до тех пор, пока это не приводит к их постоянному пребыванию в определенном месте и не связанно с получением ими какой-либо выгоды (дохода).

Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать некоторые виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не включают получение дохода.

Среди экономических характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:

- туризм, как процесс и результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

- определение двух основных базовых элементов туризма: путешествие к месту отдыха и пребывание там;

- путешествие означает выезд из страны (региона) постоянного проживания туриста;

- перемещение туристов к различным туристским центрам требует времени, а это значит, что они вернутся в место постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;

- экскурсия – это путешествие без постоянного проживания в туристском центре, не имеющее целью получение дополнительного дохода.

Функции туризма:

Способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно психо - физиологических ресурсов общества;

Способствует рациональному использованию свободного времени людей;

Способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;

Туризм обогащает социально – экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов.

Основными базовыми элементами понятия «туризм» являются:

а) турист – субъект туризма, человек, стремящийся удовлетворить свои рекреационные потребности; характеризуется значительным разнообразием.

б) туристский бизнес – означает вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг на туристском рынке с целью извлечения прибыли;

в) сфера гостеприимства – рассматривает в основном туризм как социально-культурный и ментальный фактор, а также как фактор развития района туризма с точки зрения открытия новых рабочих мест и увеличения дохода местного бюджета;

г) административная сфера и менеджмент туризма – рассматривают туризм как фактор развития и повышения уровня экономики без учета негативных результатов, которые могут произойти, включая прямой и косвенный ущерб. [28]

Элементами дистрибьюторской системы в туризме являются:

* производители туристских услуг (индустрия гостеприимства);

* транспорт (воздушный, наземный, морской и др.);

* размещение (отели, мотели, рестораны и др.);

* достопримечательности (музеи, банки, страхование).

Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и является неотъемлемой частью каждого тура. Средства размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющей места для ночевки, составляют основу туристской индустрии.

Экскурсионная деятельность организует и оказывает услуги, удовлетворяющие потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания

Наиболее близкой к туризму является работа туристских агентств, сюда привлечены также авиакомпании, железные дороги, гостиницы, рестораны и многое другое. Вся эта группа представляет собой инфраструктуру туризма, или туристскую индустрию.

С.И. Байлик дает определение туристской индустрии как совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма, которая включает в себя следующие компоненты

Балабанов И.Т., Балабанов А.И. говорят, что: туризм целесообразно классифицировать по географическому признаку, цели поездки, способу передвижения, средствам размещения туристов и т. п. Основные виды туризма – следующие:

1) Туризм внутренний

Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы. На его долю в мире приходится 80-90% поездок.

2) Международный туризм

Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам.

Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс.

3) Рекреационный туризм

Рекреация - расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных). Некоторыми исследователями рекреация рассматривается как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.

4) Оздоровительный туризм

Этот вид туризма носит сугубо личный, индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.п.

5) Познавательный туризм

Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм.

6) Профессионально-деловой туризм

К данному виду туризма относятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизованном обществе вызывает необходимость

международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер.

7) Шоп-туры - этот вид туризма характерен для многих стран. Целью поездок является приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации.

Огромный вклад на теоретические и методологические основы изучения туристско-рекреационного потенциала внесли следующие ученые:

Л.А. Тархова, О.В. Ушакова, Ю.В. Швецова, Н.Ф. Реймерс, В.А. Квартальнов, Т.В. Николаенко, С.И. Байлик, А.Ю.Александрова, Балабанов И. Т.,Балабанов А. И и др.




2019-12-29 1476 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала 2.74 из 5.00 95 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)