Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МЕКСИКЕ



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МЕКСИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




История страны

Раскопки в Тепеспане, произведенные в 1947, и в других местах свидетельствуют о том, что следы пребывания человека на территории Мексики относятся по меньшей мере к XX тысячелетию до н.э. В середине I тысячелетия до н.э. в Центральной и Южной Мексике стали складываться оседлые культуры, экономическую основу которых составляло выращивание маиса, бобов и тыквы.

Ранние цивилизации. Древняя мексиканская культура ольмеков процветала в 12–5 вв. до н.э., с центрами Ла-Венте, Трес-Сапотес и Серро-де-лас-Месас на территории нынешних штатов Веракрус, Табаско и Герреро. Культура ольмеков оказала значительное влияние на формирование более поздних классических цивилизаций Мексики, процветавших в 4–9 вв. н.э.: на культуры Теотиуакана в центральной долине Анауак; сапотеков в Оахаке и Теуантепеке с центром Монте-Альбан; тотонаков на территории современного штата Веракрус с центром в Эль-Тахине и высокоразвитой цивилизации майя, сложившейся в Южной Мексике и в Гватемале. Достижения майя включают в себя сложную религиозно-мифологическую систему, иероглифическое письмо, величественную архитектуру, изысканную скульптуру и утонченное декоративно-прикладное искусство, обширные познания в математике и астрономии и точный календарь.

Эти классические цивилизации распались приблизительно в одно время. Исключение составляют юкатанские майя, культура которых просуществовала до испанского завоевания. В 8 в. н.э. в Центральную Мексику вторглись завоеватели с севера, тольтеки. В 9–10 вв. они создали обширное государство со столицей Толлан, или Тольян (современная Тула), и покорили страну майя. На территории Юкатана сложилось майя-тольтекское государство, столицей которого в 11 в. стала Чичен-Ица, а после ее разрушения в 12 в. – Майяпан. Сапотеков оттеснили на юг миштеки, также пришедшие с севера.

Около 12 в. государство тольтеков пало под ударами северных кочевых народов науа. Среди них были и теночки, или мешика (самоназвания ацтеков), которые ок. 1325 основали на островах озера Тескоко на месте нынешнего Мехико свою столицу Теночтитлан. Посредством союзов и завоеваний они значительно расширили свои владения, хотя фактически так называемая ацтекская империя представляла собой объединение городов-государств со свободно присоединившимися к ним селениями и племенами, обложенными данью. Ко времени появления в Мексике испанцев владения императора ацтеков Монтесумы (Моктесумы) II простирались на юг до Оахаки, на запад до Мичоакана и на восток до Мексиканского залива. Лишь жители соседних городов Тласкала и Тескоко и тараски на западе сумели сохранить свою независимость. Ацтеки возвели в культ войну и практиковали массовые человеческие жертвоприношения. Культура ацтеков многое заимствовала из культур завоеванных народов. Дальнейшее развитие ацтекской цивилизации было прервано испанскими конкистадорами.

Испанское завоевание. Слухи о богатствах Мексики привлекли внимание испанских конкистадоров. Первый зафиксированный контакт европейцев с народами Месоамерики произошел в 1511, когда у полуострова Юкатан потерпело кораблекрушение испанское судно, следовавшее из Панамы на остров Эспаньолу (совр. Гаити). Один из оставшихся в живых членов команды, Херонимо де Агилар, долгое время жил с майя, выучил их язык и восемь лет спустя стал переводчиком в экспедиции Эрнана Кортеса. Целенаправленное исследование и завоевание Мексики началось в 1517 под руководством губернатора Кубы Диего Веласкеса. Он послал к берегам Мексиканского залива три экспедиции: первую в 1517 возглавил Франсиско Эрнандес де Кордова, вторую (1518) – Хуан де Грихальва и третью (1519) – Эрнан Кортес.

В последний момент губернатор приказал заменить Кортеса на посту командующего, но 10 февраля 1519 тот самовольно отплыл в Мексику на 11 кораблях, вместивших 550 людей и 16 лошадей. На Юкатане Кортес взял с собой Агилара, а в стране табасков индейскую девушку-рабыню Малинче (позже окрещенную Мариной), которая служила ему переводчиком. На побережье Мексиканского залива он основал поселение Вилья-Рика-де-ла-Вера-Крус (букв. Богатый город Истинного Креста), ставший плацдармом для завоевания страны. Выйдя из подчинения губернатору Кубы, Кортес объявил себя генерал-капитаном. С целью пресечь дезертирство он сжег свои корабли.

