Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция права трудящихся на полный продукт труда



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Концепция права трудящихся на полный продукт труда 0.00 из 5.00 0 оценок




в теории заработной платы экономистов-романтиков и

социалистов-утопистов

     Основоположники возникших в начале XIX века таких нелиберальных направлений экономической мысли, как экономический романтизм и утопический социализм, в числе прочего с иных позиций, чем у классиков, стали интерпретировать и теорию заработной платы. При этом доктрине рабочего фонда классической политической экономии они противопоставили концепцию права трудящихся на полный продукт труда. В соответствии с последней заработная плата, с теоретической точки зрения, рассматривается как исключительно продукт труда, создающего и стоимость товара, и те виды доходов (кроме заработной платы), на которые без всякого на то основания претендуют собственники промышленного, торгового, денежного капитала и земли. Стало быть, полагают они, прибыль и рента не законны и не должны существовать.

Между тем неприятие в рамках теории заработной платы доктрины рабочего фонда и пропаганда идей концепции права трудящихся на полный продукт труда проявляют себя у каждого из представителей экономического романтизма и утопического социализма с определенными особенностями, о чем и последует речь ниже.

Так, родоначальник экономического романтизма С. Сисмонди в своих „Новых началах политической экономии“ (1819 г.), не разделяя теорию заработной платы классиков, „не допускает, чтобы народонаселение зависело от средств существования“[25]. Проблемы народонаселения и, соответственно, минимизации заработной платы возникают, на его взгляд, лишь из-за „воли землевладельцев, которые стимулируют или ограничивают его (народонаселение. – Н.П.) своим спросом и которые заинтересованы в ограничении его, чтобы реализовать максимум чистого продукта“[26].

В данной книге С. Сисмонди обращает внимание читателя на то, что в экономике соседней с Францией Англии происходит то, что со временем ожидает и другие страны. В частности, пишет он, „народ Англии лишен достатка в настоящем и уверенности в будущем“[27]. Связано это, по его оценке, с тем, что[28]:

- в деревне нет больше крестьян – их вытеснили батраки;

- в городах почти не осталось ремесленников или независимых хозяев мелких мастерских – есть только фабричные;

 - фабричный получает лишь заработную плату, которая недостаточна во все времена года.

 По мысли этого ученого, „многочисленность народонаселения представляет преимущество лишь при том условии, если каждый человек уверен, что он своим трудом может обеспечить себе сносную жизнь“[29]. Причем, говоря о труде, как единственном источнике личных доходов и богатства страны, С. Сисмонди апеллирует, прежде всего, к А. Смиту. И не соглашаясь с ним в том, что богач, сделавшись богаче сам, увеличивает еще и богатство нации, заявляет: „ Мы …думаем, что нация не делается богаче только от того, что возросли ее капиталы. Она становится богаче, если ее капиталы возрастая, распространяют и большее довольство среди населения, которому капиталы эти обеспечивают жизнь“[30].

 Когда смитианцы, полагает он, трактуют сущность заработной платы как „содержание, уплаченное работающему за его труд“[31], то руководствуются тем, чтобы оправдать положение, в соответствии с которым „безграничное увеличение производительности труда (рабочих. – Н.П.) может иметь своим следствием лишь увеличение роскоши и наслаждений праздных богачей“[32].

Выход из сложившейся в постмануфактурной экономике ситуации С. Сисмонди видит в необходимости проведения государством реформ, благодаря которым рабочие и мелкие собственники смогли бы получать существенно большую часть доли создаваемого, прежде всего, их трудом национального богатства. Он совершенно убежден в том, что „только государство может внести поправки в дело распределения с помощью мер, которые как будто противоречат главной цели политической экономии – увеличению богатства, но которые обеспечат большую долю наслаждений тем, кто создает все средства наслаждения“. И именно для этого, поясняет ученый, „законодатель мог бы обеспечить бедняку некоторые гарантии против всеобщей конкуренции“[33].

