Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативная база рынка ценных бумаг.



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Нормативная база рынка ценных бумаг. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ранее регулирование рынка ценных бумаг осуществлялось на основании большого числа разнородных документов, выпушенных различными государственными органами. Отсутствие законов порождало нормативный вакуум, который заполнялся подзаконными актами. Выпускать нормативные документы, в той или иной мере затрагивающие вопросы функционирования российского рынка ценных бумаг, имеют право Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов, Государственный комитет по управлению имуществом, Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственная налоговая служба и некоторые другие государственные органы. Из-за отсутствия четкого разграничения полномочий регулирующих органов возникают противоречия в разных нормативных актах, а отдельные вопросы и процедуры вообще не регламентированы законодательством.

Основополагающим документом, определяющим главные принципы функционирования рынка ценных бумаг, является Гражданский кодекс (ГК) РФ. Однако как и в любой области экономических отношений нормы Гражданского кодекса носят слишком общий характер и нуждаются в дальнейшей детализации другими нормативными актами.

Следующим уровнем по приоритетности действия после ГК РФ выступают принимаемые Федеральным Собранием РФ законы. В основном это законы о налогообложении и законы, непосредственно затрагивающие вопросы функционирования рынка, в частности «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднена Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Указ вступил в силу с 12 марта 2004 года - со дня его официального опубликования в Российской газете.

Функции ФКЦБ по контролю и надзору (включая выдачу лицензий, регистрацию выпусков ценных бумаг, контроль за соблюдением порядка раскрытия информации) осуществляет новый орган - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), находящаяся в ведении Правительства РФ.
Причем ФСФР переданы функции не только упраздненной ФКЦБ, но и функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненых Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю в сфере аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, а также функции по контролю деятельности бирж.

Давно предлагавшаяся идея создания на финансовом рынке единого регулирующего органа приняла реальные очертания. По словам главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, его ведомство согласовало концепцию законопроекта о создании мегарегулятора - федеральной экономической службы финансового рынка (ФЭСФР).

Идея создания на основе ФСФР единого для всех финансовых институтов регулирующего органа озвучивалась Олегом Вьюгиным с тех самых пор, как он возглавил службу в марте прошлого года. В ноябре того же года правительство поручило ФСФР разработать предложения по созданию такого органа. В марте 2005 года они были представлены на обсуждение правительства.

Концепция законопроекта предусматривает создание государственного учреждения, которое при этом не будет являться органом исполнительной власти. Госучреждение получит полномочия от государства по регулированию финансового рынка. "Данный орган будет создан вместо ФСФР",- поясняет Вьюгин[1]. Подчиняться эта структура будет непосредственно правительству. Новый орган на финансовом рынке будет напоминать по своим полномочиям Центральный банк. В концепции окончательно не указаны рынки, которые будет регулировать новая служба.

В отличие от Центробанка в руководство ФСФР будут входить не только чиновники, но и представители рынка. По словам представителя ФСФР, мегарегулятор, скорее всего, будет финансироваться не только из бюджета, но и за счет участников рынка. Этим новый орган будет напоминать финансовую службу Великобритании (Financial Services Authority, FSA), которая существует на деньги своих поднадзорных.

Помимо этого ФСФР предлагает создать коллегиальный орган - Национальный совет по финансовому рынку, который будет утверждать основные направления деятельности регулятора, отчитываться перед правительством об итогах его работы и расходах. Совет будет формироваться президентом страны, правительством, парламентом и ЦБ.

 


Участники рынка.

Участниками фондовой биржи являются продавцы, покупатели и посредники (финансовый брокер или маклер, дилер). Брокер-это посредник, заключающий сделки по поручению и за счет клиента и получающий за свои услуги комиссионные, т.е. вознаграждение в виде договорного процента от суммы сделки. В отдельных случаях брокер получает еще и заработную плату. Доходом брокера может быть сумма, полученная в виде разницы в цене покупателя и продавца. Брокер действует на основе заключаемых с клиентами соглашений (договоров, контрактов). Дилер-посредник (физическое или юридическое лицо), занимающийся перепродажей ценных бумаг от своего лица, за свой счет и на свой страх и риск. Доход дилера складывается за счет разницы в ценах покупки и продажи.

    Инвестиционный институт - хозяйствующий субъект или физическое лицо, осуществляющий операции с ценными бумагами. К инвестиционным институтам относятся финансовый брокер, инвестиционный консультант, инвестиционная компания, инвестиционный фонд. Все инвестиционные институты, за исключением инвестиционного консультанта, должны иметь лицензию на свою деятельность. Инвестиционные институты осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг как исключительную, т.е. не допускающую ее совмещения с иными видами деятельности.

    Финансовый брокер - это аккредитованный агент (т.е. зарегистрированный, имеющий полномочия) по купле-продаже ценных бумаг или валюты. Он заключает сделки по поручению и за счет клиентов. В качестве финансового брокера может выступать хозяйствующий субъект или гражданин.

    Инвестиционным консультантом является гражданин, имеющий квалификационный аттестат 1 категории, выдаваемый сроком на один год Минфином РФ или его органом. Для работы консультантом, лицензия не требуется, однако необходима регистрация такого гражданина в качестве предпринимателя.

Инвестиционная компания - это объединение (корпорация), вкладывающее капитал посредством прямых и портфельных инвестиций и выполняющее некоторые функции коммерческих банков. Инвестиционные компании представленны холдинговыми компаниями, финансовыми группами, финансовыми компаниями. 

    Холдинговая компания представляет собой  головную компанию, владеющую контрольным пакетом акций других акционерных обществ, называемых дочерними предприятиями, и специализирующихся на управлении. Финансовой холдинговой компанией является компания, более 50 % капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовой холдинговой компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компанией. Финансовая холдинговая компа-ния может вести только инвестиционную деятельность. Другие виды деятельности для нее не допускаются.

    Финансовая группа - это объединение предприятий, связанных в единое целое. В отличие от холдинга, финансовая группа не имеет головной фирмы, специализирующейся на управлении.

    Финансовая компания - это корпорация, финансирующая выбранный по некоторому критерию определенный, достаточно узкий круг других корпораций и не осуществляющая диверсификации (т.е. рассредоточения) вложений, свойственных другим компаниям. Финансовая компания, как правило, в отличии от холдинговой компании не имеет контрольных пакетов акций финансируемых его корпораций.

    Инвестиционный фонд представляет собой акционерное общество открытого типа, которое привлекает средства мелких инвесторов, аккумулирует их путем выпуска (эмиссии) и продажи собственных ценных бумаг (акций), обеспечивает вложение этих средств от своего имени в ценные бумаги других эмитентов и в торговлю ценными бумагами. Например, выгода мелкого инвестора, располагающего одним или несколькими приватизационными чеками при вложении в счет рассредоточения (диверсификации) вложений чекового инвестиционного фонда в ценные бумаги большого числа эмитентов и квалифицированного управления инвестициями со стороны специалистов фонда. 

    Инвестиционные фонды бывают: открытый, закрытый и чековый. 

    Открытый фонд - это фонд, эмитирующий ценные бумаги с обязательством их выкупа обратно,т.е. предоставляющий владельцу ценной бумаги этого фонда право по его требованию получить в обмен на них его денежную сумму или иное имущество в соответствии с уставом фонда.

    Закрытый фонд - фонд, который эмитирует ценные бумаги без обязательства их выкупа обратно.

    Чековый фонд - специализированный инвестиционный фонд приватизации, совершающий операции с приватизационными чеками. Приватизационный чек также является ценной бумагой.

 




2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Нормативная база рынка ценных бумаг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативная база рынка ценных бумаг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)