Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Менандр. Биография и творчество



2019-12-29 350 Обсуждений (0)
Глава II. Менандр. Биография и творчество 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Менандр – последний классический и первый новый писатель. Он родился в Афинах в 343г. до н.э., был сыном Диопейфа и племянником известного поэта средней комедии Алексида, который и стал первым наставником Менандра в литературе. Менандр получил хорошее риторское и философское образование. В молодости он отслужил на военной службе. Менандр учился у Феофраста, был знаком с Эпикуром, с оратором Деметрием Фалерским, который некоторое время был македонским наместником в Афинах. Менандр сторонился общественно-политической деятельности. Из писателей он более всего увлекался Эврипидом.

Первое выступление Менандра в театре относится к 323 г. до н.э., а первая победа – к 315 г. до н. э. с комедией «Гнев». Всего он одерживал победу восемь раз, но был высоко оценен после смерти.

Менандр написал 105 или 110 комедий. Из них полностью сохранилась лишь одна – найденная на египетском папирусе и впервые опубликованная в 1958 г. – «Брюзга». В отрывках сохранилось около трех тысяч стихов, по которым можно составить представление о таких комедиях как «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Сикионец», «Земледелец», «Герой», «Самиянка», некоторых других.

Комедия Менандра по своему стилю является логическим выводом из всего предшествующего развития аттической драмы, шедшей от мифологии к быту. В ней есть черты, связывающие новую комедию с классической драматургией, например пролог. В "Брюзге" его произносит Пан, который сам "направляет" главные линии сюжета, так как заставляет Сострата влюбиться в дочь Кнемона. В "Отрезанной косе" пролог произносит богиня Неведение. В комедии "Брюзга" есть и эксод с веселой пирушкой, которыми так изобилуют комедии Аристофана, а также прямое обращение актера к публике с просьбой аплодировать и мольба к Деве Победе быть благосклонной.

Движущими силами комедии нравов и интриг у Менандра являются характер человека, его природа и случай. (Онисим в "Третейском суде": Наш нрав - вот кто наш бог! И счастье и беда - все от него зависит, ...)

Природа одна владеет только ей присущими свойствами, которыми она одаряет всех. У человека нет ничего иного, кроме только полученного от нее, то есть она - источник жизни и существования. У природы свои законы, она сама по себе, но природа воплощается в человеке, и ее "умная" деятельность берет верх над чувствами. Природа человека, как его сущность, чрезвычайно устойчива, никакие обстоятельства, никакое воспитание не в силах ее побороть. Природа человека понимается Менандром не только как некая твердая основа, но и как благо, присущее людям независимо от их национальности. Однако природа воплощается в конкретных характерах людей, часто слабых, неуверенных в жизни, скептически настроенных, погруженных в мир домашних и семейных забот, поэтому, будучи твердой основой бытия, здоровой силой, поддерживающей человека, она, тем не менее, сама ограниченна и мелка, как и тот человек, которому она служит опорой. Кроме того, действующая по своим законам природа рушится под воздействием стихийной силы случая - Тюхе, понимавшейся в эпоху эллинизма как мощное и своенравное божество, вытеснившее древнюю устойчивую и неотвратимую судьбу. У Менандра Тюхе "безрассудна" и "не надежна", но вместе с тем эта великая сила действует в мире малых дел человека и, распоряжаясь в обывательской и скромной жизни, вполне ей соответствует. Таким образом, жизнь героев Менандра никак не может быть сведена к бесцельному бытовизму, так как она управляется надличными силами, имеющими свои цели и задачи.

Комедии Менандра серьезно отличаются от большинства произведений других комических поэтов. Автор везде соблюдает строгую выдержанность плана и композиции, логическую последовательность в развитии действия, вместе с этим он тщательно избегает всего грубого, за что и ценился как образец аттического изящества. У него почти совершенно отсутствует буффонада, он сосредотачивает внимание на внутренних переживаниях действующих лиц, только изредка допускает обращение актеров к зрителям.

Именно Менандру принадлежит заслуга создания комедии характеров. Он сумел соединить типическое с индивидуальным. Характер действующего лица представляет для поэта главный интерес. Не внешняя занимательность сцены, не отдельные сценические эффекты, а глубокое проникновение в психологию героя представляется автору самым важным, именно это определяет весь ход действия.

Язык Менандра – образец чистейшей аттической речи. Он близок к разговорному языку и содержит признаки зарождающегося общегреческого наречия. Менандр, таким образом, продолжает наметившуюся у Эврипида тенденцию. Он не допускает ни грубости, ни вульгарности. Менандр умеет тонко индивидуализировать речь, применяясь к моральному облику каждого действующего лица; живо оттеняется разница между речью людей высшего класса, ее утонченностью и некоторой торжественностью, и безыскусственностью речи простых людей. Своим мыслям он умел придать такую ясность и образную форму, что многие его выражения стали пословицами.

Менандр иногда отходит от комического тона, переходя в трагический, например, в «Отрезанной косе». Некоторые его произведения по сюжету и системе образов приближаются к тому, что можно назвать бытовой драмой, например «Третейский суд».

Изображая мелкого и среднего человека, Менандр проводит некоторые свои принципы, которые были прогрессивными. Он стоит за нормальную семейную жизнь, в презренных и маленьких людях склонен видеть человеческие и даже благородные чувства, в гетере он тоже видит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным и безусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. Женщина у Менандра вполне равноправный член общества, иной раз даже превосходящий мужчину по своим душевным качествам. Рабы для него тоже люди, и притом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого.

Из комедий Менандра мораль вытекает сама собой, хотя он никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться.

Среди приемов, используемых Менандром, большую роль играет прием «узнавания», нередко встречается мотив подслушивания чужого разговора. Творчество Менандра основывалось на существовании определенных сюжетных стереотипов и наличии галереи традиционных масок, существовало традиционное художественное мышление, находившее отражение во множестве трафаретных названий пьес, имен персонажей, сюжетных ситуаций. Но автор внес в традиционные схемы то, что оказалось гораздо жизненнее их самих, что строилось не на стандартных приемах, а открывало новые перспективы для жанра.



2019-12-29 350 Обсуждений (0)
Глава II. Менандр. Биография и творчество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Менандр. Биография и творчество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)