Одновременно основной свой вклад в политическую экономию данный родоначальник экономического романтизма видит в том, что доказал ошибочность взглядов либеральных экономистов на ренту, прибыль и заработную плату, проистекающих „будто бы из трех разных источников – земли, накопленного капитала и труда“. Ведь если рассматривать более внимательно, утверждает он, то „эти три вида дохода – это лишь три различные формы Пользования продуктами человеческого труда (рабочего. – Н.П.)“, который „благодаря развитию промышленности и науки …может производить ежедневно больше, гораздо больше, чем ему нужно для потребления“[34]. Отсюда, по мнению С. Сисмонди[35]:

- с точки зрения общественных интересов, мануфактуры стоит открывать только в том случае, если рабочие могут получать сносное содержание;

- желательно существование ассоциации тех, кто производит сообща продукт, вместо того, чтобы ставить их в оппозицию друг с другом;

- требуется, чтобы городское, как и сельскохозяйственное производство разбито было на большое число самостоятельных предприятий, а не концентрировалось в руках отдельных предпринимателей, распоряжающихся сотнями и тысячами рабочих;

- собственность мануфактуры должна быть разделена между большим числом средних капиталистов, а не соединялась в руках одного человека, владеющего многими миллионами;

- промышленному рабочему следует питать надежду, даже уверенность, что сделается соучастником в хозяйском деле, дабы он не вступал в брак, пока у него не будет пая в предприятии, и дабы он не старался, как теперь, без всяких надежд на повышение;

- требуются только постепенные и косвенные меры со стороны законодательства для осуществления в отношениях между хозяином и рабочим полной справедливости, которая возлагала бы на первого всю ответственность за зло, которое он причиняет второму;

- нужно, чтобы закон поощрял дробление наследств, а не их накопление, чтобы хозяин находил денежную и политическую выгоду в более тесной связи со своими рабочими, чтобы нанимал их на более долгие сроки и предоставлял им участие в прибылях;

- лучше направленные (государством. – Н.П.) частные интересы сами исправят то зло, которое они же причинили обществу.

Во многом схожих с С. Сисмонди суждений в области теории заработной платы придерживается еще один видный представитель экономического романтизма П. Прудон. Будучи лично знаком с К. Марксом и не разделяя его идей о революции и революционном действии как средстве социальной реформы, он в одном из писем, адресованных к нему, писал: „…я ставлю себе следующую проблему: с помощью экономической комбинации ввести в общество те богатства, которые вышли из общества с помощью другой экономической комбинации“[36]. По сути, он ратовал за то, чтобы „трудящийся получал бы весь продукт своего труда, не делясь им ни с кем“[37].

Уже в одном из ранних своих сочинений „Что такое собственность?“ (1840 г.) им было заявлено, что всякого собственника нужно рассматривать как „собственника своего жалованья, заработной платы, заработка, …собственника созданной вновь ценности из которой извлекает выгоду один лишь хозяин“[38], в то время как „работник, даже после получения им заработной платы, сохраняет естественное право собственности на произведенную им вещь“[39].

В этой книге он утверждает, кроме того, о том, что, с точки зрения капиталиста, заработная плата есть расход на содержание и возобновление сил рабочего. На самом же деле, по Прудону „воз-награждение рабочего не превышает его постоянных расходов и не обеспечивает ему вознаграждения в будущем, между тем как капиталист находит в орудии произведенном рабочим залог независимости и обеспеченности в будущем“[40]. Вот почему, на его взгляд, „сам производитель имеет на свой продукт право, выражающееся дробью, знаменатель которой равен числу индивидов, составляющих общество“, и „взамен этого, производитель имеет право на все продукты других людей“[41]. Но до тех пор, пока производитель этого права не имеет, заключает ученый, „всякая наемная плата, взимаемая по видом возмещения проторей и убытков с процентами, есть акт собственности, кража“[42].

Наряду с прибылью П. Прудон считает не правомерным и существование ренты как дохода собственника земли. Он полагает что, если рабочий, в ущерб своей заработной плате, „в силу права собственности, обязан платить ренту, то собственник, в силу того же права, обязан платить такую же ренту работнику (рабочему. – Н.П.), а так как права их взаимно уравновешиваются, то разрядность между ними равна нулю“[43].

