Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


История развития электронных библиотек




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

Глава I . Разработки в области электронных библиотек

1.1 История развития электронных библиотек…………………………..5

1.2 Электронные библиотеки в России……………………………… …..9

Глава II . Электронная библиотека как специализированная

Информационно-библиотечная система

  2.1 Электронные библиотеки………………………………………………14

  2.2 Система автоматизации библиотек……………………………………19

  2.3Ресурсы электронных библиотек……………………………………….21

  2.4 Структура и состав электронной библиотеки…………………………23

2.5 Каталог электронных библиотек Интернета…………………………..25

Заключение …………………………………………………………………...27

Список литературы…………………………………………………………...30

Список сокращений. Указатель иллюстраций……………………………..32

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед
человечеством, является сохранение информации во времени и пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой
фиксации распространения информации являются печатные издания, а
главными средствами хранения и доступа к информации стали
библиотеки. Сохранение и использование рукописных и печатных документов достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт
исследовательской и практической работы многих поколений
специалистов. Но очевидно, что объёмы информации, хранящейся в
традиционной форме, делают всё более затруднительной работу с ней:
хранение, распространение, поиски, учет и т. п. Развитие
вычислительной техники позволило сохранять и распространять
информацию в электронной форме, что играет революционную роль в истории аналогичную изобретению книгопечатания.



Электронная форма позволяет на сегодня хранить наиболее надежно и компактно, распространять ее намного оперативнее и шире и, кроме того, предоставляет возможности манипулирования с ней, которых не могло быть при иных формах. В связи с этим за последние годы во всем мире интенсивно увеличивается количество электронных публикаций. Значительное количество различных документов уже сейчас существуют в электронной форме.

Объект исследования: электронные библиотеки.

Предмет исследования: рассмотрение электронной библиотеки как специализированной  информационно-библиотечной системы.

Целью курсовой работы является: изучение понятия ЭБ, какие они бывают, как устроены, какими свойствами по использованию обладают, как создаются, какие структуры имеют.

Для достижения поставленных целей будем решать следующие задачи:

1) Проследим историю развития ЭБ в мире, затронув такие вопросы, как типология производителей электронного содержания, авторское право, соотношение платного и бесплатного доступа.

     2) Остановимся на том, что было к настоящему времени сделано в области ЭБ в России.

3) Рассмотрим понятие ЭБ, функции и преимущества ЭБ, типы и ресурсы ЭБ, систему автоматизации библиотек, структуру и состав ЭБ.

     4) Разработаем  каталог электронных библиотек Интернета.

Методы исследования: изучение, анализ, сравнение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. посвящена разработкам в области электронных библиотек, Глава 2. рассматривает структуру и состав электронных библиотек. В практической части курсовой работы разработан каталог электронных библиотек Интернета.

 

 

Глава I . Разработки в области электронных библиотек

История развития электронных библиотек

Зарождение ЭБ относится к концу 80-х годов, когда стали создаваться первые электронные библиотеки научных журналов (проекты «Mercury», CORE, «Tulip», 1987—1993 гг.; JSTORE, с 1995 г.; «High Wire Press», с 1995 г., и др.). Эти проекты преследовали как научные, так и экономические цели (создание архива важнейших журналов и обеспечении широкого доступа к нему, сокращение расходов библиотек за счет устранения дублирования коллекций журналов). С середины 90-х годов многие научные журналы стали издаваться только в электронной форме.

Крупные библиотеки и музеи приступили к оцифровке хранящихся у них материалов, прежде всего редких, старинных и находящихся под угрозой физического разрушения, чтобы сохранить их для будущего и сделать общедоступными. Примерами проектов такого рода могут служить программы «American Memory» (с 1989 г. по настоящее время) и «National Digital Library» (c 1990 г., в 1998 г. преобразована в единую межведомственную программу — «Digital Libraries Initiative — Phase 2»), целью которых является перевод в электронную форму материалов, значимых для истории и культуры США. С середины 90-х годов подобные проекты стали осуществляться и в России (оцифровка коллекций Эрмитажа, редких рукописей в РГБ, ВГБИЛ и т. д.).