Кортес умело использовал противоречия, раздиравшие ацтекское государство, привлек на свою сторону тлашкаланцев и с их помощью за два года взял Теночтитлан и покорил империю. Утвердившись в долине Мехико, он послал экспедиции на запад Мексики и в Центральную Америку. В 1522 испанский император Карл V высоко оценил заслуги Кортеса: утвердил его генерал-капитаном и губернатором завоеванных земель, пожаловал ему титул маркиза дель Валье де Оахака и отписал в его личное владение земли площадью 64 750 кв. км. со 100 000 проживавших на них индейцев.

Колониальный период. В 1528 испанская корона ограничила власть Кортеса, прислав в Мексику аудьенсию – административно-судебную коллегию, подчинявшуюся непосредственно королю. В 1535 Мексика вошла в состав вновь созданного вице-королевства Новая Испания. Первым вице-королем, личным представителем испанского монарха в Новой Испании стал Антонио де Мендоса; в 1564 его сменил на посту Луис де Веласко. В течение трех веков, с 1521 по 1821, Мексика оставалась колониальным владением Испании. Несмотря на активное взаимодействие местных и европейских традиций, в культурном отношении мексиканское общество представляло собой довольно пеструю картину. Колониальная экономика была основана на эксплуатации индейцев, которых вынуждали работать на отобранных у них землях и на рудниках. Испанцы внедрили в традиционное индейское земледелие новые аграрные технологии и новые сельскохозяйственные культуры, включая цитрусовые, пшеницу, сахарный тростник и оливки, обучили индейцев животноводству, начали систематическую разработку земных недр и создали новые центры горнорудного дела – Гуанахуато, Сакатекас, Пачука, Таско и др.

Важнейшим инструментом политического и культурного влияния на индейцев стала Римско-католическая церковь. Ее миссионеры-первопроходцы фактически расширяли сферу испанского влияния.

В течение 18 в. Бурбоны, правившие Испанией, под влиянием идей Просвещения провели в колониях ряд реформ, направленных на централизацию власти и либерализацию экономики. В Мексике проявили себя незаурядные администраторы, в их числе выдающиеся вице-короли Антонио Мария Букарели (1771–1779) и граф Ревильяхихедо (1789–1794).

 Война за независимость. Антиколониальная война в Мексике, развернувшаяся после оккупации Испании войсками Наполеона, развивалась под воздействием Великой французской революции и Войны за независимость США. Вместе с тем освободительное движение зародилось не в среде столичных креолов (белых американского происхождения), а в самом сердце горнодобывающего района и на начальных этапах носило характер чуть ли не расовой войны. Восстание, начавшееся в селении Долорес 16 сентября 1810, возглавил священник Мигель Идальго (1753–1811). Подчиняясь его призыву «Независимость и смерть испанцам!», вошедшему в историю под названием «Клич Долорес», восставшие, в большинстве своем индейцы и метисы, двинулись на столицу с воодушевлением крестоносцев. Исполненный благих иллюзий и безрассудный падре Идальго оказался плохим военачальником, и через десять месяцев он был схвачен испанцами, лишен духовного сана и расстрелян. 16 сентября отмечается в Мексике как День независимости, а Идальго почитается национальным героем.

Знамя освободительной борьбы подхватил другой приходской священник, республиканец по убеждениям Хосе Мария Морелос (1765–1815), проявивший незаурядные способности военачальника и организатора. Созванный по его инициативе Чильпансингский конгресс (ноябрь 1813) принял декларацию о независимости Мексики. Однако через два года Морелоса постигла судьба его предшественника Идальго. В последующие пять лет движение за независимость в Мексике приняло характер партизанской войны под руководством местных вождей, таких, как Висенте Герреро в Оахаке или Гуадалупе Виктория в штатах Пуэбла и Веракрус.

 

Успех испанской либеральной революции 1820 убедил консервативных мексиканских креолов, что им не стоит больше полагаться на метрополию. Креольская верхушка мексиканского общества подключилась к движению за независимость, что и обеспечило ему победу. Креольский полковник Агустин де Итурбиде (1783–1824), некогда воевавший против Идальго, сменил политический курс, объединил свою армию с силами Герреро и совместно с ним 24 февраля 1821 в городе Игуала (совр. Игуала-де-ла-Индепенденсия) выдвинул программу, получившую название «План Игуала». Этот план декларировал «три гарантии»: независимость Мексики и установление конституционной монархии, сохранение привилегий католической церкви и равенство прав креолов и испанцев. Не встречая серьезного сопротивления, армия Итурбиде 27 сентября заняла Мехико, а на следующий день была провозглашена независимость страны в рамках «плана Игуалы».