О близости позиции П. Прудона и его предшественника С. Сисмонди в области теории заработной платы свидетельствует и его обращенность к реформе, в результате которой не будет места социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком. Так, почти в духе С. Сисмонди, П. Прудон считает, что „в стране мелкой собственности и мелкого производства“ можно будет наблюдать следующее[44]:

- права и притязания отдельных лиц уравновешивают друг друга, попытки захватов (доходов. – Н.П.) взаимно уничтожаются;

- положение рабочих, в смысле обеспеченности, существования, почти такое же, как и при полном равенстве;

- равновесие такого общества покоится на острие шпаги; при малейшем толчке оно рушится и погибнет;

- каждому дается равная часть благ, под условием равной суммы труда и сообразным интересам общества.

Важно отметить, что почти во всех своих сочинениях П. Прудон отстаивает ведущую роль в экономике малого бизнеса и малого предпринимательства, гарантирующих, как он полагал, человеку труда достойное материальное благополучие. Сценарий требующихся в этой связи реформ, инициируемых и осуществляемых „снизу“, то есть самими трудящимся, наиболее ярко изложен им в „Системе экономических противоречий, или Философии нищеты“ (1846 г.) и других его сочинениях. А в одной из последних своих работ под названием „Бедность как экономический принцип“ (1862 г.) он заявил прямо: „Если некоторые из нас получают больше или меньше, чем следует по праву – наша общая вина: требуется реформа“[45].

Уничтожение прибыли и ренты как незаконных видов дохода – это то, что в определенной мере сближает интерпретацию теории заработной платы Р. Оуэна, К. Сен-Симона, Ш. Фурье и других социалистов-утопистов постмануфактурного периода. В то же время и их позиции отличали определенные особенности. К примеру, последователи и единомышленники Р. Оуэна, разделяя трудовую Теорию стоимости Д. Рикардо, сделали на ее базе совершенно неожиданные выводы, затрагивающую и аспекты проблематики стоимости труда – заработной платы. Основной их вывод в этой связи, пишут Ш. Жид и Ш. Рист, таков: „Сколько часов труда будет стоить продукт, столько бон труда получит его производитель, когда он захочет его продать, – ни больше, ни меньше, и столько же должен будет дать потребитель, когда он захочет его купить, – ни больше, ни меньше. Таким образом, прибыль будет уничтожена“[46].

В сою очередь Ш. Фурье в данной связи менее категоричен, допуская в обществе будущего некоторую долю прибыли в общей структуре доходов. Так, капитал, на его взгляд, будет „иметь …треть прибыли, 4/12, а за трудом останется 5/12 и за талантом – 3/12“[47]. Но, по Фурье, прибыль в результате грядущих реформ примет совершенно иное, чем прежде, содержание, ибо „рабочий будет участником в прибылях не только в силу своего труда, но и в силу своего капитала, потому что он будет акционером, а может быть, и в силу своего таланта, потому что его могут избрать, как и всякого члена общества …в качестве акционера или в качестве избранного директора“[48].

Непримиримый противник частной собственности и автор оригинальной концепции социальных реформ Р. Оуэн, ратуя за право трудящихся на полный продукт труда, придерживался, в частности, следующих убеждений[49]:

- с формированием на всем земном шаре новых поселков (федеративных поселков) момент перенаселения никогда не наступит, так как население мира будет тогда в высокой степени добрым, разумным и рассудительным, и оно гораздо лучше нынешнего неразумного поколения будет знать, какие меры принять в таком случае;

- способы легко создавать изобилие богатств для человеческого рода станут очевидными, как только им будут открыты возможности осуществления путем уничтожения металлических денег (корня огромных зол, существующих во всем обществе) и замены их национальными деньгами;

- разумное правительство поймет, что для достижения людьми счастья требуется условие – иметь возможность путешествовать когда угодно и с удовольствием;

- в новых поселках не будет больше бесполезной частной собственности, являющейся ныне причиною стольких несправедливостей, преступлений и бедствий.

Главной причиной бедственного состояния трудящихся и низкого уровня оплаты их труда является, по мнению К. Сен-Симона анархия, присущая экономике свободной конкуренции. „Бойтесь анархии! Это величайшее зло для честных людей, каковы бы ни были их политические убеждения; это состояние, к которому всегда стремились и всегда будут стремиться люди безнравственные, какова бы ни была их религия“[50], – пишет он в одной из своих работ.