На начальных этапах становления Интернета значительный вклад в построение электронных библиотек внесли любители-энтузиасты, создавшие большое число ресурсов, некоторые из которых получили весьма широкую известность. Наиболее известными проектами такого рода являются «Проект Гутенберг», инициированный в 1990 г. американским программистом М. Хартом, и российская «Библиотека Мошкова» (http://lib.ru), запущенная в ноябре 1994 г. и к августу 2001 г. включавшая в себя более 17 тыс. текстовых файлов общим объемом более 2,5 Гб.

 

Рис.1 Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru)

 

Рис.2 Проект Гутенберг (http://promo.net/pg)

 

 

Большая часть ЭБ в США и Западной Европе возникла и развивается в рамках академических и исследовательских организаций, к которым относятся прежде всего университеты. В качестве одного из образцовых примеров можно назвать «Центр электронного текста» при Университете Вирджинии (http://etext.lib.virginia.edu), коллекция которого насчитывает порядка 45 тыс. текстов на 12 языках в области литературы и гуманитарных наук, размеченных в SGML и бесплатно доступных онлайн. Другой замечательный проект, созданный на базе классического отделения Университета Тафтса - ЭБ «Персей» (http://www.perseus.tufts.edu), известный, в частности, своим обширным собранием греческих и латинских текстов (в оригинале с дословным переводом и морфологическим анализом), справочных и учебных материалов, а также уникальными инструментами для лингвистической работы. Оба названных проекта, как и многие им подобные, ставят своей целью электронную публикацию максимально полного корпуса материалов в рамках заявленной специализации и предоставление доступа к ним максимальному числу пользователей.

Многие университетские ЭБ, однако, предоставляют лишь ограниченный доступ — либо только своим сотрудникам и студентам, либо некоторому числу других университетов и культурных учреждений, получая в обмен доступ к их цифровым коллекциям. Примером такой библиотеки может служить Калифорнийская цифровая библиотека (http://www.cdlib.org), предоставляющая доступ к значительному числу электронных коллекций и баз данных в девяти кампусах Университета Калифорнии. Заметим, что лицензирование доступа к цифровым коллекциям — весьма распространенное явление. Например, такие проекты, как JSTORE (http://www.jstor.org) и «Muse» (http://muse.jhu.edu), предоставляют доступ к своим электронным собраниям научных журналов исключительно по подписке и прежде всего организациям, а не частным лицам.

В середине 1990-х гг. главные проекты по ЭБ были начаты в США, Японии и странах Западной Европы.

 

Как уже ранее упоминалось об инициативе Библиотеки Конгресса по построению национальной электронной библиотеки и программе «Digital Libraries Initiative», которые в 1998 г. были объедены в единую межведомственную программу «Digital Libraries Initiative — Phase 2». Впечатляющий пример национальной программы создания ЭБ дает Япония, где в 1989 г. было начато проектирование электронной «библиотеки XXI в.» В результате был подготовлен проект Электронной библиотеки Японии в провинции Кансай (500 км от Токио), преобразовано в электронную форму (главным образом в виде изображений) более 10 млн страниц различных печатных изданий (книги, журналы, газеты, карты и др.). Отметим также немецкий проект ЭБ «Global-Info» (http://www.global-info.org), начало подготовки которого относится к 1995 г. Его инициаторами стали 16 университетов и 4 научных общества (физики, математики, химии и информатики). Проект рассчитан на шесть лет, а его практическая реализация начата в январе 1998 г.

Среди франкоязычных ЭБ назовем проект «Gallica» (http://gallica.bnf.fr), который активно развивается с 1997 г. под эгидой Национальной библиотеки Франции и к настоящему моменту содержит более 80 тыс. оцифрованных документов общим объемом около 15 млн страниц).

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7