Независимая Мексика в первой половине 19 в. Независимость сама по себе еще не обеспечивала консолидации нации и формирования новых политических институтов. Кастово-иерархическая структура общества сохранилась в прежнем виде, если не считать того, что креолы сменили испанцев на верхушке социальной пирамиды. Развитию новых общественных отношений препятствовали церковь с ее привилегиями, армейское командование и крупные латифундисты, продолжавшие расширять свои поместья за счет индейских земель. Экономика по своему характеру оставалась колониальной: она была целиком ориентирована на производство продуктов питания и добычу драгоценных металлов. Поэтому многие события мексиканской истории можно рассматривать как попытки преодолеть гнет колониального наследия, консолидировать нацию и обрести полную самостоятельность.

Из освободительной войны Мексика вышла сильно ослабленной – с пустой казной, разрушенной экономикой, прерванными торговыми связями с Испанией, непомерно раздутыми бюрократическим аппаратом и армией. Скорейшему решению этих проблем препятствовала внутриполитическая нестабильность.

После объявления независимости Мексики было сформировано временное правительство, но в мае 1822 Итурбиде совершил государственный переворот и короновал себя императором под именем Августина I. В начале декабря 1822 командующий гарнизоном Веракруса Антонио Лопес де Санта-Ана (1794–1876) поднял мятеж и провозгласил республику. Вскоре он объединил силы с повстанцами Герреры и Виктории и в марте 1823 вынудил Итурбиде отречься от престола и эмигрировать. Учредительный конгресс, созванный в ноябре того же года, состоял из враждующих лагерей либералов и консерваторов. В результате была принята компромиссная конституция: по настоянию либералов Мексика объявлялась федеративной республикой наподобие США, тогда как консерваторы сумели утвердить статус католической религии как официальной и единственно дозволенной в стране и сохранить различного рода привилегии духовенства и военных, включая их неподвластность гражданскому суду.

Первым законно избранным президентом Мексики стал М.Гуадалупе Виктория (1824–1828). В 1827 консерваторы подняли мятеж, но потерпели поражение. В 1829 президентом стал кандидат от либеральной партии Висенте Герреро, отменивший рабовладение и отразивший последнюю попытку Испании восстановить свою власть в бывшей колонии. Герреро продержался у власти меньше года и был свергнут консерваторами в декабре 1829. Либералы ответили противникам очередным государственным переворотом и в 1833 передали власть Санта-Ане.

Этот типичный латиноамериканский каудильо (вождь, диктатор) пять раз переизбирался на президентском посту и правил страной сам либо через подставных лиц в течение 22 лет. Он обеспечил стране внутриполитическую стабильность и экономический подъем, сопровождавшийся расширением среднего класса. Однако внешняя политика Санта-Аны привела страну к национальной катастрофе. В войне с США Мексика потеряла почти две трети своей территории – нынешние североамериканские штаты Аризона, Калифорния, Колорадо, Невада, Нью-Мексико, Техас и Юта.

Территориальные притязания США к Мексике обозначились еще в самом начале 19 в., угрожающий характер они приняли в конце 1820-х, когда североамериканские переселенцы стали во множестве проникать в Техас. Колонисты испытывали острую нехватку рабочей силы на своих плантациях и стремились легализовать работорговлю. С этой целью в 1836 техасцы отделились от Мексики и провозгласили Техас независимой республикой, которую в 1837 признали США. В 1845 североамериканский конгресс принял резолюцию о включении Техаса в состав США в качестве рабовладельческого штата, а на следующий год в ответ на протесты Мексики объявил ей войну. Санта-Ана терпел одно поражение за другим, пока в сентябре 1847 не сдал столицу и не подписал акт о капитуляции.