       Необходимые реформаторские преобразования должны, на его взгляд, осуществиться „сверху“ при непосредственном участии в этом верховной власти, включая короля, а также ведущей части современного общества, называемого им промышленным. Причем к так называемым промышленникам относит он всякого человека, способного трудиться „для доставки разным членам общества одного или нескольких материальных средств, удовлетворяющих их потребности или физические склонности“[51]. Поэтому промышленником, с его точки зрения, является как земледелец, каретник, кузнец, слесарь и столяр, так и фабрикант, купец, извозчик и матрос, а все вместе, – утверждает он, – „они составляют три крупных класса, которые называются земледельцами, фабрикантами и торговцами“[52].

К. Сен-Симон совершенно убежден в том, что „промышленники составляют больше двадцати четырех двадцать пятых нации“ и по этой причине „преобладают как физическая сила“[53]. Именно этим аргументирует ученый то обстоятельство, что без данного крупного единого промышленного класса не может обходиться ни один другой класс общества, ибо „он существует своими собственными силами и своим личным трудом“, а „другие классы должны трудиться для него“[54]. Убежден он также и в том, что в результате реформ станет возможным, когда вместо чиновников сами „промышленники будут ставить себе целью экономию в управлении государственными делами; поэтому они назначат чиновникам умеренные оклады“[55].

Самоорганизация трудящихся, создание ими профессиональных корпораций явится, по мнению Ш. Фурье, решающим условием „в отношении заработной платы и в отношении соревнования“[56], а также для устранения того, что „являет собой лишь искусство грабить бедняков и обогащать богачей“[57]. В рекомендуемом им новом общественном устройстве можно будет, на его взгляд, наблюдать то, что:

- участники прогрессивных серий фаланстеров будут работать в меньшей мере из соблазна заработка, чем под действием соревнования и иных проводников, присущих …страсти[58];

- сверхизобилие станет периодическим бичом, как ныне недород, и даже расточая животным продукты питания человека, придется зачастую выбрасывать в море и сточные каналы массу продуктов, …зная что сверхизобилие необходимо для поддержания порядка согласованности[59];

- порядок согласованности обладает свойством давать всегда сверхизобилие, которое следует возвращать земле, подобно тому, как порядок бессвязности приносит постоянно недостаток, порождающий нищету[60];

- социетарный режим вовсе не признает уравнительности и что требуется открыть средство гарантии против неопределенного возрастания народонаселения[61];

- при социетарном состоянии самый бедный из людей будет пользоваться пятьюстами тысяч дворцов, где он найдет бесплатно много больше удовольствий, чем их может доставить себе король Франции[62].

Заключение

Выполненная работа позволяет в ее завершении сделать соответствующие обобщения и выводы, которые вытекают из содержания каждого из двух разделов данной брошюры. С учетом этого представляется важным сформулировать следующие итоговые положения.

1. В постмануфактурном периоде, охватывающем первую половину XIX столетия, теория заработной платы, как одна из ключевых теорий различных направлений политической экономии той поры, претерпела существенное качественное обновление. Свою причастность к этому проявили представители классической политической экономии, а также экономического романтизма и утопического социализма.

2. Смитовское толкование заработной платы в качестве цены труда рабочих, которая не может оставаться на уровне прожиточного минимума, его последователи по „классической школе” в лице Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля и других интерпретировали по-иному, то есть через призму доктрины рабочего фонда. Пессимистическая сущность последней обусловлена тем, что причина бедности (относительно низкой заработной платы) сводится ею к простому соотношению темпа прироста населения и темпа прироста жизненных благ, с одной стороны, и к так называемому закону убывающего плодородия почвы, с другой. Поэтому подобного рода позицию на теоретическую сущность категории „заработная плата” в современной экономической литературе принято называть „железным законом заработной платы Мальтуса”. Согласно этому „закону”, в числе прочего, классиками постмануфактурного периода принято было полагать, что уровень заработной платы рабочих не может возрастать без соответствующего падения нормы прибыли.

