Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы предупреждения конфликтной ситуации



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Методы предупреждения конфликтной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При коррекции и оптимизации межгрупповых отношений мы использовали игру.

Этапы социально-психологической помощи.

Развитие любой групповой и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации характерна своя внутренняя динамика. Межгрупповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковой, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе группам предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи.

1. Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы.

2. Создание положительного настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, сотрудники становятся более активными. Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у них потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.

На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения, которые сопутствуют оптимальной межгрупповой адаптации. Задача психолога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога подчинена внутренней динамики процесса оптимизации межгрупповой адаптации, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

1 Этап. Тактика психолога наименее директивна. Он наблюдает за межгрупповой игрой, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает освоится в новой обстановке. Охотно поддерживает инициативу, никак не направляет деятельность групп, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности.

2 Этап. На реконструктивном этапе тактика психолога изменяется, позиция становится более активной. Приемы: интеграция, отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующего определенного способа действия.

3 Этап. Это этап апробирования нового опыта. Сотрудники организации уже научились справляться с возникающими проблемами.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные, доступные по содержанию. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у персонала. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в самораслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоит из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

1-й этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес персонала организации к совместному занятию, настроить группы на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений – игр на внимание или подвижная игра.

2-й этап. Мимические и пантомимические этюды.

Задача: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев). Группы знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций приемлемых для оптимальной межгрупповой адаптации.

Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоции внимание групп привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

4-й этап. Игра и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на каждую группу.

Используются мимические и пантомимические способности сотрудников для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера сотрудников организации, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

5-й этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.

Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Игры-релаксации

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он при­нимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.

Перечень таких игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».

Адаптационные игры

Используются в период адаптации к профессиональной деятельности, смене коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала каких-либо важных дел.

При этом используются игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».

Игры-формулы

Используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь».

Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов.

Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы в течение рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.

Игры-освобождения

Это методическое выражение идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавления от него.

Существует несколько форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с перевоплощением человека в другой предмет, например дерево; вторая производится за счет рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например «Видеокамера»; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например «Плохой – хороший».

Перечень игр-освобождений. «Диалог», «Видеокамера», «Плохой – хороший», «Мой враг – мой друг».

Игры-коммуникации

Процесс общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Для успешного выполнения деятельности ребенок должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у детей внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения.

Игровые упражнения: «Мышечная броня», «Маска релаксации», «Давление», «Поставь себя на место другого», «Монолог с двойником», «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие», «Я-жена», «Я-мать», «Анонимный список претензий», «Ревизия» и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Методы предупреждения конфликтной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы предупреждения конфликтной ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)