По навязанному победителями мирному договору Гуадалупе-Идальго, (1848) Мексика отдавала США свои северные провинции. Это поражение имело катастрофические последствия для мексиканской экономики, не говоря о тяжелом моральном наследии в отношениях между соседними странами. Но на этом территориальные потери Мексики не закончились. В 1853 Санта-Ана, вновь вернувшийся к власти, продал США по договору Гадсдена долину Месилья. В 1854 губернатор штата Герреро Хуан Альварес и начальник таможни Игнасио Комонфорт подняли мятеж и выступили в городке Аютла (соврем. Аютла-де-лос-Либес) с призывом к свержению диктатуры Санта-Аны. Мятеж быстро перерос в революцию, и в 1855 диктатор был изгнан из страны.

Период реформ. Либеральные реформы, осуществленные Бенито Хуаресом (1806–1872), представляли собой вторую подлинную революцию в истории Мексики. В своей деятельности Хуарес опирался на идеологов среднего класса – адвокатов, журналистов, интеллектуалов, мелких предпринимателей, стремившихся создать демократическую федеративную республику, покончить с привилегиями духовенства и военных, обеспечить экономическое процветание государства, перераспределив колоссальные богатства церкви, и, самое главное, создать класс мелких собственников, которые смогут противостоять засилью крупных землевладельцев и составить костяк демократического общества. По сути дела, это была буржуазная революция, осуществленная метисами.

На посту министра юстиции Хуарес провел реформы 1855 и 1856. Из них важнейшими стали т.н. «закон Хуареса», отменявший судебные привилегии военных и духовенства, и «закон Лердо», который лишал церковь права владения землей и недвижимым имуществом, за исключением культовых сооружений и жилищ монахов. Закон передавал в аренду земельные поместья гражданских корпораций, что, несмотря на сопротивление Хуареса, было использовано для захвата индейских общинных земель, особенно позже, в эпоху диктатуры П.Диаса.

Венцом реформаторской деятельности либералов стало принятие прогрессивной конституции 1857, которая вызвала трехлетнюю кровопролитную гражданскую войну. В этой войне США поддерживали Хуареса, ставшего президентом Мексики в 1858. Англия, Франция и Испания покровительствовали оппозиционерам, которые в конце концов потерпели поражение. Во время войны Хуарес принял пакет т.н. «законов о реформе», провозглашавших отделение церкви от государства и национализацию церковного имущества, вводивших гражданский брак и др. Впоследствии, в начале 1870-х годов, эти законы были введены в конституцию.

Главную проблему правительства Хуареса составляли иностранные долги. После того как в июле 1861 мексиканский конгресс объявил о приостановке на два года платежей по иностранным долгам, представители Англии, Франции и Испании подписали в Лондоне конвенцию о вооруженной интервенции в Мексику. В начале 1862 соединенные силы трех государств оккупировали важнейшие мексиканские порты с целью собрать таможенные сборы и возместить понесенный ущерб. США в это время были поглощены гражданской войной и не имели возможности применить на практике доктрину Монро. Испания и Англия вскоре вывели свои войска из Мексики, Наполеон Ш двинул экспедиционный корпус на столицу. Французы были разбиты в битве при Пуэбло 5 мая 1862 (эта дата стала в Мексике национальным праздником). Однако на следующий год французы усилили свою армию, взяли столицу и при поддержке мексиканских консерваторов после маскарадного плебисцита посадили на трон Максимилиана Габсбурга.

Император не стал отменять «законы о реформе», чем отдалил от себя консерваторов, и в то же время, несмотря на все попытки, не смог достичь компромисса с оппозицией либералов во главе с Хуаресом. В 1866 Наполеон III вывел войска из Мексики, имея более амбициозные планы в Европе и к тому же опасаясь вмешательства США и роста мексиканского сопротивления. Неизбежная развязка не замедлила себя ждать: в 1867 Максимилиан был разбит, пленен, осужден и расстрелян.

 Диктатура Порфирио Диаса. После смерти Хуареса в 1872 президентом стал Себастьян Лердо де Техада. В 1876 генерал Порфирио Диас (1830–1915) поднял мятеж, разгромил правительственные войска, вошел в Мехико и взял власть в свои руки. В 1877 по решению конгресса он стал президентом Мексики. В 1881 он уступил президентство на один срок, но в 1884 вернулся к власти, которую удерживал 27 лет вплоть до своего свержения в 1911.

 

Диас начал с укрепления своей власти. Для этого он вошел в соглашение с крупнейшими фракциями либералов и консерваторов, ослабил действие антиклерикальных реформ, чем привлек на свою сторону духовенство, и подчинил себе армейскую верхушку и местных каудильо. Излюбленный лозунг Диаса «меньше политики, больше управления» сводил общественную жизнь страны к голому администрированию, т.е. подразумевал нетерпимое отношение ко всякому проявлению инакомыслия и абсолютную власть диктатора, представлявшего себя гарантом стабильности, справедливости и процветания.