3. Единственным из классиков постмануфактурного периода, отказавшихся еще при жизни от доктрины рабочего фонда, явился Дж.С. Милль. Он заявил при этом о допустимости влияния на повышение уровня заработной платы более совершенной системы образования и воспитания трудящихся и более широкой сферы охвата оплаты наемного труда обычаем, а не конкуренцией. Признал он, кроме того, реальную возможность обеспечения роста заработной платы профессиональными союзами рабочих. В результате, по мнению одних современных историков экономической мысли, Дж.С. Милль предопределил завершение (закат) классической политической экономии (Т. Негиши), а, по мнению других, – он, одновременно с этим „постоянно склоняется к мальтузианству” (Ш. Жид, Ш. Рист).

4. Характерной основной чертой нелиберальных направлений экономической мысли – экономического романтизма и утопического социализма, возникших в постмануфактурном периоде (первая половина XIX века), является неприятие доктрины рабочего фонда и толкование заработной платы (цены труда рабочего) на базе концепции права трудящихся на полный продукт труда. В то же время ведущие представители этих направлений экономической мысли в целях социального реформирования общества и достойной оплаты труда трудящихся предложили оригинальные реформаторские программы (проекты). Значительная часть их положений за истекшее с тех пор время (примерно полтора столетия) стала реальностью.

5. В поисках „гарантий против всеобщей конкуренции” при формировании заработной платы С. Симонди во многом правомерно обращается к государству и правительству, призванных легализовать и поддержать существование ассоциативных хозяйственных структур при ведущей роли в них мелких собственников (малого бизнеса). Другой представитель экономического романтизма П.Ж. Прудон, доказывая, что „производитель имеет на свой продукт право” через гарантированно высокий уровень оплаты труда, пропагандирует, в духе С. Симонди, преимущества некой „страны мелкой собственности и мелкого производства”. Но последняя возникнет, на его взгляд, только по инициативе „снизу”, а не „сверху”, как у С. Сисмонди, и в ней не будет места безработице, перенаселению, социальной несправедливости.

6. В ряду видных социалистов-утопистов постмануфактурного периода Р. Оэун основным условием, гарантирующим право трудящихся на полный продукт труда, считает незамедлительное искоренение ими в поселениях нового типа „бесполезной частной собственности”. Оуэновской инициативе „снизу” К.Сен-Симон противопоставляет свой сценарий борьбы с анархией и хаосом в условиях экономики свободной конкуренции, в рамках которого руководящей и направляющей силой реформаторских начинаний против эксплуатации человека человеком явятся верховная власть и правительство так называемых промышленников и ученых. Наконец, Ш. Фурье в борьбе с „искусством грабить бедняков и обогащать богачей” решающую роль отводит самим трудящимся, совместный труд и проживание которых будет стимулировать не столько соблазн заработка, сколько дух соревнования, страсти и согласованности.

 

Список использованной литературы

 

1. Абалкин Л.И. Взгляд в завтрашний день. М.: Институт экономики РАН, 2005. — 126 с.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994. — 688 с.

3. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. СПб.: Экономическая школа, 2005. — 352 с.

4. Жид.Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. — 554 с.

5. Милль Дж.С. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. Киев — Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство, 1896. — 883 с.

6. Негиши Т. История экономической теории. М.: АО „Аспект-пресс”, 1995. — 461 с.

7. Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М. — Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Т.II. 1950. — 352 с.

8. Прудон П.Ж. Бедность как экономический принцип. М.: Посредник, 1908. — 29 с.

9. Прудон П.Ж. Что такое собственность? или исследование о принципе права и власти. М.: Книгоиздательство анархистов-коммунистов „Светлая Звезда”, 1919. — 202 с.

10. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. Т.1. М.: Эконов, 1993. — С. 397-473.

11. Сен-Симон К. Избранные сочинения. В 2 т. М. — Л.: Изд-во Акад. наук СССР, Т.II. 1948. — 487 с.

12. Сисмонди С. Новые начала политической экономии или О богатстве в его отношении к народонаселению. В 2 т. М.: Гос. социально эконом. издат-во. Т.1. 1937. — 386 с.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М.: Эконов, 1993 — С.79-396.

14. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии // Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии; Бастиа Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М.: Дело, 2000. — С. 22-88.

15. Фурье Ш. Избранные сочинения. В 4 т. М. — Л.: Изд-во Акад. наук СССР, Т.I. 1951-1954. — 428 с.

16. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ. Под ред. В.С. Автономова. Т.2. СПб.: Экон. шк., 2001. — VIII + 494 c.

 

 


[1] Абалкин Л.И. Взгляд в завтрашний день. М.: Институт экономики РАН, 2005. С. 52.

[2] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М.: Эконов,1993. С. 148.

[3] Там же. С. 148.

[4] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994. С. 171.

[5] Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. СПб.: Экономическая школа, 2005. С. 184.

[6] Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. Т.1. М.: Эконов, 1993. С. 428-429.

[7] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. С. 69.

[8] Рикардо Д. Указ. соч. Т.1. С. 410, 420.

[9] Рикардо Д. Указ. соч. Т.1.С.454.

[10] Там же. С.455.

[11] Там же. С. 458.

[12] Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии // Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии; Бастиа Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М.: Дело, 2000. С. 56.  

[13] Там же. С.57.

[14] Сэй Ж.Б. Указ. соч. С. 59.

[15] Там же. С. 59-60, 62, 64-68.

[16] Милль Дж.С. Указ. соч. С.332.

[17] Негиши Т. История экономической теории. М.: АО «Аспект-пресс», 1995.С. 31.

[18] Там же. С. 192.

[19] Милль Дж.С. Указ. соч. С.339.

[20] Там же. С.359.

[21] Там же. С.825.                                                                                                     

[22] Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. С. 514.

[23]

[24] Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ. Под ред. В.С. Автономова. Т. 2. СПб.: Экон. шк., 2001. С. 715.

[25] Жид Ш., Рист Ш. Указ. соч. С.502.

[26] Там же.

[27] Сисмонди С. Новые начала политической экономии или О богатстве в его отношении к народонаселению. В 2 т.М.: Гос. Социально эконом. издат-во. Т.1. 1937. С. 135.

[28] Там же. С.135-136.

[29] Там же 37. С.149.

[30] Там же 937. С.168.

[31] Там же. С.176.

[32] Там же. С.181.

[33] Сисмонди С. Указ. соч. Т.1. С.181.

[34] Там же. С.183.

[35] Там же. С.173, 175.

[36] Цит. По: Жид. Ш., Рист Ш. Указ. соч. С.511.

[37] Жид Ш., Рист Ш. Указ. соч. С. 240.

[38] Прудон П.Ж. Что такое собственность? или исследование о принципе права и власти. М.: Книгоиздательство анархистов-коммунистов „Светлая Звезда“, 1919. С.80.

[39] Там же. С.81.

[40] Там же. С.84.

[41] Там же. С.105.

[42] Там же. С.118.

[43] Там же. С.124.

[44] Прудон П.Ж. Что такое собственность? С. 136, 163.

[45] Прудон П.Ж. Бедность как экономический принцип. М.: Посредник, 1908. С.29.

[46] Жид Ш., Рист Ш. Указ. соч. С. 192.

[47] Там же. С. 198.

[48] Там же. соч. С. 199.

[49] Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М. ― Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Т. II. 1950. С. 191, 204-205, 213, 240.

[50] Сен-Симон К. Избранные сочинения. В 2 т. М. ― Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Т. II. 1948 С. 119.

[51] Там же. С. 121.

[52] Там же. С. 121-122.

[53] Там же. С. 129.

[54] Сен-Симон К. Указ. соч. Т. II. С.122.

[55] Сен-Симон К. Указ. соч. Т. II. С. 127.

[56] Фурье Ш. Избранные сочинения. В 4 т. М. ― Л.: Изд-во Акад. наук СССР. 1951 ― 1954. Т. I. С. 384.

[57] Там же. С. 397.

[58] Фурье Ш. Указ. Соч. Т.II. С.214.

[59] Там же. С. 268.

[60] Там же. С. 269.

[61] Фурье Ш. Указ. Соч. Т. III. С. 34, 43.

[62] Фурье Ш. Указ. Соч. Т.III. С. 65-66.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Концепция права трудящихся на полный продукт труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция права трудящихся на полный продукт труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)