Особое значение Диас придавал экономике. Под лозунгом «порядок и прогресс» он добился устойчивого экономического развития общества и стал пользоваться поддержкой растущего бюрократического аппарата, крупных землевладельцев и иностранного капитала. Выгодные концессии поощряли иностранные компании вкладывать капиталы в разработку мексиканских природных ресурсов. Строились железные дороги и телеграфные линии, создавались новые банки и предприятия. Став платежеспособным государством, Мексика легко получала иностранные кредиты.

Эта политика проводилась под влиянием особой группы в управленческом аппарате режима – т.н. сьентификос («ученых»), которые считали, что Мексика должна управляться креольской элитой, а метисам и индейцам отводили подчиненную роль. Один из лидеров группы Хосе Лимантур занимал пост министра финансов и многое сделал для развития мексиканской экономики.

Мексиканская революция. Несмотря на успехи в развитии экономики, диктатура Диаса стала вызывать растущее недовольство самых широких слоев населения. Крестьянство и представители коренного населения, страдая от произвола помещиков, расхищения общинных земель и тяжелых повинностей, поднимали восстания под лозунгом «Земля и свобода!». Интеллигенция и либеральные круги тяготились деспотическим режимом правящих групп и властью церкви, добивались гражданских прав и свобод. Зависимость Мексики от иностранного капитала порождала требования экономической и внешнеполитической независимости страны.

Организованная борьба против диктатуры Диаса началась на рубеже 19 и 20. В 1901 оппозиционные круги создали Мексиканскую либеральную партию (МЛП), провозгласившую намерение добиться восстановления конституционных свобод. Ведущую роль в движении быстро приобрел Энрике Флорес Магон, постепенно эволюционировавший в сторону анархистских взглядов. Принужденный эмигрировать за границу, он организовал в США «Организационную хунту МЛП», которая с 1906 возглавила серию восстаний и стачек на территории Мексики, стремясь свергнуть диктатора и осуществить социальные преобразования.

Восстание Мадеро. Диас поднес спичку к бочке с порохом, дав интервью американскому журналисту Джеймсу Криллмэну, в котором заявил, что Мексика созрела для демократии, что он не собирается выставлять свою кандидатуру на выборах 1910 и готов допустить к выборам оппозиционные партии. Это интервью стимулировало политическую активность оппозиции во главе с Франсиско Мадеро, отпрыском богатого землевладельца.

Мадеро сформировал оппозиционную партию антиреэлексионистов (противников переизбрания). Мадеро использовал опыт предшественников и сформировал оппозиционную партию антиреэлексионистов. В ответ на интервью Крилмана он опубликовал книгу под названием Президентские выборы 1910, в которой подверг резким нападкам милитаристский диктаторский режим. Бурная деятельность Мадеро принесла ему славу «апостола мексиканской демократии».

Однако Диас нарушил свои обещания, вновь выдвинул свою кандидатуру и был переизбран президентом. При этом он развязал репрессии против оппозиции и заточил Мадеро в тюрьму. Мадеро удалось бежать в США, где он подготовил революционный мятеж, начавшийся 20 ноября 1910. Восстание быстро переросло в революцию, и через шесть месяцев, 21 мая 1911, правительство подписало договор в Сьюдад-Хуаресе об отставке Диаса и создании временного правительства. В ночь с 24 на 25 мая Диас тайно покинул столицу и отбыл в Европу.

В ноябре 1911 Мадеро был избран президентом. Его короткое 15-месячное президентство составило, можно сказать, идеалистическую фазу революции. Благонамеренный, но политически неопытный Мадеро попытался дать Мексике демократию. На этом пути он столкнулся со множеством препятствий – таких, как противодействие конгресса; нападки прессы, злоупотреблявшей свободой слова; возрастающая зависимость правительства от армии; интриги посла США Генри Вильсона, поддерживавшего противников Мадеро; военные мятежи. Мадеро подвергался атакам и консерваторов, опасавшихся разрастания революции, и радикальных либералов, недовольных медленным ходом преобразований. Колоссальные силы и средства отнимала борьба с мятежами – например, с восстанием Паскуаля Ороско, бывшего главнокомандующего революционной армии, или с крестьянским партизанским движением на юге страны под руководством Эмилиано Сапаты (1883–1919). Завершающим ударом стал мятеж столичного гарнизона, начатый 9 февраля 1913. Уличные бои, продолжавшиеся в течение десяти дней (т.н. «трагическая декада»), нанесли большой ущерб городу и повлекли многочисленные жертвы среди мирного населения. Командующий правительственными войсками Викториано Уэрта (1845–1916), тайный участник заговора, 18 февраля арестовал Мадеро и его вице-президента Хосе Пино Суареса. 22 февраля они были убиты охраной по пути в тюрьму.

Годы войны. Убийство Мадеро и установление военной диктатуры В.Уэрты объединило различные фракции революционеров. Губернатор штата Кауила Венустиано Карранса (1859–1920) 26 марта 1913 провозгласил «план Гуадалупе», в котором призвал к восстановлению конституционного правительства. Борьбу против Уэрты возглавили генерал Альваро Обрегон (1880–1928) и крестьянские вожди Э.Сапата и Франсиско (Панчо) Вилья (1878–1923). Объединенными силами они свергли режим Уэрты в июле 1914. В определенной степени этому способствовал и тот факт, что президент США Вудро Вильсон отказался признать правительство Уэрты.

Однако сразу после победы революционеры начали борьбу за власть. В октябре 1914 с целью примирить враждующие стороны был созван революционный конвент в Агуаскальентес при участии представителей Вильи и Сапаты. Убедившись, что Карранса заботится только об удержании власти, конвент назначил ряд исполнителей для проведения социальных и экономических реформ. Большинство собрания потребовало, чтобы Карранса сложил с себя звание «вождя революции», но тот отказался это сделать и перенес свою штаб-квартиру в Веракрус. Выпустив ряд революционных декретов, Карранса привлек на свою сторону рабочих и мелких землевладельцев. Правительственные войска под командованием Обрегона весной 1915 разбили Северную дивизию Вильи в битвах при Селае и Леоне и взяли под контроль центральную часть страны. Сапата продолжал сопротивление на юге, пока не был убит в 1919. Вилья вел партизанскую войну на севере вплоть до свержения Каррансы в 1920.

Мексиканская революция и США. С самого начала мексиканская революция вызывала озабоченность правящих кругов США, которым предстояло определиться в отношении нейтралитета, признания новых правительств, продажи оружия и защиты имущества граждан США от возможного ущерба. Разочарованные в режиме Диаса, США придерживались политики невмешательства во время восстания Мадеро и признали его в качестве президента. Однако посол США в Мексике Генри Лейн Вильсон постоянно интриговал против нового правительства, поддерживал мятежников и несет моральную ответственность за то, что не смог предотвратить убийства Мадеро.

Президент Вильсон отказался признать Уэрту в силу того, что тот пришел к власти незаконным путем, убив соперника. Вильсон полагал, что непризнание диктатора будет способствовать его свержению и проведению необходимых реформ. Прямым результатом этой политики «стороннего наблюдателя» стало вооруженное вмешательство США с целью воспрепятствовать доставке оружия режиму Уэрты. Когда немецкий корабль с оружием встал на якорь в Веракрусе, Вильсон приказал военно-морским силам США захватить город. Эти действия, вызвавшие возмущение мексиканцев, грозили привести к войне. Только дипломатическое посредничество Аргентины, Бразилии и Чили помогло предотвратить крупномасштабный конфликт.

После падения диктатуры Уэрты Вильсон пытался примирить враждующие фракции революционеров. Эти попытки потерпели провал, и после разгрома Северной дивизии Вильи США признали правительство Каррансы. В марте 1916 отряд Вильи перешел границу США и совершил налет на приграничный городок Колумбус штата Нью-Мексико. В ответ Вильсон послал против вильистов карательную экспедицию под командованием генерала Першинга. Однако североамериканцы встретили ожесточенное сопротивление мексиканцев и, потерпев ряд поражений, в январе 1917 начали эвакуацию войск с территории Мексики.

Принятие конституции 1917 обострило отношения между странами, поскольку ряд ее статей ущемлял интересы североамериканских компаний в Мексике.

На парламентских и местных выборах в июле 1997 ИРП впервые потеряла большинство в Палате депутатов. Оппозиционные ПДР и ПНД получили на несколько мест больше, чем правящая партия. Первые прямые выборы мэра столицы выиграл лидер ПДР К.Карденас, собравший более 47% голосов, а ПНД победила на выборах губернаторов в штатах Нуэво Леон и Керетаро. Таким образом, ИРП сохраняла власть в 25 штатах, а ПНД – в 6. ИРП потеряла голоса и на коммунальных выборах.

В последующие годы система власти ИРП продолжала размываться, партия утратила еще несколько губернаторских постов. В 1999 коалиция ПДР и левой Партии труда выиграла губернаторские выборы в Южной Нижней Калифорнии; оппозиция победила и в Наярите. В результате ИРП сохраняла власть лишь в 21 штате. Падению популярности правительства способствовало и насильственное подавление университетской стачки в 2000. Чтобы привлечь симпатии избирателей, партия постановила отменить практику назначения кандидата в президенты с помощью президентского декрета и ввести систему внутрипартийных выборов.

Всеобщие выборы в 2000 коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. ИРП впервые утратила власть в Мексике. Ее кандидат в президенты Франсиско Лабастида набрал всего 36,1% голосов, уступив кандидату блока ПНД и Зеленых Висенте Фоксу, который получил 42,5% голосов. К.Карденас, выдвинутый блоком ПДР, ПТ и ряда небольших левых партий, завоевал 16,6%, Гильберто Ринкон (партия «Социальная демократия») – 1,6%, Мануэль Камачо (Партия демократического центра) – 0,6% и Порфирио Муньос от Подлинной партии мексиканской революции – 0,4%. Однако пришедшей к власти коалиции не удалось получить абсолютного большинства мест в конгрессе. ИРП вновь проиграла выборы мэра столицы и лишилась поста губернатора Чиапаса.

Вступив на президентский пост, Висенте Фокс пообещал осуществить кардинальные перемены. Но к 2003 ему так и не удалось добиться осуществления своей программы и обещаний: провести приватизацию энергетики, договориться о либерализации миграции мексиканцев в США, создать 1 миллион новых рабочих мест и урегулировать конфликт в Чиапасе. Продолжалось разорение крестьянства, страдающего от воздействия НАФТА. В результате в ходе парламентских выборов 2003 правящая ПНД утратила четверть голосов и около 70 мест в Палате депутатов, а на первое место вновь вышла ИРП.

 

Культура страны

Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США.

В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие великолепные образцы искусства и зодчества и сформировавшие стабильные государственные образования.

Революция 1910–1917 стала поворотным моментом в социальном и культурном развитии Мексики. Мощный импульс пробудившейся индейской культуры нашел отклик во всех сферах национальной жизни, в том числе в искусстве – особенно в музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, литературе и архитектуре.

Архитектура и изобразительное искусство. В колониальный период наиболее высокой степени развития достигла мексиканская архитектура. Под руководством испанских зодчих, большей частью священнослужителей, индейцы возвели множество культовых и светских зданий в ренессансном и барочном стилях, которые в ту эпоху преобладали в Испании. Праздничный вид куполам и фасадам придавал изразцовый декор. Стены храмов украшались масштабными фресками.

В течение 19 в. в развитии мексиканского искусства не наблюдалось значительных сдвигов. На Всемирной парижской выставке 1889 Мексика выстроила свой павильон в мавританском стиле, характерном для Испании 14 в. В 1909, накануне падения диктатуры Порфирио Диаса, в Мексику вернулись художник Диего Ривера (1886–1957) и теоретик искусства Доктор Атль (псевдоним Херардо Мурильо, 1875–1964). К этому времени в национальном изобразительном искусстве обозначились две крупные фигуры: автор гравюр Хосе Гуадалупе Посада (1851–1913) и живописец Франсиско Гойтия (1884–1960).

Литература. Из доколумбовых литератур Мексики до наших дней дошли отдельные образцы эпической, лирической и гимнической поэзии, большей частью в переводах на испанский. Собственно мексиканская литература начинает складываться в раннеколониальный период в хрониках конкисты. Выдающимися творцами этого жанра были конкистадоры Эрнан Кортес (1485–1547) и Берналь Диас дель Кастильо (ок. 1492–1582), монахи Бернардино де Саагун (1550–1590), Торибио Мотолиния (1495–1569) и Хуан де Торкемада. В мексиканской литературе 17 в., как и в архитектуре, преобладал барочный стиль с характерными для него искусственностью, избыточной образностью и метафоричностью. В колониальный период выделяются три фигуры: прозаик-эрудит Карлос Сигуэнса-и-Гонгора (1645–1700), великая поэтесса Хуана Инес де ла Крус (1648–1695), заслужившая почетный титул «Десятой музы», и Хуан Руис де Аларкон (1580–1639), уехавший в Испанию, где он прославился как один из крупнейших драматургов Золотого века испанской литературы.

Радикальное обновление художественного языка мексиканской поэзии начали поэты группы «Контемпоранеос» (1928–1931), куда входили Хайме Торрес Бодет (1902–1974), Карлос Пельисер (1899–1977), Хосе Горостиса (1901–1973), Сальвадор Ново (1904 - 1974), Хавьер Вильяуррутия (1904–1950) и др. Их начинания подхватили и творчески развили Эфраим Уэрта (р. 1914) и Октавио Пас, лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1990.

Важную роль в литературном процессе Мексики в 20 в. сыграла эссеистика с ее центральной темой поиска латиноамериканской и мексиканской сущности. Выдающиеся произведения в этом жанре создали культурфилософы Хосе Васконселос (1881–1959), Альфонсо Рейес (1889–1959), Антонио Касо (1883–1946), Самуэль Рамос (1897–1959), Октавио Пас (1914 - 1998) и Леопольдо Сеа (1912 - 2004).

 Кинематограф и драматический театр. Мексика занимает лидирующее положение в латиноамериканском кинематографе. В начале 1980-х годов в стране ежегодно производилось около сотни полнометражных фильмов, которые затем распространялись по всему испаноязычному миру. Международные премии в области кинематографа получили режиссеры Эмилио Фернандес по прозвищу «Индеец» и братья Родригесы, оператор Габриель Фигероа, а также испанский режиссер Луис Бунюэль, который в 1947 приехал в Мексику и создал здесь несколько фильмов, получивших всемирную известность. Мексиканец Марио Морено, один из самых популярных латиноамериканских актеров, своей пантомимой и актерской манерой напоминает Чарли Чаплина.

Музыка. Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных.

Огромную роль в распространении и пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл великолепный фольклорный балет, созданный в начале 1960-х годов. Этот коллектив сочетает умело стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой.

Профессиональная музыкальная культура Мексики в 20 в. породила ряд выдающихся композиторов. В 1920-е годы Карлос Чавес (1899–1978), задавшись целью обновить мексиканскую музыку и придать ей национальный характер, стал использовать в своих сочинениях индейские темы, мелодии и музыкальные инструменты. Чавес был основателем и главным дирижером Национального симфонического оркестра (создан в 1928), директором консерватории в Мехико (1928–1934); он много гастролировал за рубежом и получил международное признание. Начинания Чавеса продолжили известные композиторы Мануэль Мария Понсе (1882–1948) и Сильвестре Ревуэльтас (1899–1940). Большой вклад в развитие мексиканской музыкальной культуры внесли Блас Галиндо Димас (1910 - 1993), директор консерватории в 1947–1961, фольклорист Висенте Торибио Мендоса (1894–1964), музыковед Отто Майер-Серра (1904–1968), композиторы Канделарио Уисар (1883–1970), Мигель Берналь Хименес (1910–1956), Хосе Пабло Монкайо (1912–1958), Хосе Ролон (1883–1945), Родольфо Алатер, Луис Санди и др.

Образование. В Мексике введено светское образование, что не является препятствием для деятельности частных религиозных школ. Несмотря на законодательно закрепленное бесплатное обязательное начальное образование, 9% подростков от 6 до 17 лет не имеют возможности посещать школу по причине материальных затруднений. По данным на 1995 в Мексиканском национальном автономном университете (основан в 1553) обучалось 330 тыс. студентов. Кроме него, в стране функционирует еще полсотни университетов. Одним из лучших считается Технологический институт в Монтеррее.

Мексиканское правительство проводит политику вовлечения индейцев в сферу современной цивилизации. С этой целью в индейских поселениях создаются культурные миссии, где трудятся несколько специалистов различного профиля – например, медсестра, учитель, плотник, агроном, работник социальной сферы. Они посещают близлежащие районы, изучают индейские обычаи и затем передают свои знания индейцам, но таким образом, чтобы не подорвать основ их самобытной культуры. Эта программа оказалась настолько эффективной, что под эгидой ЮНЕСКО на озере Пацкуаро был создан Центр фундаментальной подготовки учителей для других стран Латинской



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МЕКСИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МЕКСИКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)